Сегодня: 23.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


"ОБНОВЛЯЕМ" ГЛАВБУХА

И о том, как правильно принимать дела

Итак, ситуация -- смена старого начальника бухгалтерии на нового. Какие требования должен предъявить новоиспеченный главбух к своему предшественнику дабы обезопасить себя от лишней ответственности? К большому для нас сожалению, законодательство здесь нам не помощник, оно скромно молчит.

Поэтому обратимся к рекомендациям разных специалистов: налоговых инспекторов, аудиторов и собственно самих главных бухгалтеров.

ПРОВЕРКА "ПЕРВИЧКИ"

Первая группа специалистов (инспектор или аудитор) посоветовали бы Вам проверить учетные документы, которые должны быть в наличии как минимум за пять последних лет -- столько "первичку" надо хранить на фирме или в архиве (ст. 17 Закона от 21 ноября 1996 г. "О бухгалтерском учете"). А особо свое внимание необходимо уделить:

* расчетным и платежным ведомостям;

* банковским и кассовым документам;

* журналам регистрации доверенностей, ценных бумаг;

* журналу учета счетов-фактур;

* книгам покупок и продаж и др.

Налоговую же отчетность достаточно иметь за три последних года -- это срок, за который вас может проверить налоговая (ст. 87 НК РФ). На всех декларациях и расчетах должны стоять штамп налоговой инспекции или почтовое уведомление об отправке с описью вложений.

Все это правильно. Но ведь за несколько дней -- срок, который Вам дадут на передачу дел, невозможно охватить своим профессиональным взглядом всю первичную документацию. Такой процесс может затянуться на месяцы. И даже, если вы найдете какие-то недочеты, исправлять их придется все же Вам, а не Вашему предшественнику.

ПРИНИМАЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ И ЗОВЕМ АУДИТОРА

Необходимо также будет провести инвентаризацию материальных ценностей в случае, если главный бухгалтер является еще и материально-ответственным лицом. Обычно таковым приходится быть главбуху малой фирмы, исполняющим часто еще и обязанности кассира. Т.е. нужно будет снять остаток кассы, сверить его с кассовой книгой и книгой кассира- операциониста.

Далее рекомендуется проверить состояние бухгалтерского и налогового учета на фирме. Есть мнение, что на момент передачи дел уходящий главбух должен оставить закрытым свой период: провести все бухгалтерские документы, разложить их в папки и свести оборотный баланс. Поэтому при смене бухгалтерского лидера лучше всего воспользоваться услугами стороннего аудитора, что позволит ускорить темпы и повысить качество проверки.

Также ревизоры могут посоветовать Вам составить акт, в котором перечислены полученные от предшественника папки с документами и ценности, остатки по счетам с расшифровкой и все остальное, что Вы еще можете счесть нужным. К такому акту можно приложить оборотный баланс и другие необходимые бумаги. Все это подписывают оба главбуха и специально созданная для этого комиссия.

На словах все звучит вроде бы достаточно просто, но на деле вся эта цепочка советов подвержена серьезной критике со стороны работников бухгалтерии. Вот тот ряд неразрешимых порой проблем, с которыми Вы можете в данной ситуации столкнуться:

* невозможность закрытия промежуточного периода бывшим работником бухгалтерии в связи с отсутствием части документов, которые могут прийти через недели, месяцы, а иногда и годы;

* нежелание вышестоящего начальства тратиться на аудит ради нового главного бухгалтера, особенно если он уже не первый или даже не второй в этом году;

* бесполезность описи папок с документами и остатков по счетам, т.к. по мере поступления недостающих документов остатки по счетам и "оборотка" в любом случае будут постоянно меняться. Также если описывать не папки, а их содержимое, что наиболее необходимо -- такая перепись может занять немалое кол- во часов, которых Вам может быть и не предоставлено, и это чаще всего и происходит.

Итак, исходя из всего вышеперечисленного, Вы должны для себя решить, что важнее в каждом конкретном случае именно для Вас: либо берем полностью ответственность за действия предшественника и безропотно и неоцененно материально со стороны руководства доделываем и переделываем недоработки экс-глбуха, либо оставляем прошлый период в прошлом, вне Вашей власти.

Т.е. получается чаще всего, что все советы наших специалистов первой категории совершенно оторваны от действительной реальности. И новоиспеченному главному бухгалтеру придется ответить и за себя, и за того человека, который привел на данный момент учет компании к "такому" состоянию.

НАКАЗАНИЕ НЕ ЗАСТАВИТ СЕБЯ ЖДАТЬ

И что же произойдет, если Вы для себя решите: то, чем занимался предшественник, Вас абсолютно не интересует и не должно волновать? Да, что же влечет за собой беспечность, безответственность и невнимание нового главного бухгалтера к серьезным ошибкам своего бывшего?

А ведь могут наказать за "грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а равно порядка и сроков хранения учетных документов" (ст. 15.11 КоАП РФ). При этом грубым нарушением считается искажение любой статьи (строки) форм бухгалтерской отчетности или сумм начисленных налогов не менее чем на 10%.

Для ясности данной проблемы приведем пример. Наша фирма учла стоимость коммуникаций как малоценку, в то время как они являются составной частью здания, к которому подведены. Здесь бухгалтер нарушил требования ПБУ 6/01, в соответствии с которым коммуникации надо было отнести на счет 01 "Основные средства", результатом чего стало занижение налоговой базы по налогам на прибыль и имущество. За что фирму наказали по статье 120 Налогового кодекса (постановление ФАС Северо- Западного округа от 17 марта 2003 г. по делу № А56-22146/01).

Главбуху за это грозит штраф в размере от 2 000 до 5 000 рублей, "Какому -- старому или новому?" -- спросите вы. Отвечаем -- новому. Почему? Потому как за всю бухгалтерскую отчетность, составляющую нарастающим итогом с начала года, отвечает нынешний руководитель бухгалтерии, даже если он пришел на фирму в декабре, несмотря на то, что предыдущие балансы делал бывший главбух, несущий ответственность за весь прошлый год. Что же касается неуплаты налогов и непредставлении деклараций, тут ответственность может быть не только административной, но и уголовной. Т.е. наш новый главбух отвечает за налоговый период, по которому он отчитывался. А этот период у разных налогов свой. И только для НДС он равен месяцу или кварталу, а по большинству остальных, таких как: ЕСН, налоги на прибыль, имущество и НДФЛ -- налоговым периодом будет год.

БЫТЬ ПРОЩЕ

На практике получается, что лучше всего принимать дела неформально. Нынешние счетоводы советуют: узнать, где и в каком порядке хранятся бухгалтерские и налоговые документы; ознакомиться с учетной политикой и выборочно проверить, как на практике ваш предшественник следовал этому документу. Далее разберемся с договорами: выясните, не было ли контрактов с особым переходом права собственности и другими "нетрадиционными" условиями. Если да, проверьте правильность их отражения в учете. Часто случаются ошибки, поскольку не все бухгалтеры читают договоры и не все знают о существовании счета 45 "Товары отгруженные". Также по договорам страхования и аренды некоторые всю сумму авансового платежа сразу относят на расходы, забывая счет 97 "Расходы будущих периодов".

Просмотрите оборотный баланс на любую дату, обращая особое внимание на субсчета. Нередко счетоводы выстраивают свою собственную структуру, минуя типовую конфигурацию той же 1С-ки. Это приводит порой к невозможности внесения на учет той или иной материальной ценности, к примеру, и тому подобное. Поговорите со своим предшественником еще и о способах ведения налогового учета, просмотрите вместе его регистры и расчеты. Не придется ли Вам делать все это заново с начала года в случае, если он не обратил на это должного внимания?

Итак, за несколько дней Вы успеете вкратце ознакомиться со всеми делами, а подробнее -- только в ходе дальнейшей трудовой деятельности.

СОБЛЮДАЕМ МИНИМАЛЬНО ВОЗМОЖНЫЕ ФОРМАЛЬНОСТИ

В любом случае при смене руководства бухгалтерии без оформления каких-либо документов не обойтись:

1. Издать приказ о приеме на работу нового сотрудника: либо новый главбух пришел на вакантное место, либо его предшественник еще не уволился. В первом случае формулировка приказа обычная. Во втором -- нового главбуха нельзя сразу утверждать на эту должность. Для этого на время передачи дел оформляетесь как его заместитель или формально увольняете уходящего главбуха чуть раньше, оплатив ему эти дни работы в виде матпомощи.

2. Принять у экс-главбуха по акту приема-передачи печать фирмы, ключи от сейфа и бухгалтерии, электронные ключи от программы "Банк-клиент", ценные бумаги, бланки строгой отчетности и т.д.

3. Оформить банковские карточки с подписями.

4. Известить налоговую инспекцию о смене главного бухгалтера. Уведомление составляется в произвольной форме, в которой приводятся паспортные данные и ИНН нового руководителя. Несмотря на то, что закон не предусматривает это, для Вас лучше будет поступить именно так. Также можно будет запросить в налоговой инспекции акт сверки взаиморасчетов с бюджетом, что станет для Вас отправной точкой успешной работы на данном предприятии.

Дерзайте!

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

Использованы материалы журнала "Практическая бухгалтерия".

30.03.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные