Сегодня: 27.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 27 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ИГРЫ В ПРЯТКИ

Новое и нерешенное старое в законе о рекламе

С 1 июля этого года начнут действовать новые изменения в законе о рекламе. Бухгалтеру как всегда добавляется забот. Ведь теперь ему придется четко отслеживать, что именно является рекламной информацией и деятельностью по распространению рекламы в целях налогового учета, и сверять понятия из Налогового кодекса и нового закона, а это не так то легко. Сможет ли счетовод найти выход? Такие вот игры затевает наше законодательство.

УЛОВКИ ИЛИ РЕШЕНИЕ ВСЕХ ПРОБЛЕМ?

В составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией согласно п. 28 ст. 264 НК, позволено учитывать и затраты на рекламу. Появилось одно "но": чтобы воспользоваться новым положением, вы должны доказать, что объявление или плакат носит рекламный характер, а не какой-либо иной.

Итак, реклама -- это "распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, виде деятельности, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, виду деятельности, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний" (ст. 2 Закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ).

В новом же законе некоторые слова исключили. Осталось только "реклама -- информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке" (ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Получается, что определение расширили, но изменений принципиальных нет.

РАЗГАДЫВАЕМ РЕБУС

Не признали рекламой обязательную информацию, которую фирма должна сообщить потребителю в соответствии с федеральным законом (подп. 2 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ). Она прописана в Законе "О защите прав потребителя" от 7 февраля 1992 г. № 2300-1. Эта информация включает в себя сведения об изготовителе, продавце, режиме работы, товарах. Обязательная же информация о товаре, к примеру, включает в себя его основные потребительские свойства, цену, гарантийный срок, правила эффективного и безопасного использования (п. 2 ст. 10 Закона № 2300-1). Итак, если затраты нельзя признать рекламными, расходы на информирование покупателей можно учитывать для целей налогообложения, например, по пункту 49 статьи 264 Налогового кодекса без ограничения.

Также не считаются рекламой по новому закону вывески и указатели, которые не содержат рекламной информации.

ЛАБИРИНТ ВСЕМИРНОЙ ПАУТИНЫ И ЗАГАДКА ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ

Раньше налоговые инспекции пытались признать рекламой сайты в Интернете. Фирме же приходилось обращаться в суд, чтобы доказать обратное. Судьи разбираясь, делали вывод, что "создание веб-сайта, размещение его в сети Интернет, проведение сопутствующих работ не являются рекламными расходами" (постановление ФАС Московского округа от 9 ноября 2005 г. № КА-А40/10992-05). Возможно, новая формулировка в законе решит и эту проблему.

Наши уважаемые законодатели попытались решить вопрос и с "нерекламными" объявлениями фирм, таких, например, как о приеме на работу. Налоговики утверждали, что такая информация -- это прямая что ни на есть реклама. А судьи имели снова противоположное мнение, объясняя, что это не способствует реализации товаров, идей и начинаний (постановление ФАС Московского округа от 15 сентября 2003 г. № КА-А40/6818-03).

Новый же закон не считает рекламой "объявления физических и юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности" (подп. 6 п. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ). Но и тут налоговики смогут посчитать информацию в объявлении о приеме на работу рекламой, так как они связаны с осуществлением предпринимательской деятельности. А значит снова прямая дорога предпринимателям в суд?

ХРАНИТЕЛИ ЦЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ В СРОКАХ

По действующей редакции закона о рекламе рекламные материалы и их копии нужно хранить в течение года со дня последнего распространения (ст. 21 Закона № 108-ФЗ). В новом законе этот срок сохранен и введено дополнение. Так, фирмы обязаны хранить договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего выхода рекламы, если другой срок не предусмотрен законодательством (ст. 12 Закона № 38-ФЗ).

К примеру, по требованию закона о бухгалтерском учете фирма должна хранить документы не менее пяти лет (ст. 17 Закона "О бухгалтерском учете" от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ). А нормы, прописанные в Налоговом кодексе, обязывают хранить документы, подтверждающие расходы в налоговом учете в течение четырех лет (подп. 8 п. 1 ст. 23 НК). Так что нашему бухгалтеру-архивариусу придется руководствоваться прежними нормами.

СТИРАЕМ ГРАНИЦЫ НЕВОЗМОЖНОГО!

Так как резко ограничивается реклама на телевидении до 20% в час и 15% в сутки (п. 4 ст. 39 Закона № 38-ФЗ), многие рекламодатели переметнутся на прессу, наружную рекламу, рекламу на транспорте, в Интернете. Итак, в случае, если предприятие разместило рекламу, бухгалтеру надо будет учитывать, нормируются ли затраты на нее в налоговом учете или нет. А в соответствии с пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса не нормируются расходы на рекламу:

* в СМИ (объявления на радио, телевидении, в прессе и телекоммуникационных сетях);

* расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;

* расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат-образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов.

Затраты на эти виды рекламы можно списывать без ограничения. А что касается остальных видов рекламы, здесь Налоговый кодекс разрешает учитывать только в пределах 1% от выручки (п. 4 ст. 264 НК). К таким расходам относится, например, реклама на наземном транспорте, в метро.

КАЗУС КОДЕКСА

И снова казус в Налоговом кодексе: что относить, скажем, к наружной рекламе? А для расшифровки этого понятия приходится пользоваться законом о рекламе. В действующей редакции записано, что наружной признают рекламу "в виде плакатов, стендов, световых табло, иных технических средств стабильного территориального размещения" (п. 1 ст. 14 Закона № 108-ФЗ). Такая формулировка затрудняла учет таких расходов фирмы, как затраты на "рекламную мебель" (шатры, палатки, зонты с логотипом компании). Ведь непонятно, можно ли расходы на нее считать затратами на наружную рекламу.

В данном случае судьи опять же поддерживали фирму, считая, что такая "мебель" "представляет собой сложные технические сооружения стабильного (сезонного) территориального базирования, используемые для защиты посетителей летних кафе, закусочных, точек розничной уличной торговли продукцией налогоплательщика от дождя, ветра и солнца". Установка тентов, к примеру, согласована с муниципалитетом. Получается, их можно отнести к средствам наружной рекламы (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. № А43- 1729/2004-32-152).

ЯСНОСТЬ МЫСЛИ В РЕШЕНИИ РЕКЛАМНОГО КРОССВОРДА

Новый закон дает более точную расшифровку "наружки" -- это "реклама с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее -- рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта" (п. 1 ст. 19 Закона № 38-ФЗ). Введено и жесткое ограничение: рекламная конструкция должна использоваться только в целях распространения рекламы.

Но опять же новая формулировка ясности не вносит: считать ли "рекламную мебель" наружной рекламой. То есть снова в суд?

Важность новой формулировки наружной рекламы еще и в том, что в некоторых регионах введен налог на вмененный доход для деятельности по распространению "наружки".

Но в Налоговом кодексе определение этого вида деятельности дано не так широко, как в новом законе. Под ней в целях налогообложения понимают размещение информации "путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, электронных табло и иных стационарных технических средств)" (ст. 346.27 НК). Стационарными же средствами раньше считали любые конструкции, установленные на объектах недвижимости (земле, здании и т. п.), это конструкции, не предназначенные для перемещения в течение всего срока эксплуатации (письмо ФНС от 7 апреля 2005 г. № 22- 2-14/520@). И теперь остается лишь гадать, какую позицию займут налоговики после вступления нового закона в силу.

РИСУЕМ ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗНАКИ И ВСПОМИНАЕМ О НАЛОГАХ

С 1 января 2007 года будет запрещено использование транспортных средств только или преимущественно в качестве передвижной рекламной конструкции (п. 2 ст. 20 Закона № 38- ФЗ). Так что фирмам уже сейчас придется позаботиться о них.

Прописали законодатели и пункт о том, что фирмы могут использовать отличительные знаки, которые указывают на принадлежность транспорта именно ей. То есть можно рисовать логотип компании хоть на весь борт машины, и это не будет являться рекламой (п. 4 ст. 20 Закона № 38-ФЗ).

Есть и нововведение по порядку оформления сделок на размещение рекламы на транспорте. По новому закону размещать ее можно только "по договору с собственником транспорта или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим вещным правом на транспортное средство" (п. 1 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Если с собственником транспортного средства заключили договор на размещение рекламы минуя рекламное агентство, то он занимается деятельностью по распространению рекламы, а значит, должен платить ЕНВД.

Важно: собственникам транспорта следует помнить, то "вмененка" касается только рекламы, размещенной на крышах, боковых поверхностях кузовов, а также установки на них табличек, электронных табло и других средств рекламы (ст. 346.27). То есть рекламы, размещенной снаружи транспортного средства. А распространение рекламы внутри транспорта данной статей не предусмотрено, следовательно, эта деятельность не попадает под ЕНВД. Потому владельцам "рекламного" транспорта придется организовывать раздельный учет, что подтверждено Минфином (письмо от 2 марта 2006 г. № 03-11- 04/3/106).

Делаем выводы: лавируем среди неясностей, уточняем и разъясняем сами себе, ждем помощи от судов? Ну что же, удачи!

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

Использованы материалы журнала "Расчет".

08.06.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные