Сегодня: 20.02.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 20 февраля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ДОИНДУСТРИАЛИЗИРУЕМСЯ?

Новая стратегия социально-экономического развития Иркутской области предлагает провести ускоренную "доиндустриализацию" региона

Разговоры о том, что Иркутская область может стать одним из "опорных регионов" России идут давно, и остались бы разговорами до тех пор, пока не была принята стратегия социально-экономического развития области. Во всяком случае, так утверждают чиновники.

Известно, что еще в недалеком прошлом действовала так называемая Программа развития области. Действовала, или же бездействовала, уже не суть важно. С обновлением областной администрации об этом документе как-то уже и не вспоминают. Зато сейчас стратегий социально-экономического развития области (теперь это так называется) разработано аж две. Одна из них подготовлена научными сотрудниками иркутских вузов, исследовательских институтов во главе с Виктором Самарухой, проректором по научной работе Байкальского государственного университета экономики и права. Вторая -- Институтом региональной политики.

Свою стратегию социально-экономического развития объединенной Иркутской области на период до 2010 года Институт региональной политики представил 27 марта на круглом столе, в котором приняли участие областные парламентарии, представители бизнеса, журналисты.

Перед началом круглого стола директор аналитического центра "Эксперт" Андрей Шмаров заявил, что потенциал Иркутской области -- один из наиболее масштабных в экономике страны, наравне с Красноярским краем. Через несколько лет, следуя новой стратегии развития, область может превратиться в глобальную строительную площадку, в нее будет инвестировано 18-25 млрд. долларов, что даст толчок к развитию региона, сопоставимый со всей индустриализацией, проводимой в области в прежние годы.

По мнению директора Института региональной политики Булата Столярова, сейчас в России необходимо проводить "доиндустриализации" регионов, при котором будут одновременно запущены 30-50 крупных проектов, которые должны дать до 40% прироста ВВП всей страны; эффект от них будет сравним с эффектом реформ южно-азиатских стран, в частности, Китая. Для этого нужно 6-8 регионов, в которых заинтересованы крупные инвесторы. Одним из таких регионов может стать Иркутская область. Конечно, обидно, что нам приходится в начале XXI века, когда мир живет в постиндустриальной эпохе, проводить доиндустриализацию, но зато у нас есть и преимущество -- можно, проанализировав имеющийся опыт, пройти этот путь намного быстрее.

В остальном же цели "стратегии" мало чем отличаются от целей, заявленных старой администрацией в старой программе развития региона. Так, например, в качестве ключевых направлений развития экономики Иркутской области авторы стратегии называют освоение природно-ресурсного потенциала региона, развитие инновационной экономки и формирование современного туристско-рекреационного комплекса международного значения.

Наибольшее внимание авторы проекта естественно уделили освоению природных ресурсов Иркутской области. Разработка стратегии была основана в первую очередь на анализе инвестиционных планов крупных российских компаний, работающих (или планирующих работать) на территории Иркутской области (около 13 компаний). Инвестиционные ожидания в нефтяном секторе связаны с разработкой Верхнечонского нефтегазоконденсатного месторождения и экспортного нефтепровода "Восточная Сибирь -- Тихий океан". До 2008 года, когда Сургутнефтегазом будет реализован проект строительства нефтепровода "Талакан-Усть- Кут", ОАО "ВЧНГ" намерено работать с сетью временных полевых нефтепроводов. По многолетней традиции перспективы развития газовой отрасли связывают с Ковыктинским газоконденсатным месторождением. По оценке специалистов Института регионального развития, потребность Иркутской области в газоснабжении -- около 2-4 млрд. куб. м в год. Это означает, что газ "открыт" на внешний рынок. Эксперты называют сроки опытно-промышленной и промышленной эксплуатации месторождения. 2006-2012 годы -- ОПЭ (газификация Иркутской области), с 2013 -- постройка крупного перерабатывающего комплекса и отгрузка продукции на внешний рынок. В настоящее время ситуация по освоению Ковыкты является "патовой". Проект ОАО "ВСГК" (ТНК-ВР) по постройке магистрального трубопровода "Ковыкта - Саянск - Иркутск" и газоразделительного завода в Саянске, получивший поддержку прежней администрации области, не был принят новой. Второй вариант -- ОАО "Газпром" -- предполагающий активную разработку Ковыкты только после 2011 года, не находит поддержки у общественности и бизнес-элиты региона. Пока переговоры о совместном освоении месторождения двумя компаниями пока ни к чему не привели. Неясной остается ситуация и по третьему "киту" экономики Иркутской области -- золотодобыче. Рудное месторождение Сухой Лог, по оценкам специалистов, содержит запасы в 1 929 тонн золота. До сих пор не проведен аукцион на получение лицензии по разработке месторождения. Основные проблемы лесопромышленного комплекса -- недостаточные перерабатывающие мощности и отсутствие транспортной сети (лесовозных дорог). Четвертый "кит" является, помимо прочего, высококриминализированным сектором. Уникальность озера Байкал позволяет говорить о высоких перспективах развития туристической отрасли, которая может стать пятым китом нашей региональной экономики. По отдельным оценкам, туристский комплекс может давать до четверти налоговых сборов в региональный бюджет. Но для этого, считают авторы проекта, необходима модернизация материально-технической базы и повышение квалификации кадров. В регионе должны быть созданы условия для массового инвестирования в туристические объекты.

Но тут выходит небольшая неувязка интересов. С одной стороны, планируется развивать экологически небезопасную промышленность, с другой стороны -- развивать туризм на Байкале. Далеко за примером ходить не надо. Проект нефтепровода "Восточная Сибирь -- Тихий океан" вызвал сопротивление именно из-за того, что проходит в непосредственной близости от озера. С чисто экономической стороны для Иркутской области важнее будет сохранение Байкала и развитие туризма, трубопровод даст только небольшие отчисления в региональный бюджет, а вот туризм может дать до 25% от всего бюджета. И Байкал останется чистым.

По мнению вице-спикера Законодательного Иркутской области собрания Геннадия Истомина и депутата Алексея Козьмина, в предложенной стратегии не отражено развитие перерабатывающего производства в области и тем более развитие наукоемкой отрасли, таким образом, область может остаться просто сырьевым придатком.

С ними согласны представители ОАО НПК "Иркут", которые также заявили, что проект отражает интересы не жителей Иркутской области, а только финансово-промышленных групп, к тому же не увязан с интересами других регионов, что может создать ненужную конкуренцию на рынке. Представители "Иркута" предложили провести под эгидой областной власти совещания с представителями отраслей экономики, не нашедших отражение в стратегическом проекте развития и выработать программу их поддержки и развития.

В заключение дискуссии и.о. управляющего филиалом "Внешторгбанка" Георгий Шаламов выразил мнение, что сейчас имеется благоприятный момент для заключения своего рода сделки с федеральной властью, где будут отражены все требования новой объединенной области. По его словам, не нужно противопоставлять интересы Иркутской области и федеральной власти.

Расширенный текст доклада будет представлен на экономической конференции "Объединенная Иркутская область: перспективы роста", которая пройдет в Иркутске 7-8 апреля.

Маргарита ЖЕЛНОВАКОВА

30.03.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные