Сегодня: 30.01.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 30 января 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


КОНСОЛИДАЦИЯ БИЗНЕСА ВО ИМЯ БИЗНЕСА

В конце прошлого года на страницах нашей газеты было объявлено, что Торгово-промышленная палата Восточной Сибири направила свою деятельность в новое русло. ТПП ВС поменяла свою миссию. Сегодня нам бы хотелось продолжить начатый ранее разговор и поговорить о роли ТПП ВС в развитии частно-государственного партнерства в регионе. Нашим собеседником будет вице-президент ТПП Восточной Сибири Анатолий Стерхов.

-- Анатолий Петрович, сейчас в прессе появляется все больше материалов о развитии частно-государственного партнерства. Какова роль Торгово-промышленной палаты в этом процессе?

-- Упрощенный взгляд на общественную жизнь утверждает, что компании делают деньги, неправительственные организации обслуживают общество, и, предполагается, что правительство скрепляет все посредством общественных служб, законов и контроля. Однако упрощенное деление, которое делит общественную жизнь на три сектора, быстро устаревает. Правительства вовлечены в процесс управления бизнесом либо продажи активов, неправительственные организации ищут креативные пути зарабатывания денег на рынке, и бизнес сталкивается с протестами тех, кто выступает за подотчетность обществу. Особую роль в общественной жизни играют и торгово- промышленные палаты. Если совсем недавно одной из основных миссий Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири была поддержка развития предпринимательства в регионе через систему оказания услуг (экспертиза, сертификация, оценка, переводы, выставочно-ярмарочная деятельность и т.д.), то сейчас приоритетным направлением Палаты является консолидация и координация регионального бизнеса с целью уменьшения предпринимательских рисков.

-- Что конкретно дает консолидация бизнесу, обществу в целом? И как это может отразиться на сегодняшней деятельности Палаты?

-- Степень консолидации бизнеса определяет характер его отношений с органами власти: чем больше представителей бизнеса проявляют социальную активность, объединяясь в ассоциации, союзы и торгово-промышленные палаты, тем большее внимание к нуждам предпринимателей проявляется органами власти. Одним из эффективных способов консолидации усилий предпринимательского сообщества является объединение отдельных общественных организаций, НКО, Торгово- промышленных палат в Коалиции. С этой целью вот уже более трех лет в Иркутской области действуют две Коалиции, объединяющие указанные выше организации. Координирующей организацией этих Коалиций на сегодняшний день является Торгово-промышленная палата Восточной Сибири.

Консолидация и координация бизнеса ведет к повышению деловой активности граждан; способствует инновационному развитию рынка капиталов, товаров и услуг; закладывает основы экономического роста и помогает более эффективно решать текущие экономические и социальные проблемы (увеличивает ВВП, помогает борьбе с бедностью, создает новые рабочие места и прочее); гарантирует социальную, экономическую и политическую стабильность в обществе.

Объединившись легче решать вопросы формирования благоприятных условий для развития бизнеса, прежде всего, за счет новых возможностей в совершенствовании законодательства и правоприменительной практики.

Развитие предпринимательских объединений ведет к укреплению институтов гражданского общества, так как сами эти объединения представляют часть гражданского общества.

Консолидация бизнеса помогает снизить административное давление на бизнес, обеспечивает прозрачность и способствует соблюдению баланса интересов при принятии решений в сфере регулирования предпринимательской деятельности; ведет к устранению экономических основ коррупции и защищает бизнес от необоснованного вмешательства государства.

Деятельность Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири в соответствии с ее новой миссией уже сегодня приводит к значительному увеличению количества ее членов. Возрастает ее авторитет не только среди бизнес-организаций, но и среди других секторов гражданского общества.

-- Одной из приоритетных задач, озвученных Вами ранее, была задача построения эффективного механизма лоббирования с участием ТПП. Что Вы можете сказать по этому поводу?

-- Да, действительно. Задача построения эффективного механизма лоббирования с участием торгово-промышленных палат чрезвычайно сложна, но она должна быть признана приоритетной. Бизнес сейчас остро нуждается в эффективной инфраструктуре обеспечения взаимодействия с государством. От того, кто и какую систему взаимодействия, в том числе и лоббистского, предложит, будет во многом зависеть дальнейшее развитие российского бизнеса и государства, решение важнейших стратегических задач устойчивого сбалансированного развития.

Актуальность проблеме добавляет и реформирование административной системы, когда появляется шанс установить легитимные, прозрачные и эффективные отношения бизнеса и государства взамен старых, полулегальных, во многом теневых, зачастую непредсказуемых, но, тем не менее, уже ставших привычными многим бизнесменам механизмов.

Если раньше система отношений между бизнесом и государством строилась в основном в неформальной сфере, то сейчас важно сформировать правовую основу такой деятельности. Решать же задачи строительства механизмов лоббирования предпочтительно именно в системе ТПП, т.к. система торгово-промышленных палат представляет интересы всего предпринимательства в целом. Эффективно отстроенная лоббистская функция может превратиться в одну из основных функций Торгово- промышленной палаты, а сама система торгово-промышленных палат -- в наиболее действенного представителя интересов российского бизнеса.

Помимо своих основных функций, торгово-промышленные палаты должны выполнять важную роль согласования подчас противоречивых интересов различных представителей бизнеса, выступая перед государством в качестве представителя согласованных и консолидированных интересов бизнес- сообщества. Это позволит повысить общественную значимость торгово-промышленных палат и, как следствие -- привлекательность для участия в их деятельности самых различных слоев бизнеса.

-- Очевидно, что здесь потребуются какие-то дополнительные ресурсы? Какие функции лягут дополнительным бременем на плечи Торгово-промышленной палаты?

-- Системный анализ данной ситуации показывает, что до выхода на конкретные нормативно-правовые положения необходимо уяснить, идентифицированы ли роли субъектов отношений. К ним относятся торгово-промышленные палаты, предпринимательство и государство. В чем именно состоят их интересы, созрели ли и осознаны ли они в первичном звене, носителе базового интереса, требующего представительства и защиты? Необходимо понять, как отражена миссия лоббирования ТПП в их уставах, регламентах, иных документах. Как ей соответствует организационно-функциональная конструкция системы палат. При этом важно, чтобы были качественно обеспечены такие функции палат, как способность диагностировать и воспринимать проблемы бизнеса; способность формулировать их, как задачу, предназначенную для решения; возможность сообщить об этих проблемах власти; способность, проанализировав проблему, предложить ее состоятельное решение; способность оформить проект решения в соответствии с процедурными властными регламентами; способность проводить поддержку продвижения проекта решения во власти (GR) и поддержка (PR); и, наконец, возможность оценивать качество и результативность принятого решения относительно первичной задачи.

Естественно, что обеспечение указанных функций потребует специфической квалификации, структур и ресурсов.

-- Часто негативным моментом в отношении лоббирования признают его отождествление с коррупцией. Что Вы можете сказать по этому поводу?

-- Да, действительно, эти явления часто смешивают, так как коррупция, к сожалению, стала обыденностью российской политической системы. В действительности лоббизм и коррупция имеют между собой не так много общего. Лоббизм имеет в своем основании четко очерченные факторы влияния на процесс принятия политико-управленческих решений. Эти факторы направлены на то, чтобы привнести изменения в политическую систему в целом путем принятия легитимных государственных решений. Коррупционные же явления построены по другому принципу. Решения, принимаемые в рамках коррупционных явлений, направлены не на изменения политической или экономической системы в целом, а на продавливание узких интересов, преференций для отдельных участников политического процесса с использованием формально- должностных полномочий лицами, принимающими решение.

При лоббизме один из важных технологических параметров -- это поиск сложного решения, балансирующего различные и даже конфликтующие интересы, включая общие: государственные и общественные.

Таким образом, пересечение полей лоббирования и коррупции происходит при неэффективной работе системы лоббирования, что выражается в отсутствии соревновательности в политической системе.

-- Так какими Вам видятся роль и место Торгово- промышленной палаты в системе лоббирования?

-- В существующей в современной России организационно- правовой схеме система торгово-промышленных палат может только слабо и опосредованно представлять интересы предпринимательства в органах государственной власти. Для изменения лоббистского статуса как Торгово-промышленной палаты Российской Федерации в целом, так и региональных палат, в частности, необходимы изменения в законодательстве и уставных документах. Более подробно об этом мы сможем поговорить в следующих выпусках "Вестника".

28.04.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные