Сегодня: 15.12.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 15 декабря 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


К НАМ ЕДЕТ АУДИТОР

Или несколько слов о "дружеской" проверке

Аудиторская проверка представляет собой подтверждение вашей отчетности независимым аудиторским заключением, которое повысит ваш имидж в глазах партнеров, упростит взаимоотношения с налоговыми органами, таможней, банками, государственными учреждениями, а рекомендации аудиторов по результатам проверки помогут вам вести свой бизнес более безопасно и эффективно, оптимизировать учет и налогообложение.

Аудиторская проверка заключается в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения предприятия. А результатом таковой в итоге станет отчет аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности этого предприятия.

Положительный результат аудиторской проверки зависит от качественной подготовки. Для того чтобы подготовка была наиболее эффективна, необходимо заранее выяснить, как и что проверяют аудиторы, и навести порядок в всех "нужных местах".

КТО ОН -- АУДИТОР?

Аудитор -- это некий независимый эксперт, целью которого является -- засвидетельствовать достоверность финансовой отчетности и подтвердить, что учет в организации ведут в соответствии с российским законодательством. Стоит сразу отметить тот факт, что в любой аудиторской практике существует определенное понятие - уровень существенности. Это значит, что аудитор оценивает только те аспекты хозяйственной деятельности фирмы, неправильный учет которых может привести к существенному искажению отчетности. А факторы, которые такого глобального влияния на бухгалтерскую отчетность не имеют, аудиторской проверки обычно не подлежат. В отличие от налоговой проверки, при нахождении серьезных ошибок у вас есть время их исправить, а в результате Вы получаете положительное аудиторское заключение. Поэтому получается, аудитор для бухгалтера скорее друг, чем враг.

УГРОЗА НЕОПЫТНОМУ БУХГАЛТЕРУ

И все же некоторые риски для бухгалтера такая проверка несет -- это потенциальная возможность испортить отношения между бухгалтерией и руководством.

Так как по результатам проверки аудиторы обычно составляют отчет, в котором указывают все выявленные недочеты. И такое заключение адресовано руководству компании, и оно в свою очередь может продемонстрировать и уровень профессионализма бухгалтера, создав его хорошую или плохую репутацию в глазах начальства. А если найденные ошибки к тому же были грубыми и их устранение грозит фирме потерей денег, то тут уже и до увольнения недалеко. Соответственно, для того, чтобы такого досадного недоразумения со счетоводом не случилось, ему следует еще до прихода аудиторов навести порядок в своей бухгалтерии.

КАКОВА ОНА -- ПРОВЕРКА?

Здесь при подготовке к такому ответственному моменту, как аудиторская проверка, не стоит переусердствовать, скажем, начиная заново перелопачивать всю "первичку" проверяемого периода. Знайте, что все ваши хозяйственные операции проверить все-равно никто не успеет. Потому порядок в учете нужно производить выборочно. А для выборки надо знать, чем могут заинтересоваться аудиторы. Нормальная практика работающего аудитора, установленная аудиторскими стандартами -- выявлять существенные искажения отчетности. Поэтому проверят только значимые для данной фирмы операции: для проверки отбираются документы по наиболее характерным транзакциям и по операциям на существенные суммы.

ПРЕДПРИНИМАЕМ МЕРЫ

Итак, выделим три основных этапа, которые предстоит преодолеть бухгалтеру перед началом аудиторской проверки:

1) привести в порядок первичные документы по всем существенным операциям, к которым аудитор обязательно будут придираться, если первичка оформлена с нарушениями.

Предстоящая аудиторская проверка -- это повод, наконец, разобраться со всеми неточностями и неясностями, связаться со своими контрагентами и получить все недостающие документы, заменить сомнительные бумаги, собрать отсутствующие подписи и печати, заполнить пропущенные реквизиты. Если вы этого не сделаете заранее, то проверка может значительно затянуться, так как уточнения подобного рода все равно придется делать, но уже в процессе аудита. И это займет немало времени. А лишнее время -- лишние деньги. 2) провести инвентаризацию.

Проводя таковую накануне проверки, вы тем самым подтверждаете, что ваш учет не выдуман из головы, а полностью отражает экономическую деятельность компании. Также если в процессе инвентаризации обнаруживается несовпадение фактических и учетных данных, есть время внести исправления. И хотя проводить инвентаризацию перед составлением годовой отчетности обязывает законодательство (ст. 12 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ), многие фирмы подходят к этой обязанности формально. Инвентаризируют только имущество, игнорируя кредиторскую и дебиторскую задолженности, незавершенку, резервы и т. п.

Несоответствие данных бухгалтерского учета товарно- материальных ценностей и регистров складского учета также не редкость. Особенно если склад территориально удален от бухгалтерии. Для того чтобы предвосхитить обнаружение аудиторами подобных ошибок, мы рекомендуем перед проверкой свериться с основными контрагентами и с территориально отдаленными подразделениями. Идеальным случаем было бы, конечно, проведение полной инвентаризации всех активов и пассивов. Помимо этого уделите внимание документальному оформлению результатов инвентаризации. Содержание документов должно убедить аудитора, что инвентаризация проводилась по существу. Не стоит просто распечатывать и подписывать унифицированные формы, аудитор может поставить результаты инвентаризации под сомнение.

3) закрыть отчетный период, подвести бухгалтерские итоги и сформировать проект отчетности.

Неотъемлемой частью аудиторского заключения является бухгалтерская отчетность: баланс и вторая форма. Они прямо подшиваются к аудиторскому отчету.

ОПАСНАЯ ЗОНА

Серьезные аудиторские фирмы всегда имеют в арсенале особые приемы, с помощью которых прощупываются слабые места в учете, и никогда не подходят к проверке формально.

Аудитору не понравится, если бухгалтерский регистр содержит исправления, затирки, сторнировки и тому подобные неаккуратности. Ведь столь непрезентабельный вид документа говорит о том, что бухгалтер был не уверен в своих расчетах и проводках. Значит, эта область является для него новой, и есть высокая вероятность, что здесь обнаружатся ошибки. А это повод копнуть в этом месте глубже. То же самое можно сказать и о папках с первичными документами, которые сплошь заклеены цветными закладками, с карандашными пометками на полях и в тексте документа.

Также проверяющие обращают внимание на нестандартные для конкретной фирмы операции в учете. Такое же подозрение в некомпетентности вызывают у аудиторов участки, по которым не так давно поменялось законодательство.

С особым вниманием аудиторы отнесутся к бухучету, в котором подавляющее число проводок делают последним числом отчетного периода (месяца, квартала, года). Скорее всего, в этом случае бухгалтерия ведется нерегулярно -- так решит ваш проверяющий.

Аудитор обязательно заинтересуется, если обнаружит, что в организации доля затрат к общей выручке достаточно существенна. Чтобы удовлетворить свой интерес, он проверит, соблюдал ли бухгалтер законодательство, когда оформлял "затратные" операции. Он посмотрит оправдательные документы, подтверждающие затраты, проконтролирует правильность нормирования расходов. А также убедится в законности отнесения затрат на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

АККУРАТНЕЕ! НЕ МЕШКАЙ И БУДЬ ПРЕДУПРЕДИТЕЛЕН!

Также вы однозначно привлечете к себе повышенное аудиторское внимание, если будете мешкать и всеми возможными способами затягивать показ запрашиваемых документов -- договоров, актов, других первичных документов или бухгалтерских регистров. Или принесете так называемую "отдельную папку". То есть папку с договорами, в которой, как выясняется, отсутствует их часть. Как правило, это верный признак нежелания показать аудитору сомнительные документы либо свои технические ошибки, поэтому содержание такой папки подвергается наиболее тщательному анализу. Обычно она содержит фиктивные договоры, векселя, участвовавшие в сомнительных сделках, зарплатные схемы. Либо просто очень важные документы, которые нельзя при проверке оставить без внимания. Важное правило, на которое необходимо обратить особое внимание, это положение Федерального закона "Об аудиторской деятельности", устанавливающее не право, а именно обязанность проверяемого предприятия оперативно устранять выявленные аудиторами в ходе аудиторской проверки нарушения правил ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Поэтому, получив отчет, работники бухгалтерии должны непременно его изучить и как можно более оперативно приступить к устранению отмеченных существенных недостатков. Отказ предприятия от их исправления или от включения в отчетность соответствующих пояснений означает, что аудиторы не смогут выдать положительное аудиторское заключение и обязаны будут включить в текст заключения положения, привлекающие внимание к факту существования отдельных аспектов, искажающих отчетность.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

Использованы материалы журнала "Расчет", интернет-сайты.

02.03.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные