Сегодня: 13.12.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 13 декабря 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


РОЛЬ ФОРСАЙТА В СИСТЕМЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РЕГИОНА

В последние годы в системе государственного регулирования социально-экономического развития все большее распространение получают методы стратегического управления. При этом на региональном уровне эти процессы зачастую протекают более активно, чем на федеральном. Методы стратегического планирования, которые разрабатывались для корпорации, дают положительные результаты и на более высоком уровне их применения, в частности на уровне региона.

Инициатива внедрения стратегического управления на региональном уровне в Российской Федерации принадлежит Санкт-Петербургу, где стратегический план развития города разработан еще в 1997 году. Регионы Сибирского федерального округа в этом отношении стараются не отставать от западных соседей. Разработана Стратегия развития Томской области, которая рекомендована полномочным представителем Президента РФ в Сибирском федеральном округе к использованию в качестве модельной для других регионов округа. В апреле текущего года обнародована и стратегия развития Иркутской области с учетом предстоящего объединения с Усть-Ордынским Бурятским автономным округом. В соответствии с рекомендациями Совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе комплексное планирование социально-экономического развития субъекта Федерации должно включать в себя следующие основные элементы: 1. Стратегию социально-экономического развития на долгосрочную перспективу. 2. Программу социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. 3. План мероприятий по реализации программы социально- экономического развития на очередной финансовый год. Эти требования относятся и к муниципальному образованию. В Иркутской области в настоящее время присутствуют все перечисленные элементы комплексного планирования. Ведется работа по разработке стратегий и программ развития на уровне муниципальных образований. Несмотря на несомненно позитивный эффект разработки таких документов на социально- экономическое развитие области, эффективность их реализации все еще остается невысокой. Итоги реализации Программы социально-экономического развития Иркутской области до 2005 года показывают, что заложенные в нее цели обеспечения устойчивого экономического роста во многом не были достигнуты. Темп роста валового регионального продукта за 2003-2005 годы составил 110,5% против 113% запланированных, темп роста промышленного производства -- 109,5% против 112,6% по плану, темп роста работ в строительстве -- 103,8% против 110,8% по плану. Анализ итогов позволяет сделать выводы как о недостаточно высоком качестве планирования, так и, в большей степени, о невозможности обеспечить реализацию запланированных мероприятий только усилиями региональных органов государственной власти. Недостаточное качество планирования в данном случае связано с выбором приоритетов, реализация которых должна привести к достижению желаемого результата. Основной причиной складывающейся ситуации, на мой взгляд, является следующее. Комплексное социально-экономическое развитие области предполагает активное участие как в процессе планирования, так и в процессе реализации всех заинтересованных участников, к которым можно отнести -- кроме органов государственной власти и местного самоуправления -- бизнес, научные и общественные организации. На этапе планирования это дает возможность максимально учесть интересы широких слоев населения, а также обеспечить высокую научную достоверность прогноза ожидаемых результатов, их взаимоувязанность. На этапе реализации это позволит не ограничиваться только полномочиями органов государственной власти, так как они в существенной степени ограничены, а привлечь максимальный объем финансовых, трудовых, интеллектуальных и других видов ресурсов. Кроме того, для стратегических документов Иркутской области характерен небольшой горизонт планирования. Несмотря на то что стратегия развития области рассчитана на период до 2020 года, большая часть проектов, составляющих основу стратегии, либо уже реализуется, либо их реализация запланирована на ближайшую перспективу. При этом отсутствие целостного видения долгосрочного развития может привести к отсутствию преемственности программных документов, краткосрочному характеру результатов. Вместе с тем инерционная динамика развития области не отвечает интересам ее населения. Существующая структура производства и потребления в регионе не обеспечивает должного качества жизни населения. Уровень бедности в области превышает 20% от общей численности населения, дифференциация денежных доходов населения составляет более 13 раз. Инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах остаются на уровне 2000 года. Конкурентоспособность продукции, производимой на территории области, может считаться относительно высокой только по товарам первичной переработки, а также отдельным позициям продукции военно-промышленного комплекса. Необходим качественный пересмотр долгосрочных приоритетов, позиционирование области, способное обеспечить устойчивый экономический рост и доведение качества жизни населения до общепринятых мировых стандартов. Решению перечисленных проблем может в значительной мере способствовать инициированный губернатором области проект по разработке регионального Форсайта. Форсайт представляет собой инструмент последовательного и систематического изучения средне- и долгосрочных перспектив развития с привлечением широкого круга экспертов, направленный на принятие и претворение в жизнь совместных сбалансированных решений. Четыре основные характеристики отличают Форсайт от других инструментов изучения будущего развития:

1. Ориентация на принятие конкретных мер. Форсайт заключается не только в анализе и размышлении относительно перспектив будущего развития, но в принятии конкретных решений, которые позволят формировать будущее таким, каким мы его хотим видеть.

2. Учет различных альтернатив будущего развития. Форсайт основывается на том, что будущее не предопределено. Поэтому будущее может развиваться в различных направлениях, на формирование которых могут оказать влияние решения, принимаемые сегодня.

3. Вовлеченность различных участников. Форсайт не может быть осуществлен узкой группой экспертов или ученых, но вовлекает большое количество различных групп заинтересованных участников.

4. Междисциплинарный характер. Форсайт носит комплексный характер и старается охватить все факторы, которые могут оказать влияние на будущие процессы.

Таким образом, Форсайт позволяет привлечь к принятию и реализации решений всех заинтересованных участников, помогает формировать различные сценарии будущего развития и, соответственно, планировать действия на долговременную перспективу. Отметим, что Форсайт не является заменой долгосрочного планирования, это скорее инструмент, с одной стороны, для повышения его качества, с другой -- способ активизации творческого потенциала разных слоев населения региона. Кроме того, Форсайт позволит интегрировать реализацию различных программ и проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, стратегии развития крупных компаний, сформировать перечень приоритетных технологий, а также усовершенствовать систему отбора приоритетных инвестиционных проектов.

ВИОЛИН С.И., зам. председателя комитета экономического анализа и прогнозирования администрации губернатора Иркутской области

10.08.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные