Сегодня: 26.09.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 26 сентября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


СОВЕСТЬ ГЛАВНЕЕ ВСЕГО!

Возвращаясь к теме налоговой оптимизации, добросовестности налогоплательщика и готовящейся борьбы государственных служб.

НАШ СУД -- САМЫЙ ГУМАННЫЙ СУД В МИРЕ!

Термин "добросовестность" впервые был введен решением Конституционного Суда от 12 октября 1998 г. № 24-П. Необходимость в этом возникла из-за участившихся случаев уклонения от уплаты налогов и махинаций с помощью так называемых "мертвых" банков. Далее в 2004 году в свет вышло еще несколько скандальных постановлений (№ 169-О, № 324-О). В них указывалось, что налогоплательщику, признанному недобросовестным, можно отказать в возмещении НДС. Тем не менее судьи все же так и не прописали те критерии, по которым фирму можно отнести к числу недобросовестных налогоплательщиков.

Что касается нашего времени, сейчас Высший Арбитражный Суд готовит информационное письмо, в котором пропишет эти самые критерии понятия недобросовестности.

Все конечно же знают, насколько трудно нынче получить вычет по налогу на добавленную стоимость. Ведь инспектору достаточно объявить экспортера, желающего возместить налог, недобросовестным налогоплательщиком -- и он ничего не получит из ранее уплаченного поставщикам НДС. Естественно, что наши предприниматели и фирмы уже не раз отмечали о необходимости прописания признаков недобросовестности в Налоговом кодексе. На данный момент это понятие не закреплено ни в одном законодательном акте. Но ответных действий с их стороны не последовало. Потому высшие арбитры взяли на себя ответственность и решили внести ясность в этот вопрос.

Так весной Президиум Высшего Арбитражного Суда начал работу над текстом информационного письма, в котором будут прописаны критерии, по которым налогоплательщика можно отнести к числу добросовестных или недобросовестных. Каждый бухгалтер или предприниматель может ознакомиться с проектом информационного письма, т.к. оно находится в открытом доступе.

Итак, сомнения в добросовестности налогоплательщика у налоговых инспекторов могут возникнуть, если в бухгалтерском учете компании отражены те операции, которые фирма не могла реально осуществить "с учетом времени, объема задействованных материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров", и некоторых других обстоятельств. Повлиять на решение ревизоров может и отсутствие объективных условий для ведения предпринимательской деятельности "в силу отсутствия управленческого или технического персонала, основных средств, производственных активов и складских помещений". Недобросовестными станут фирмы, у которых "в учете будут обозначены только те хозяйственные операции, которые непосредственно связаны с получением налоговых преимуществ", и некоторые другие обстоятельства. Также в этом письме разрешается одна из самых больших проблем для экспортеров путем прописания в нем того, что компания не должна нести ответственность за налоговые огрехи своего контрагента. А ведь сейчас ошибки делового партнера являются основанием для того чтобы объявить фирму недобросовестным налогоплательщиком.

Такое заявление ВАС несомненно вызвало массу спорных разговоров в политической среде. Некоторые эксперты и законодатели считают наиболее целесообразным заменить понятие "недобросовестность" на понятие "деловая цель". И его же и прописать в Налоговом кодексе так же, как это сделано в западных странах.

НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА НЕ ДРЕМЛЕТ

Помимо Высшего Арбитражного Суда в недавнем времени выявлением различного рода схем уклонения от уплаты налогов или так называемой оптимизацией занялась и Федеральная налоговая служба.

Инспекторы условно подразделяют на три группы все варианты снижения налоговой нагрузки:

* криминальные, когда фирмы скрывают сам факт реализации товара и доходы;

* использование откровенных недоработок или каких-то коллизий, которые содержит законодательство;

* схемы с применением однодневок.

Фирмами же, которые применяют откровенно криминальные схемы, занимаются уже исключительно правоохранительные органы.

Безусловно, российский средний бизнес прибегает к массе уловок, используя те или иные пробелы в нашем законодательстве, среди которых весьма популярно дробление бизнеса на мелкие фирмы, которые подходят по всем признакам под упрощенцев. Ведь налоговая нагрузка на упрощенцев в 3-4 раза меньше, чем при общем режиме. Или, например, владельцы транспортных компаний дробят их, чтобы иметь возможность перейти на уплату ЕНВД.

Также часто используются схемы, связанные с экономией на ЕСН в связи с тем, что таковой не взимается при спецрежимах, и работники компании увольняются и устраиваются в другую фирму, которая находится на упрощенке. А она впоследствии оказывает услуги этой же компании по предоставлению рабочей силы.

Существуют махинации, связанные с выводом активов из фирмы, для чего владельцы какой-либо компании создают новую организацию, которую переводят на УСН. Ей передаются основные средства в качестве вклада в уставный капитал или продаются за небольшую цену (по остаточной стоимости), с рассрочкой платежа. Далее наша первая компания заключает с вновь созданным упрощенцем договор аренды своего бывшего имущества, т.к. благодаря этому компании больше не надо будет платить налог на имущество, а на сумму арендных платежей можно уменьшить еще и налог на прибыль.

При использовании всех таких схем никаких норм закона мы не преступаем, ведь на настоящий момент ФНС практически не имеет правовых оснований для того, чтобы считать эти схемы незаконными. Тем не менее бюджет от таких подходов к Налоговому кодексу не мало страдает.

МАРКЕТИНГ У ЧИНОВНИКОВ НЕ В ПОЧЕТЕ

Общеизвестно, что наши налоговики не любят формулировки "маркетинговые услуги", т.к. таковые довольно часто используют для уменьшения налогов. Так вот как же в этом случае поступить добросовестным фирмам, нуждающимся в услугах маркетологов?

Обычно инспекторы аргументируют отказ признать расходы на маркетинг экономической необоснованностью таких затрат. Иным основанием может стать и оформление документов. Поэтому будьте предельно бдительны к бумагам, которые подтверждают расходы на маркетинг. Тем более что инспекторы сами дали соответствующие пояснения в письме ФНС России от 20 февраля 2006 г. № ММ-6-03/183@.

Договор является одним из самых важных документов, подтверждающих расходы. Потому в нем нужно максимально точно описать предмет сделки, не ограничиваясь записью "маркетинговые услуги", т.к. в налоговом законодательстве не зафиксирована вообще расшифровка такого понятия. Следует воспользоваться определениями из других отраслей законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).

На самом деле, как утверждают сами ревизоры, исследование рынка предполагает осуществление следующих процедур:

* определение размера и характера рынка, расчет его реальной и потенциальной емкости;

* анализ факторов, влияющих на развитие рынка;

* определение степени насыщенности и сегментация рынка,

* определение типов потребителей по возрасту, полу, доходу; * исследование мощности торгово-сбытовой сети;

* наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми и вспомогательными помещениями;

* анализ внешних факторов развития рынка.

Именно такие формулировки лучше привести в документах, подтверждающих расходы во избежание каких-либо претензий контролеров.

Убедить судей в необходимости консультаций маркетологов помогут не только договора, но и акты выполненных работ, графики, отражающие основные показатели деятельности общества. Например, на основании анализа таких документов судьи ФАС Западно-Сибирского округа пришли к выводу, что полученные консультации были необходимы компании для осуществления и развития производства, продвижения продукции на рынок и т. д. (постановление от 20 апреля 2006 г. по делу № Ф04-2117/ 2006(21664-А27-3)).

Будьте начеку, уважаемые господа предприниматели. Не заиграйтесь с налоговыми схемами -- ведь инспектор, судья и правоохранительные органы не дремлют. Хотя порой такая не в меру злостная борьба наших налоговиков с незаконными по их мнению вариантами ухода от налогов может навредить не только мошенникам, но и законопослушным фирмам, но это уже совсем другая история.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованные источники: "Расчет", "Практическая бухгалтерия"

26.07.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные