Сегодня: 08.08.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 08 августа 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР


БУДЬ ГОТОВ К ПРОВЕРКЕ!

Упорядочим "первичку"

Обратимся в очередной раз к столь "деликатной" теме для каждого бухгалтера, как проверка, а именно проверка первичной документации. На что обращают особое внимание налоговики? Какие обычно делают ошибки счетоводы? На все это и на многое другое вы найдете ответы в этой статье.

Итак, акцент при проверке делается на расходы фирмы на разнообразные информационно-консультационные услуги, а это вполне понятно. Ведь подтверждение таких затрат законами не регламентировано, и по обычаям делового оборота достаточно иметь договор на оказание тех или иных услуг, акт выполненных работ (оказанных услуг) и счет-фактуру. Обратят внимание на содержание таких бумаг. А проверяющий может заметить, что та или иная услуга не носит производственного характера. В этом случае эти затраты просто исключат из налоговых расходов, так как они будут считаться экономически необоснованными.

Внимание! К чему же могут придраться инспектора:

* услуги, которые не имеют отношения к деятельности фирмы, или "подозрительные" сделки;

* дорогостоящие услуги;

* затраты, документы по которым составлены недостаточно подробно (то есть из содержания договора и акта нельзя понять, что конкретно выполнил для вас исполнитель). При исключении таких расходов на услуги из налоговых затрат под удар попадет не только налог на прибыль, но и НДС, сумму которого уберут из налоговых вычетов. Следствием чего станут штрафы и пени по двум этим налогам.

Недостаточное внимание к оформлению необходимых документов -- это главная ошибка бухгалтера, приводящая к таким плачевным результатам.

НАШИ СОВЕТЫ

1. Необходимо строго контролировать, чтобы на каждый расход были оправдательные документы, отслеживать, какие именно бумаги представляет вам исполнитель, а это договор, акт выполненных работ и счет-фактура. Сверяйте правильность заполнения документов, наличие необходимых реквизитов, даты, подписи, печати. Выделите время для прочтения всех пунктов договора, где должно быть четко прописано, какие именно услуги будет оказывать вам исполнитель. Формулировки "консультационные услуги" -- недостаточно. Надо уточнить, в какой области, по каким вопросам будут вестись работы. В случае, если договор подписан и изменению не подлежит, постарайтесь конкретизировать услуги в акте выполненных работ.

2. Инспекторы могут посетовать на то, что ваши расходы "не связаны с производственной деятельностью". Так что наличие стандартного набора документов еще не повод признать расходы обоснованными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 апреля 2004 г. № А21-5340/03-С1).

Существует несколько способов для того, чтобы доказать, что расходы на услуги были необходимы для деятельности фирмы. Например, помимо договора, акта и счета-фактуры от исполнителя иметь на руках приказы и распоряжения, где указано, что поручаете своему сотруднику курировать исполнение услуг по договору, и приказываете полученные результаты этих работ использовать в производственной деятельности. Подробно изложите суть оказываемых консультаций: для чего они нужны, ожидаемый результат от полученной информации. Также если услуги были хотя бы косвенно связаны с получением сертификата или лицензии, то копии этих документов послужат вам доказательством. Для суда такие доводы могут стать достаточными для того, чтобы признать, что услуги были связаны с производством (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 ноября 2004 г. № А79-8125/2003-СК1-7821).

3. Некоторые инспекторы считают, что в расходы, уменьшающие прибыль, коммерсанты не могут включать затраты на информационно-консультационные услуги, связанные с налогообложением. Они заявят, что ваши расходы не связаны с производством, даже если у фирмы в порядке "первичка" и есть дополнительные аргументы.

Знайте, что в этом случае инспекторы неправы. Любой договор на налоговый обзор, ответ на вопрос, связанный с налогообложением, -- это производственные расходы фирмы. Для выигрыша дела вам достаточно иметь стандартный пакет оправдательной документации. Из договора должно быть видно, что исполнитель оказывает вам налоговое консультирование (постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2004 г. № КА-А40/4182-04).

4. Инспекторы могут также заявить, что услуги третьих лиц, оказанные фирме, не являются производственными. Например, фирма своими силами не может выполнить работы для своего клиента, для консультации она нанимает стороннюю организацию. А акт о выполненной работе с клиентом подписан раньше, чем акт полученных услуг от стороннего исполнителя. На основании этого контролеры пытаются доказать, что услуги консультирующей организации не связаны с получением фирмой дохода, а потому производственными их считать нельзя. В данном случае арбитры встают на сторону фирм, поясняя, что если установлена связь между договором на реализацию и расходами на консультантов, то дата подписания актов роли не играет. Организация вправе сдать работу, а позже подтвердить получение услуг от исполнителя (постановление ФАС Северо- Западного округа от 22 января 2004 г. № А56-22269/03). Но все же, чтобы не доводить дело до суда, лучше бы, по возможности, подписывать акты по расходам, связанным с реализацией раньше, чем проводить саму реализацию, дабы избежать лишнего казуса от налогового инспектора.

Какую же сделку может признать недействительной суд:

* совершенную лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия (мнимая);

* совершенную с целью прикрыть другую сделку (притворная);

* заключенную с нарушением законодательства.

А доказывать, что сделка недействительна, -- прямая обязанность налоговиков. Интерес налоговой службы в признании сделки недействительной свой. Получив такой вердикт суда, инспекторы "снимут" из налоговых расходов все затраты, связанные с этой сделкой.

ДОГОВОР ДОРОЖЕ ДЕНЕГ

Как уже было сказано выше, во избежание трений с налоговой необходимо тщательно анализировать заключаемые договора, а именно:

1. Заключая договор, обращать внимание, кто его подписал со стороны партнера. Имеет ли он на это право? Если договор подписан по доверенности, тогда попросите контрагента выдать вам ее копию.

2. Если планируется поручить исполнителю ту или иную работу, выясните, не подпадает ли она под лицензируемые виды деятельности. Если так, то требуйте от него копию лицензии до подписания договора.

3. Арендуя помещение, изучите внимательно договор. Если его заключают более чем на год, не забудьте пройти его государственную регистрацию.

Итак, если же налоговой службе удалось доказать, что ваш договор недействителен, она будет требовать убрать из налоговых расходов затраты по такому договору. Остается, конечно же, возможность доказать, что затраты по недействительному договору все-таки могут уменьшать налоговую прибыль. Такое мнение высказали федеральные судьи Центрального округа, указав, что даже если договор, на основании которого были произведены расходы, недействителен, такие расходы могут учитываться в себестоимости продукции (постановление от 25 ноября 1999 г. № А09-3086/99-12).

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

Использованы материалы изданий klerk.ru и "Налог на прибыль от А до Я".


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные