Сегодня: 23.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


РОСПИСЬ, ПОДПИСЬ И...

А нужно ли штамповать?

На декларации или расчете нет печати фирмы? Действительно, бывают случаи, и особенно в период сдачи отчетности, когда бухгалтеру приходится возвращаться ни с чем из налоговой инспекции, потому что не стоит штампа в нужном месте, а иногда и не в нужном даже. Ведь инспектор не всегда оказывается прав, требуя, чтобы на всех документах были проставлены оттиски.

ДЕКЛАРАЦИЯ

Спросим среднестатистического счетовода, а часто, если инспектор не находит оттиска на каждой странице сдаваемого документа, он переносит прием документов на другой день? Ведь кроме титульных листов деклараций, где стоят пресловутые буквы "МП", есть и такие, на которых налоговик может также потребовать проставить печать. А нужна ли она? Тем более если сегодня последний день сдачи отчетности, за которым идет уже штраф по статье 119 Налогового кодекса, который составляет 5- 30% от задекларированной суммы налога.

А в случае, если листы декларации не отмечены оттиском, имеет ли право инспектор не принимать бумаги? Как разъясняют представители ИФНС, все зависит от того, указано ли в инструкции по заполнению данной декларации печать в качестве обязательного реквизита. Если да, то инспектор вправе не принимать отчет. А если такого требования нет, налоговик обязан принять документ.

Примерами судебных решений могут послужить постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 9 декабря 2003 г. № Ф09- 4165/03-АК и от 6 мая 2003 г. № Ф09-1228/03-АК, когда налоговики были не вправе отказать в приеме декларации без печати на каждой странице.

ДОВЕРЕННОСТЬ

При продаже товара его получает материально ответственное лицо покупателя, который должен иметь доверенность от фирмы, уполномочившей его на данные действия. Формы такого документа существует две: М-2 и М-2а. Что касается порядка заполнения, то он утвержден постановлением Госкомстата от 30 октября 1997 г. № 71а, в котором написано, что доверенность нужна для подтверждения права представителя получать материальные ценности, отпускаемые поставщиком по счету, договору, заказу или соглашению. И такой документ непременно должен быть подписан руководителем, и печать на нем обязательна (п. 5 ст. 185 ГК).

Соответственно, и получается, что доверенность может быть действительной, если на ней стоит подпись руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами. И естественно, обязательно наличие печати предприятия.

Обратите внимание на доверенность, выдающуюся на право представления интересов. Чаще всего фирмы, имеющие филиалы, оформляют таковую некорректно, ставя вместо печати головной компании штамп подразделения. Эта доверенность недействительна. Такой же позиции придерживается и суд, который признал, что регистратор правомерно отказал представителю организации в открытии лицевого счета для учета ценных бумаг, так как один из представленных документов был скреплен печатью филиала (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16 апреля 2004 г. № А43-10946/2003-25-340).

ДОГОВОР ВНЕ ФОРМЫ

Часто налоговые инспекторы, ссылаясь на статью 162 Гражданского кодекса, считают, что сделка недействительна, если на договоре нет печати. Тем не менее в ней сказано только то, что обязательна "простая письменная форма" сделки, но о печатях ни слова.

Суды по этому поводу занимают позицию фирм. Примером может послужить постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 26 февраля 2004 г. № КА-А40/799-04, в котором указано, что "требование ИФНС о предоставлении копий договоров с подписями и печатями сторон не основано на законе".

Компании также спорят о печатях на договорах и между собой. Например, фирма-арендатор обратилась по такому поводу: владелец недвижимости, не сообщая ей, подал документы на государственную регистрацию договора. Арендатор решил, что это незаконно, так как на договоре аренды не стоит его печать. В данном случае суд фирму не поддержал, ведь с заявлением на государственную регистрацию может обратиться любая из сторон (ст. 26 Закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Что же касается печати, то получается, что она не является необходимым реквизитом формы сделки, совершенной в простой письменной форме (постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2002 г. № КГ-А40/384-02).

Еще пример: бывший арендатор хочет добиться, чтобы соглашение о передаче прав и обязанностей новому арендатору признали недействительным. На основании того, что одна из сторон не поставила на договоре печать. Судьи же здесь заявили, что "скрепление соглашения печатью не является обязательным условием для соблюдения простой письменной формы сделки" (постановления ФАС Московского округа от 9 марта 2004 г. № КГ-А40/945-04 и от 19 января 2004 г. № КГ-А40/10923-03-П). Поэтому нет печати на договоре -- это не нарушение.

ВОЗМЕЩАЕМ НДС

Выписки банка находятся в числе документов, подтверждающих право на нулевую ставку НДС и налоговый вычет, которые свидетельствуют о том, что на счет экспортера поступила выручка от иностранного покупателя. Тут наши инспекторы считают, что на этих выписках непременно обязан быть банковский штамп. Если такого нет, возместить НДС нельзя. В такой ситуации судьи на стороне предприятий. Ведь в Налоговом кодексе данного требования также нет. Помимо этого, это не предусмотрено и банковскими правилами. Выписки из лицевых счетов банк может выдавать клиентам без своих штампов и подписей сотрудников (п. 2.1 ч. III Положения Центробанка от 5 декабря 2002 г. № 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации"). Пример такого оборота дел учел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 11 июня 2004 г. № А56-34443/03. Налоговики еще отказывают в вычете, в случае если на договоре нет отметки и печати банка, подтверждающие, что контракт принят на расчетное обслуживание. Стоит помнить тот факт, что и такое требование в Налоговом кодексе отсутствует. Соответственно, и эти действия инспекторов неправомерны (постановления ФАС Северо-Западного округа от 31 мая 2004 г. № А56-29111/03 и от 17 мая 2004 г. № А56-29782/03).

ПЕРВИЧКА

В обязательные реквизиты первичных документов печать не включена согласно статье 9 закона от 21 ноября 1996 г. № 129- ФЗ. Поэтому "первичка" недействительна без печати только в том случае, если та предусмотрена специальными требованиями. К примеру, товарная накладная по форме ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата от 25 декабря 1998 г. № 132 -- далее Постановление, в разделе реквизитов грузополучателя содержит пометку "МП". Именно поэтому она предусматривает печать организации-грузополучателя (покупателя).

На самом же деле в указаниях по заполнению формы ТОРГ-12, изложенных в постановлении, о печатях ничего не сказано. Там лишь прописано для чего накладная предназначена и в скольких экземплярах ее составлять. Получается, что в общем случае печать грузополучателя на накладной не предусмотрена. Тем не менее форма содержит пометку "МП". Соответственно, если будет проверка, налоговик может сослаться на статью 252 Налогового кодекса, в которой сказано, что расходы должны подтверждать документы, оформленные в соответствии с законодательством. В унифицированной форме есть реквизит "МП", вывод -- синий штамп там должен стоять. В противном случае контролер исключит суммы в накладной из состава расходов.

РАЗРЕШАЮТ И ПОСТАНОВЛЯЮТ

Что касается каких-либо правовых норм в Гражданском кодексе, регулирующих вопросы изготовления, учета и общие правила использования печатей, таковых не существует. Нет и общих норм, обязывающих все фирмы иметь оттиск. Такое положение содержат отдельные нормативно-правовые акты, которыми же и определены требования к печатям той или иной организации. К примеру, ООО надо иметь круглую печать, содержащую полное фирменное наименование общества на русском языке и его местонахождение. Других требований к печати ООО закон не предъявляет (ст. 2 закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). Такие же требования установлены к печати акционерных обществ (ст. 2 закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Стоит знать, что при регистрации юридических лиц представлять в регистрирующие органы эскиз печати или иные сведения о ней не нужно, что предписывает закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ.

Еще необходимо помнить, что печать фирмы по форме, размерам и обязательной информации должна соответствовать исключительно федеральному законодательству. Так как гражданское законодательство -- это компетенция органов государственной власти Российской Федерации. Именно оно содержит нормы, регулирующие вопрос о печати. Требования иных правовых актов не считаются законными. Поэтому местные власти не могут обязать организацию регистрировать оттиск (эскиз) в специальном учреждении или подавать сведения в реестр печатей, только исключительно на добровольных началах, с согласия фирмы.

Итак, предприятию достаточно издать, например, приказ об изготовлении основной или дополнительной печати, в котором оговорить ее отличительные признаки и случаи использования. Наличие же регистрационного номера на оттиске может только свидетельствовать о серьезных намерениях компании в бизнесе, ее добросовестности.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованы материалы klerk.ru

04/05/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные