Сегодня: 22.09.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 сентября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ЧТО ТАКОЕ ФОРСАЙТ ?

Самое общее определение: Форсайт -- предвидение или активный прогноз.

Форсайт как форма активного прогнозирования возник в 1990-х гг. Впервые отдельные методы Ф. были применены американцами в области оборонных исследований и перспектив безопасности. В 1990-х гг. стали разворачиваться собственно программы Форсайта. После США его использовали в Японии, где в настоящее время осуществляется четвертый цикл программы. Далее география применения расширилась -- его стали применять во Франции, Великобритании, Австрии, Швеции, Корее, Китае. Сейчас он применяется в ряде стран Латинской Америки.

По мере распространения идей Форсайта его задачи и цели стали более разнообразными.

Можно выделить три этапа, на которых цели Форсайта менялись. Первый этап -- Технологический Форсайт (Technology Foresight), когда программа применялась для разработки перспектив научно- технической сферы.

Первая британская программа (1984 г.) определяла технологический Форсайт как систематическое средство оценки тех научных и технологических достижений, которые в долгосрочном плане могли бы иметь сильное влияние на экономическое и социальное развитие.

Второй этап -- рыночно-ориентированный Форсайт

Третий этап -- социо-экономический Форсайт. Сегодня Форсайт является мощным инструментом, применяющимся для различных социально-экономических целей. В результате во многих странах определение "технологический" уже не употребляют.

В настоящее время Форсайт все чаще используется как системный инструмент формирования будущего, позволяющий учитывать возможные изменения во всех сферах общественной деятельности: науке и технологиях, экономике, социальных, общественных отношениях, культуре.

По определению американского эксперта Бена Мартина Форсайт -- систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды на получение самых крупных экономических и социальных выгод.

Предшественниками Форсайта в России, на наш взгляд, можно считать "Комплексную программу научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий", разработанную в 1972 г. под эгидой Госплана, Госстроя и АН СССР, просуществовавшую до 1990 г., а также Программу развития России на 10 лет, подготовленную Центром стратегических разработок, и некоторые другие.

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРСАЙТА В РОССИИ И В РЕГИОНЕ

Сегодня в России сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, развита наука и имеется ее огромный потенциал. (По интегральному показателю способности к инновациям страна занимает 25 место в мире среди 115 стран -- это неплохой показатель, особенно в сравнении с 83-м местом в рейтинге международной конкурентоспособности России.) С другой стороны, в конкурентоспособности этот потенциал не реализован, не коммерциализирован. Практически Россия сегодня не влияет на развитие глобальной экономики. Отсюда, этот весьма значительный на самом деле инновационный потенциал как бы бесполезен.

Главнейшая задача сегодня -- развить высокотехнологичное производство. Причем высокотехнологичным может быть не только промышленное производство. Это старый стереотип, что высокие технологии -- обязательно сложные в производстве и малодоступные. Сегодня ядро ноу-хау составляют интеллектуальные технологии маркетинга, технологии формирования рынков для своей продукции. Европейские компании решают, как генштаб, задачу формирования рынков.

Что надо сделать, чтобы был спрос? А производство можно перенести в Азию. Отсюда -- необходима систематическая работа по определению перспективных технологий, определению их горизонтов, оценке последствий влияния технологий на экономику и общество. Необходим отбор технологий привлекаемых инвестиционных проектов, чтобы через 15-25 лет они не стали уже кардинально устаревшими и неконкурентоспособными. Выбор направлений, на которых можно сделать акцент сегодня, исходя из взгляда в будущее на 25-30 лет, безусловно, будет отличаться от выбора на основе 5-10-летней перспективы. Ведь закрыть через десяток лет устаревшее производство, введенное сегодня, а тем более перепрофилировать предприятие -- весьма затруднительно как с технической, так и социальной точки зрения. Таким образом, отбор технологий и инвестиций должен тщательно учитывать, что мы хотим видеть в регионе в будущем. Необходимость Форсайта сегодня вызывается следующими обстоятельствами:

1) усиливающейся конкуренцией;

2) ограничением государственного финансирования;

3) возрастающей сложностью и повышением роли научной и технологической компетенции. пж///Форсайт нужен для того, чтобы: * Улучшать процесс принятия решений;

* Управлять выбором технологий;

* Создавать альтернативные направления для будущего развития;

* Усиливать процесс обучения и улучшать готовность к непредвиденным обстоятельствам;

* Мотивировать изменения.

Форсайт имеет общие черты с прогнозированием. Как известно, прогноз -- это научно обоснованное суждение о возможных состояниях некоторого объекта в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках достижения этих состояний. Объединяет Форсайт и прогнозирование то, что:

-- учитываются объективные тенденции и силы, влияющие на развитие;

-- используются методы прогнозирования: метод Дельфи (экспертные оценки), сценарное планирование, экспертные обсуждения (фокус-группы, мозговые штурмы);

-- определяются критические технологии.

В то же время, Форсайт существенно отличается от прогнозирования:

-- Форсайт вовлекает всех ключевых участников развития: научно-техническую сферу, бизнес, правительство, общественность. Традиционное же прогнозирование (forecasing) осуществляется учеными.

Пожалуй, это -- основное (но не единственное) отличие прогнозирования от Форсайта;

-- Форсайт развивает сотрудничество и кооперацию между бизнесом, государством и учеными;

-- Развивает способность и культуру предвидения в обществе;

-- Предусматривает возможность выбора варианта действий в зависимости от "видения" будущего;

-- Содержит элементы активного влияния на будущее (путем определения зон исследований и появления технологий, которые могут принести наибольшие экономические и социальные выгоды и осуществление ранней концентрации ресурсов на этих направлениях).

Выделим цели Форсайта:

1. Способствовать усилению промышленной конкурентоспособности и расширять торговый потенциал;

2. Стимулировать положительные эффекты в сфере экономики, охраны окружающей среды и социального обеспечения на национальном и региональном уровнях;

3. Формулировать инновационный подход в политике и программы НИОКР;

Форсайт в ходе своего становления развился в целостную концепцию. Основными принципами концепции Форсайта являются:

1) Вовлеченность (commitment) различных общественных сил -- бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества -- в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработку более полного комплексного видения будущего, достижение консенсуса и согласования путей достижения будущего;

2) Коммуникация (communication) участников;

3) Концентрация на долговременном периоде (concentration on the long term);

4) Координация (coordination). Это означает, что наука и технология оцениваются в связи с экономическими и социальными достижениями; 5) Согласие (consensus) -- необходимость слаженной работы бизнеса, научного сообщества, органов государственной власти и гражданского общества, которые пытаются прийти к консенсусу на основе разработанных специалистами сценариев развития общества;

6) Системность процесса, основанная на структурированных размышлениях экспертов.

ОБЩИЕ ЧЕРТЫ В ОРГАНИЗАЦИИ ФОРСАЙТА В РАЗНЫХ СТРАНАХ

В разных странах эта программа основывается на различных методологических и организационных принципах. Общим является вовлеченность различных общественных сил в обсуждение и сопоставление долгосрочных прогнозов, стратегий развития, выработки все более полного комплексного видения будущего и согласования путей его достижения.

ТЕХНОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ФОРСАЙТА

В настоящее время в России на федеральном уровне разрабатываются схемы Форсайта общего типа и специальные для области нанотехнологий, начата программа IT-Форсайта (Форсайт информационных технологий).

Технология проведения Форсайта включает выбор целевой установки -- технологическая или социально-экономическая направленность; определение видения будущего региона и определение круга отраслей, которые смогут составить основу стратегического развития; прогноз перспектив развития тех отраслей, которые выбраны для Форсайта; прогноз результатов фундаментальных научных исследований в выбранных сферах; прогнозирование развития новых технологий; прогнозирование выхода на рынок принципиально новых видов продукции. Далее результаты прогноза сопоставляются с известными или экспертно установленными результатами развития исследований, разработок и инноваций в мире в целом, что позволяет оценить потенциальную для собственных производителей инновационной продукции и принять решение о поддержке наиболее перспективных направлений исследований и разработок. Обсуждение результатов прогнозирования и выбора приоритетов исследований с участием общественности позволяет включить в состав приоритетов наиболее важные социальные задачи.

Организация проведения Форсайта включает в себя ряд последовательных шагов:

1. Выявление видения будущего региона разными слоями общества: наука, бизнес, правительство, население;

2. Оценка рынков и потребностей региона;

3. Сканирование (или мониторинг) состояния исследований и разработок;

4. Формирование групп экспертов;

5. Опрос экспертов (в несколько этапов), обработка результатов;

6. Выбор приоритетных направлений с учетом полученной на первом этапе информации, оценки рынков и потребностей региона;

7. Организация общественного обсуждения макета Форсайта;

8. Утверждение и распространение результатов Форсайта.

Форсайт для региона является проектом и, как любой проект, включает совокупность участников, которые специфичны для конкретного региона. В проведении Форсайта Иркутской области участвуют следующие организационные структуры:

-- Организационная группа, утвержденная губернатором (команда "Проекта Форсайт");

-- Заказчик. В Иркутской области инициатором и заказчиком Форсайта выступает областная администрация, хотя бывают случаи, когда инициатором Форсайта выступает бизнес или другие организации;

-- Головная научная организация, в обязанности которой будет входить работа с экспертами и предпринимательскими кругами;

-- Внешняя научная организация, обеспечивающая методологию проведения Форсайта и информационную поддержку. Ею является РИЭПП -- Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере Роснауки;

-- Консалтинговая организация, обеспечивающая включение в международную программу Форсайта и использование международных результатов. Это ЮНИДО -- международная организация при ООН по промышленному развитию, эксперты которой приезжали в Иркутск и осуществляют постоянный контакт с командой Форсайта;

-- Наконец, временные группы экспертов, привлекаемые для проведения опросов, обсуждения доклада и результатов Форсайта.

СЕЙЧАС ИЛИ НИКОГДА?

Форсайт связан с будущим, а будущее создается сегодня. Для иллюстрации этого мне хочется привести притчу.

Король одного государства каждый день переодетым обходил свой город, чтобы посмотреть, все ли в порядке. Он знал, что самый старый человек в его королевстве постоянно работает в саду, и очень беспокоился.

У старика был прекрасный сад с огромными кедрами -- возможно, им было по 400 лет, а он сажал новые маленькие саженцы кедра. Король не смог удержаться, слез с лошади, подошел к старику и спросил: "Сколько тебе лет?". Старик сказал: "Люди говорят, должно быть около 120. Но я никогда не считал. Почему ты спрашиваешь?"

Король ответил: "Я спрашиваю потому, что ты сажаешь деревья, которые принесут плоды через 40 или пятьдесят лет. Ты не сможешь увидеть, как они вырастут, и ты работаешь целыми днями. Я не могу понять твоей логики".

"Сейчас поймешь, -- сказал старик. -- Если бы мои родители не посадили деревья, расцвета которых они не увидели, я не увидел бы их. Если бы мои предки четыреста лет назад не посадили эти кедры, я не смог бы наслаждаться их плодами, красотой и величием. Говорить еще или ты понял?".

Король смиренно сказал: "Я понял. Если ты ясно видишь будущее, то нужно начинать -- сейчас или никогда".

Как научиться видеть будущее? Для начала необходимо задуматься о том, что мы хотим иметь в этом будущем -- не только ближайшем, но и отдаленном -- через 10, 20, 30, а может, и более лет -- для своего региона, для своей жизни в нем. Эти желания и мечты, видимо, должны быть крылатыми, чтобы они отвечали самым глубоким нашим потребностям. Ведь не случайно в "Сталкере" ни один из дошедших до заветной комнаты, где исполняются желания, не вошел в нее. То ли после трудного пути свои желания показались им слишком примитивными, то ли старые желания и вовсе исчезли, а другие не появились.

Калюжнова Н.Я., доктор экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики Иркутского госуниверситета, председатель Научно-методического объединения "Форсайт".

10.08.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные