Сегодня: 23.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


СТРАСТИ ПО НДС ИЛИ НОВЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ СЧЕТОВ-ФАКТУР

О том, как как мы разбирались с трудностями учета НДС и ведения книг покупок и продаж

Налог на добавленную стоимость несомненно является предметом вечных споров между компаниями и контролерами. Итак, ФНС с этого года предложила пересмотреть принцип уплаты НДС "по отгрузке". Получается, что право компаний на вычет по НДС должно зависеть от факта оплаты отгруженной продукции.

ОТГРУЖАЕМ И СЧИТАЕМ УБЫТКИ

Соответственно, с 1 января нынешнего года компании потеряли право самостоятельно выбирать способ начисления налога на добавленную стоимость (ранее же их было два -- "по отгрузке" и "по оплате"). Минусы предложенного варианта для компаний очевидны. Ведь фирмам, которые рассчитывали налог по последнему варианту, пришлось пересматривать свои взаимоотношения с контрагентами, т.к. дата отгрузки товаров у таких компаний может не совпадать с моментом поступления денег по договору.

Теперь фирмы вынуждены перечислять налог в бюджет до получения оплаты по сделке, получается, что авансом. Иначе говоря, приходится платить НДС за счет собственных средств, а не из поступлений от покупателей продукции. Соответственно, чем выше задолженность последних, тем больше денег фирмы вынуждены извлекать из оборота для уплаты налога в бюджет. А страдает от этого их платежеспособность.

Понятно, что с проблемами столкнутся прежде всего фирмы, у которых недостаточно оборотных средств, а таких большинство. При этом для компаний с крупной дебиторской задолженностью предусмотрен переходный период на два года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ).

А ВЕДЬ ВСЁ ДЕЛАЛОСЬ ВО БЛАГО

В свою очередь, Министерство финансов считает, что единый метод расчета НДС упрощает его администрирование. По мнению главных финансистов, компаниям теперь станет легче определять выручку для налогообложения и вести учет счетов-фактур. Что же касается изменений правил учета полученных и выставленных документов, то таковые стали действовать с 20 мая 2006 года. И, как обычно бывает в нашей стране, вместо долгожданной ясности внесли очередную путаницу. С начала квартала 2006 года бухгалтера мучались разными сомнениями: как регистрировать счета-фактуры, как заполнять книгу покупок и книгу продаж и т.п. Для разъяснений Минфин 28 февраля 2006 года выпустил письмо № 03-04-09/04, в котором было заявлено, что "положения правил применяются в части, не противоречащей закону". Чиновники призвали наших счетоводов принять как руководство к действию проект постановления правительства "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914", которым и был предусмотрен новый порядок регистрации счетов-фактур. Это было не сложно, т.к. большинство бухгалтерских программ обновили с учетом действующей редакции Налогового кодекса.

А что же будут делать те бухгалтеры, которые по каким-либо причинам не освежили свои программы или, скажем, ведут учет вручную, пропустив февральское письмо Минфина? Они смело могут не переписывать книги, т.к. в отличие от указанного выше проекта Постановление Правительства от 11 мая 2006 г. № 283 не содержит упоминания о том, что вступает в силу с 1 января 2006 года. Получается, что новая редакция Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при расчетах по НДС вступает в силу через семь дней после официального опубликования.

Тем не менее нет никакой гарантии, что не выйдет очередных разъяснительных писем, где чиновники еще раз не упомянут: книга покупок и книга продаж предназначены для расчета НДС, а значит, должны быть оформлены правильно за все отчетные периоды, в том числе и за I квартал (январь-март) 2006 года.

КАК НА САМОМ ДЕЛЕ

Счета-фактуры, полученные от продавцов, регистрируют в книге покупок тогда, когда возникает право на налоговые вычеты в соответствии со статьей 172 НК РФ. Также этот пункт дополнен порядком регистрации счетов-фактур в книге покупок при приобретении налогоплательщиком товаров, работ, услуг, используемых как в облагаемых, так и в необлагаемых операциях или с применением различных ставок. В этом случае в книге покупок регистрируют счет-фактуру с указанием той суммы, которую фирма имеет право принять к вычету.

Соответственно, с этого года входящий НДС можно предъявлять к вычету по мере приобретения материальных ценностей и имущественных прав (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК). Отсюда вышеуказанные изменения редакции пункта 8 Правил.

ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД НЕ УЧТЕН

А вот специальный порядок регистрации счетов-фактур, полученных от поставщиков и подрядчиков, в отношении переходного периода Правилами, к сожалению, не оговорен. Лишь сказано, что счета-фактуры подлежат регистрации с учетом положений статьи 2 Закона от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ. Стоит заострить свое внимание на том факте, что в данный Правилах сохранен пункт 20, посвященный особенностям регистрации счетов-фактур в книге продаж теми, кто применяет учетную политику "по оплате". Все это связано с тем, что в отношении фирм, ранее использовавших кассовый метод, установлен двухгодичный переходный период, в течение которого сохраняются прежние условия. И соответствующий пункт будут применять до 1 января 2008 года -- до конца переходного периода.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Что самое интересное в изменениях в формах документов -- это то, что вам придется оформлять еще дополнительные листы книг покупок и продаж (в приложениях 4 и 5 к Правилам приведены чистые бланки этих листов), которые нужно оформлять, если необходимо внести изменения в книгу покупок и книгу продаж. И снова казус: в какой же все-таки момент такие "дополненные книги" нужно заново прошнуровать и скрепить печатью? В Правилах, к сожалению, этого не сказано, зато в них указано на обязательность такой процедуры. Потому особенно придирчивые инспекторы могут с вас потребовать проделывать данную процедуру с каждым листом.

В случае если необходимо внести изменения в одну из книг, то следует перенести в дополнительный лист итоговые данные за налоговый период, в который внесены изменения. Далее делаем запись об аннулированном счете. Что означает слово "аннулированный"? А это счет-фактура, в который вы внесли заверенные согласно пункту 29 Правил исправления. Уточняем, что в книгах неверные документы не вычеркивают. После того как запись внесена, в заполнении дополнительных листов к книгам начинаются существенные различия. Возможность же пополнения книги покупок реквизитами правильного счета-фактуры взамен аннулированного не предусмотрена. Учесть счет-фактуру можно будет только в периоде исправления ошибки. Так что за прошлый период придется подавать уточненную налоговую декларацию (согласно письму Минфина от 22 марта 2006 г. № 03-04-11/61).

ДОБРЫЙ СОВЕТ БУХГАЛТЕРУ

Не стоит отражать показатели "запоздавших" счетов-фактур в дополнительных листах книги со знаком "минус", и чтобы избежать споров с инспектором по поводу истинного значения слова "аннулированный", проще переписать книгу покупок. А необходимость в уточненной декларации можно объяснить в этом случае обычной ошибкой при переносе данных книги в налоговую декларацию.

НЕМНОГО ИСТОРИИ

И напоследок коснемся "корней" возникновения того самого налога, о котором сейчас ведутся многочисленные дискуссии, ради учета которого, собственно говоря, и ведутся книги покупок и продаж, выписываются счета-фактуры.

Итак, в России НДС появился 1 января 1992 года (Закон от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"). Он пришел на смену налогу с продаж, который был установлен в декабре 1990 года. В свою очередь, последний заменил налог с оборота, который просуществовал в стране около 70 лет. Налог с оборота взимали с разницы между фиксированными государством оптовыми и отпускными розничными ценами. Его ставка составляла от 20 до 30% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливали в процентах к объему реализации. Фактически он увеличивал цену товаров на 5%.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованные источники: "Московский бухгалтер", "Консультант"

20.07.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные