Сегодня: 29.11.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 29 ноября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ЗАКАТ ТАБАЧНОГО БИЗНЕСА Ожидает в ближайшие годы Иркутскую область

На одного жителя России, включая грудных детей и стариков, приходится по 6,4 пачки сигарет в месяц. Примечательно, что этот показатель довольно стабилен. Количество выкуренных сигарет вряд ли изменится из-за резкого повышения цен на сигареты или других форс-мажоров. Это и понятно, не есть фрукты российский человек может, но отказаться от удовольствия "затянуться" в состоянии лишь немногие курильщики.

На это и рассчитывают производители табака. Однако безгранично пользоваться человеческими слабостями им не позволяет жесткая конкуренция с другими компаниями. Потребитель может запросто перейти с одной марки сигарет на другую.

О том, как табачные компании Иркутской области лавируют между двумя этими крайностями, корреспондент "ИТГ" беседует с директором по продажам дистрибьюторской компании "Слата" Вячеславом Шурахтовым.

-- Владислав Валерьевич, расскажите, пожалуйста, об основных игроках на табачном рынке Иркутской области. Как распределились доли их присутствия?

-- Могу привести данные по долям в деньгах по Иркутску. Самую большую долю -- 34% от объема рынка -- имеет Джапан Табако Int. (сигареты "Винстон", "Петр I", "Русский стиль", "Кэмел", "Милд Севен", "Вингс"). На втором месте по объему продаж компания "Филип Морис" (23%), компания выпускает продукцию марок "L&M", "Мальборо", "Парламент". 15% объема рынка занимает компания "Бритиш Американ Табако" (сигареты "Ява золотая", "Альянс", "Кент"). 14% приходится на продукцию компании "Империал Табако" (марки "Максим", "Вест", "Давидофф"), еще 10% -- за компанией "Галахер Лиггет-Дукат" ("LD", "Тройка", "Дукат"). Остальные 4% рынка распределены между более мелкими компаниями ("Нево Табак", "Булгартабак", ПССФ). Как видим, на Иркутском табачном рынке представлены только зарубежные компании: японская, американские, английская. Но заводы по выпуску сигарет большинства производителей находятся в России.

-- Какие сигареты пользуются наибольшей популярностью у жителей Иркутской области?

-- Наибольший прирост доли в "премиум" сегменте показывает "Милд Севен". Не буду больше называть конкретные марки, иначе это может выглядеть как реклама или антиреклама. Будем говорить о ценовых категориях. Наиболее популярный сегмент -- от 13 до 21 рубля, ее предпочитают 24,36% потребителей. Вторая по популярности категория -- от семи до 10 рублей -- такие сигареты покупают 24% курильщиков. На третьем месте сигареты стоимостью 10-13 рублей, их курят 15,63% потребителей. Товар стоимостью 5-7 рублей выбирают 11,69%, на сигареты дороже 21 рубля приходится 11,56% потребителей. Два последних места по популярности занимают самые дешевые сигареты -- меньше трех рублей (6,51%) и от трех до пяти рублей (0,42%).

Если взять данные трехгодичной давности, то очень хорошо просматривается тенденция снижения популярности более дешевых сигарет и увеличения спроса на более дорогие марки. Популярность группы "дешевле трех рублей" снизилась более чем в два раза. Наибольший рост -- два с лишним раза -- наблюдается по сигаретам стоимостью от семи до 10 рублей. Более чем в полтора раза увеличился объем продаж сигарет стоимостью от 13 до 21 рубля. Устойчивый, но незначительный рост наблюдается по товару ценовой группы более 21 рубля. А сегмент от пяти до семи рублей падает. Примечательно то, что год от года курильщики меняют свои предпочтения в сторону более дорогих сигарет, причем характерно "перескакивание" через сегмент.

-- С чем это связано?

-- Во-первых, естественно, с ростом благосостояния населения. Вторая причина -- люди стали заботиться о своем здоровье. Года три назад больший объем продаж приходился на крепкие разновидности, сейчас наиболее популярны легкие сигареты. Вслед за спросом двигается предложение: сейчас в портфеле любой табачной компании по три категории легких сигарет и одной крепкой. И в ближайшей перспективе ожидается расширение линейки легких сигарет. Хотя лет пять назад были сигареты только двух разновидностей: крепкие и легкие.

-- Что можете сказать о так называемых дамских сигаретах?

-- Этот вариант называется Slim, он становится все более популярным. Дамские сигареты производятся всеми табачными компаниями. Чтобы удовлетворить спрос всех категорий потребителей, сигареты выпускаются в разных ценовых диапазонах. Дамские сигареты делятся на обычные и с ментолом.

-- Как выглядит портрет среднего курильщика? Что о нем можно сказать?

-- Среднестатистический курильщик тратит на сигареты около 1,5% своих доходов. На одного жителя России в среднем приходится 6,4 пачки сигарет в месяц. Статисты отмечают, что ежегодно средний возраст курильщиков увеличивается. Это связано с общим старением населения.

Нужно отметить, что в табачных киосках России самый большой ассортимент сигарет -- около 150 наименований, в то время как в других странах -- 20-25 марок. Я думаю, ограниченность ассортимента за границей связана не с тем, что выбор сигарет там изначально был небольшим, просто в ходе рыночных преобразований достаточно широкий ассортимент был усечен, одни марки вытеснили другие. Россия тоже двигается по этому пути.

-- Госдума готовит законопроект, который пересматривает порядок сбора акцизов, что повлечет за собой увеличение ставки акциза. Как это повлияет на цену сигарет для потребителей?

 -- Я думаю, никак не повлияет. Розничная цена повысится примерно на три процента. При средней стоимости одной пачки 8,5 рублей три процента -- это 25 копеек. Для конечного потребителя это несущественное изменение. Более того, для него повышение цен уже произошло, оно уже заложено в себестоимость товара. Обычно производители уже вкладывают в стоимость товара риски, подобные тем, о которых мы говорим. Табачные компании борются за каждого курильщика, поэтому им не выгодно лишний раз необоснованно повышать цены.

 -- Расскажите об основных инструментах продвижения табачной продукции. Известно, что сейчас в запасе у табачников ограниченный набор средств и он будет сужаться.

-- Да, действительно, 1 июля в силу вступают поправки в закон, ограничивающие рекламу табака. Вводится запрет на рекламу через уличные баннеры. Кроме того, уже сейчас табачникам запрещено использовать в рекламе людей младше 35 лет. Остаются только журналы и места продажи сигарет. Еще один канал передачи информации потребителю -- сама пачка. Она может содержать в себе различные материалы: о розыгрышах, рекламных акциях.

Естественно, ограничения приведут к сокращению числа курильщиков, в ряды потребителей сигарет будет вовлекаться меньше молодежи.

-- Значит ли это, что табачный рынок будет сужаться?

-- Пока табачный рынок растет -- в среднем до 3% в год. Конечно, есть более перспективные, быстро развивающиеся области. Например, рынок фруктовых соков. Табачный бизнес более статичен, примером этому может послужить то, что достаточно давно ни у одной табачной компании не появляются новинки. Для этого нужны большие вложения в рекламу. Более того, в дальнейшей перспективе ожидается уменьшение ассортимента табачной продукции, как это произошло в других странах. Я не могу сказать, когда рынок табака перестанет расти, но это неизбежно.

-- Расскажите, пожалуйста, о современных тенденциях распространения табачной продукции.

-- В последнее время наблюдается планомерное сокращение количества дистрибьюторов, их укрупнение. Например, еще несколько лет назад в компании "Джапан Табако" было около 70-ти дистрибьюторов по России, сейчас их всего 11. Такая политика дает возможность табачным компаниям эффективнее контролировать свой бизнес. Как производная этого процесса -- вытеснение с рынка мелких продавцов. Эта тенденция касается всех продуктовых групп, но табачный бизнес считается одним из самых структурированных.

-- Есть ли на региональном табачном рынке поддельная продукция?

-- Нет, подделки в Иркутской области отсутствуют. Основной источник появления подделок -- так называемый "серый" импорт. Эта проблема может быть актуальна для приграничных, западных территорий страны. Завозить поддельные сигареты в Сибирь невыгодно. Во-первых, достаточно высоки риски быть пойманным. Кроме этого, большинство заводов по производству сигарет расположены в России, транспортные издержки по доставке производимого в России товара в любой регион страны намного меньше, чем могли бы быть затраты на перевозку контрафактной продукции.

Ольга ТУКТАРОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные