Сегодня: 27.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 27 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ПРАВИЛА ПРАВОПИСАНИЯ СКИДОК

Учимся учитывать

Итак, начнем с того, что ни в налоговом, ни в гражданском законодательстве нет определения такого понятия, как "скидка", или его синонимов -- "бонус" и "премия". Тем не менее на практи- ке мы достаточно часто сталкиваемся с таковыми. И здесь бух- галтеру надо запастись знаниями, которые мы и постараемся осветить в статье.

Определимся для начала с термином. Итак, скидка представляет собой изменение цены товара по соглашению сторон. Также такая "премия" может предоставляться путем выплаты вознаграждения покупателю, пересмотра его задолженности за уже поставленный товар либо путем дополнительной отгрузки товара. Это определения хозяйственной практики.

Что же касается бухгалтерского учета, тут как всегда очень важен вопрос правильного оформления документов по так называемым бонусам особенно для целей налогообложения. То, что возможность применения скидки должно быть оговорено в договоре -- это и так понятно. Тем не менее рассмотрим все-таки, каким же образом разнообразие трактовок и особенности документального оформления скидок влияют на порядок исчисления контрагентами налоговой базы по налогу на прибыль.

ЧТО НА НОВЕНЬКОГО?

Начнем с того, что с 1 января нынешнего года пункт 1 статьи 265 НК РФ дополнен подпунктом 19.1, и теперь внереализационным расходом поставщика признаются премии (скидки), которые продавец выплатил или предоставил покупателю за выполнение определенных условий договора.

Согласно данному подпункту премии (скидки) подлежат учету в составе внереализационных расходов только у продавца товаров. А продавец -- это лицо, которое является стороной по договору купли-продажи или мены (статьи 454 и 567 ГК РФ). Поэтому, обратите внимание, что если скидки предоставлены, например, по договору подряда или оказания услуг, равно как и по любому иному договору, то учесть их в составе внереализационных расходов на основании подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ нельзя.

СОСТАВЛЯЕМ ДОГОВОР

Бывает, что стороны под скидкой подразумевают одностороннее, не предусмотренное договором решение продавца о прощении части долга покупателя. Но для того чтобы покупатель получил право на скидки, он должен выполнить определенные обязательства перед поставщиком, предусмотренные в договоре. Поэтому если какие-либо бонусы не предусмотрены, соответственно, поставщик не вправе их включить в состав внереализационных расходов.

Принципиальное значение для целей налогообложения имеет дата предоставления скидки поставщиком. Ведь мы можем выполнить условия, необходимые для получения скидки еще до того, как наш поставщик реализовал товар. Часто в договоре предусматривается, что при покупке товара на определенную сумму цена на следующую партию снижается. Здесь в целях исчисления налога на прибыль поставщик определяет выручку от реализации товара с учетом предоставленного бонуса.

Итак, укладываем все вышесказанное по полочкам. Получается, что в составе внереализационных расходов учитываются скидки, которые удовлетворяют следующим обязательным условиям:

-- скидки предусмотрены договором купли-продажи или мены и предоставляются после реализации товара;

-- скидки не квалифицируются в договоре как изменение цены реализуемого товара;

-- затраты поставщика в виде выплаченных или предоставленных скидок должны быть экономически оправданными;

-- скидки предоставляются за определенные обязательства покупателя перед продавцом, которые должны быть выполнены.

ПЕРЕСМАТРИВАЕМ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПОКУПАТЕЛЯ

Скидки также оформляются через акт сверки взаиморасчетов и акт о списании задолженности покупателя. Бонусы в качестве внереализационных расходов учитывает продавец и уменьшает на них налоговую базу по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были предоставлены покупателю -- на дату подписания сторонами соответствующего акта. В указанной сумме не учитывается НДС, приходящийся на стоимость товара, от оплаты которой поставщик освободил покупателя, а доходом продавца будет полная стоимость реализованного покупателю товара, изначально предусмотренная в договоре. Такая схема работает для фирм, исчисляющих налог на прибыль методом начисления.

А организации, работающие по кассовому методу, доходы определяют исходя из фактически оплаченной выручки, т.к. покупатель оплатит товар по цене за вычетом скидки. А выручка продавца в налоговом учете будет определена с учетом скидки.

ДЕНЕЖНАЯ ПРЕМИЯ

Встречаются и такие ситуации, когда за выполнение определенных условий договора поставщик не пересматривает задолженность покупателя за поставленный в его адрес товар, а выплачивает покупателю вознаграждение или так называемую премию.

Распространяются ли на такие выплаты новые положения подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ? На самом же деле в этой норме речь идет не только о предоставленных поставщиком скидках, но и о премиях, выплаченных продавцом покупателю. Получается, что перечисленные покупателю суммы поставщик может учесть в составе внереализационных расходов, но при определенном условии. Такие выплаты необходимо предусмотреть в договоре, они должны являтся экономически оправданными и документально подтвержденными.

Порядок налогообложения в таких случаях аналогичен рассмотренному выше: по Налоговому кодексу для целей исчисления налога на прибыль у поставщика такая премия учитывается в составе внереализационных расходов (подп. 19.1 п. 1 ст. 265), а у покупателя -- в составе внереализационных доходов (п. 8 ст. 250).

Этот доход признается на дату получения денежных средств (подп. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ) вне зависимости от метода исчисления налога на прибыль, который выбрал покупатель. А предоставленную премию можно включить в расходы продавца также только по мере ее выплаты, так как в подпункте 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ четко указано, что внереализационным расходом признаются именно выплаченные премии.

"БЕСПЛАТНЫЙ" ТОВАР

Довольно часто в договорах купли-продажи указывается условие о предоставлении продавцом покупателю партии товара бесплатно. Это может производиться, к примеру, в качестве платы за достижение объема покупок.

Тот же подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ разрешает продавцу учесть в составе внереализационных расходов стоимость дополнительно поставленной партии товаров. И тут расходом станет стоимость бесплатно отгруженного товара за вычетом НДС. А покупатель такого имущества включает соответственно его в состав внереализационных доходов, которые необходимо признать на дату подписания сторонами акта приема-передачи имущества вне зависимости от выбранного метода (подп. 1 п. 4 ст. 271 и п. 2 ст. 273 НК РФ).

Стоит также знать, что как покупатели мы при реализации такого товара обязаны включить в доходы всю выручку, а не наценку, ведь расходов по приобретению товара как таковых не было.

ИЗМЕНЯЕМ ТОВАРНУЮ ЦЕНУ

Изменение цены сделки в соответствии со статьей 424 ГК РФ -- это также своеобразная скидка, представленная путем уменьшения стоимости единицы товара. И это тоже имеет место быть на практике. Для нашего счетовода такая ситуация грозит уточненными налоговыми декларациями в случае, если речь идет о корректировках уже после отгрузки как у продавца, так и покупателя (пункт 1 статьи 54 НК РФ).

Если налог был не доплачен, то покупатель обязан уплатить также и пени до подачи "уточненки", при этом он освобождается от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, о чем сказано в пункте 4 статьи 81 НК РФ.

Необходимо знать и то, что цена товара со скидкой не должна отклоняться более чем на 20% от цены на аналогичный товар, реализуемый (закупаемый) в сопоставимых условиях. Ведь повышение или понижение цены при отсутствии экономической целесообразности может уполномочить налоговый орган вынести решение о доначислении НДС и налога на прибыль согласно статьи 40 НК РФ. А если все же отклонение перевалило за 20%, это должно подтверждаться ситуацией на рынке, например, скидки при продвижении на рынке новых товаров

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованы материалы сайта klerk.ru и "Российский налоговый курьер"


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные