Сегодня: 24.09.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 сентября 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


АЛЕКСАНДР ТИШАНИН: БЭФ СТАНЕТ ПЛОЩАДКОЙ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Иркутская область готовится к большому событию -- Байкальскому экономическому форуму. Для жителей Иркутска это не просто слова, а вполне конкретные перемены -- обновленные фасады зданий, цветники, отремонтированные тротуары и дороги. Однако это, так сказать, упаковка, внутри которой должно оказаться куда более ценное содержимое. О том, что значит для региона проведение столь масштабного события, журналисты пресс-центра БЭФа беседуют с губернатором Иркутской области Александром Тишаниным.

Наша встреча -- в субботу в 11.30 утра -- в графике Александра Георгиевича на этот день была далеко не первой. До этого у него уже прошла встреча с иностранной делегацией, несколько рабочих встреч с руководителями подразделений областной администрации и большое совещание по малоэтажному строительству в Иркутской области. С него-то и начался разговор.

-- Утром на совещании мы рассматривали проект строительства малоэтажного жилья. Прелести этого проекта, наверное, недооценить нельзя. В его реализации заинтересованы многие и, в первую очередь, естественно, власть, которая обязана обеспечивать население жильем, в том числе ради решения демографической проблемы. Заинтересован бизнес, который получает возможность вкладывать деньги, а не выводить их за рубеж. Ну и самый главный интересант -- это, естественно, население. Данный проект мы сегодня рассматривали в контексте агломерации Иркутска, Ангарска и Шелехова.

Мы должны поставить перед собой две задачи: обеспечить население жильем и снизить его стоимость. Если мы построим заведомо более дешевого малоэтажного жилья, скажем, 10% от потребности, то его цену мы снизить не сможем. Сегодня цену диктует рынок, и как бы дешево ни строил застройщик, если будет сохраняться дефицит, то цена не упадет. Поэтому очень важно -- исходя из спроса, из потребности, из покупательской способности -- определить: сколько мы должны построить. Эту цифру должны будут знать все -- начиная от губернатора и заканчивая уборщицей в муниципальном образовании. Вот тогда все получится. Когда эту цифру будут знать мэр, главный архитектор города, землеустроительный комитет, специалисты администрации, когда каждый из них будет отвечать за выполнение этого плана, тогда, естественно, будут формироваться условия для того, чтобы, скажем, быстрее выдавались разрешительные документы, прозрачней и эффективней проводились конкурсы по участкам под застройку и так далее.

Для примера: в Ангарске сегодня выделена земля под строительство 66 тысяч квадратных метров жилья. А строят всего 20 тысяч в год. Почему? Видимо, застройщикам не предложили условий, при которых строить выгодно. Застройщик будет работать тогда, когда у него рентабельность не ниже 15%. Если рентабельность низкая, он уйдет туда, где ему интересно -- где себестоимость строительства ниже, а продажная цена выше.

-- Но у нас сейчас у застройщиков рентабельность доходит до 70%...

-- А знаете почему? Застройщиков мало, жилья возводится мало, себестоимость низкая, а рынок диктует цену под 30 тысяч рублей за метр и больше. Вот, допустим, сегодня на совещании нам презентовали проект строительства шведских домов. Без инфраструктуры себестоимость строительства составляет 12 тысяч рублей за квадратный метр, с инфраструктурой -- 22 тысячи. А продает он за 28 тысяч. Рентабельность -- 29%. А если рядом с этим застройщиком получат площадки и начнут работать еще 10 подобных фирм? И вместо 20 тысяч квадратных метров, сколько они возводят сейчас в Иркутске, будет построено 200 тысяч? Естественно, каждому из них и 10% рентабельности хватит "за глаза".

Мы намеренно не стали обсуждать на совещании тему производства строительных материалов. Из чего строить -- из дерева, бруса, пенобетона или ячеистых блоков -- не столь важно. Когда появится спрос на эти материалы, естественно, появится и их производство. Государство не будет сегодня восстанавливать заводы крупнопанельного домостроения, бизнес все сделает сам. А мы должны создать для него условия -- помогать быстро решать вопросы, предоставлять льготы. Сегодня надо просто сломать бюрократическую систему, тормозящую развитие бизнеса. Как это сделать? Чиновники должны отвечать за конкретные результаты работы, в том числе -- за то, сколько построено жилья. Тогда можно будет говорить об успешной реализации национальных проектов, в том числе в области строительства.

-- Байкальский экономический форум и национальные проекты -- это совместимые понятия? Поможет ли БЭФ в их продвижении в нашем регионе?

-- Естественно, совместимые. Прежде всего в части участия бизнеса в реализации национальных проектов. Иркутская область является привлекательным для бизнеса регионом, это очевидно. Сегодня, например, ко мне приходили голландцы. Я у них был 24 июня, прошел месяц, и они уже приехали сами, побывали в иркутских научных институтах, на предприятиях. Они намерены построить в Иркутской области "малую Голландию". Это будет целый поселок с инфраструктурой, с производством. Какое производство там будет -- еще неизвестно, но оно там точно будет. И это -- только один из множества примеров, из которого ясно видно: интерес к области колоссальный.

Естественно, реализация национальных проектов -- строительство жилья, реанимирование сельского хозяйства, медицина, образование -- невозможна без частных инвестиций. Ведь если начать говорить о том, что государство возьмет на себя все расходы по реализации этих проектов, то они никогда не будут выполнены.

Байкальский форум должен стать неким катализатором инвестиционных процессов в регионе. И я считаю, что форум пройдет "на уровне".

-- На более высоком, чем прежние форумы? Он, вообще, чем должен отличаться от предыдущих?

-- Он должен отличаться, безусловно, тем, что на нем будут приниматься конкретные решения.

Мы должны показать потенциал региона и желание сотрудничать, показать бизнесу, куда можно вкладывать деньги. От того, как мы будем позиционировать себя, насколько грамотно все выстроим, как раз и зависит, будет ли нынешний форум отличаться от предыдущих. Если через год или полтора мы реально почувствуем, что те решения, которые были приняты на форуме, реализовываются, то, естественно, форум можно будет считать успешным. Ведь на бумаге можно написать все что угодно. Я могу показать массу документов, которые были в свое время подписаны, решения приняты и т.д., но они почему-то не выполнялись -- в силу каких-либо обстоятельств. Может, контроль был слабый, может, условия для реализации были плохие, неприемлемые. Решение наверху приняли, а внизу как была тишина и непонимание, так оно и осталось.

Одна из основных идей, которые будут обсуждаться на этом форуме -- агломерация. Этот процесс позволит Иркутску стать городом-миллионником, но не просто путем механического соединения территорий. Этот миллионный город будет скреплен инфраструктурой: новым аэропортом, транспортной сеткой, территориями, застроенными малоэтажным доступным жильем, бизнес-центрами, особой экономической зоной и т.д. Все это в рамках агломерации будет на БЭФе презентовано и обсуждено.

-- БЭФ сможет продвинуть регион в реализации всех этих идей -- создания особых экономических зон и агломерации?

-- Я думаю, вопрос по особым экономическим зонам будет решен раньше -- конкурс на получение этого статуса уже объявлен. Я думаю, что мы можем рассчитывать на размещение у нас промышленной экономической зоны -- между Иркутском и Ангарском.

Решение по строительству аэропорта уже принято. Я хочу подчеркнуть: в этом проекте рассчитывать только не федеральные средства нельзя и неправильно. Федерация должна принять решение и взять на себя ответственность за инфраструктуру -- за строительство полосы и объездной автодороги, которая будет связывать Иркутск и Ангарск. По объездной дороге решение принято, вы это знаете. В этом году будет освоено порядка 100 миллионов рублей -- на проектные, изыскательские работы и т.д. Со следующего года проект начнет реализовываться. И в будущем же году начнется проектирование по аэропорту. Но, возвращаясь к тому, с чего я начал -- строительство терминальной части, перронной части, всей обслуживающей инфраструктуры -- это, естественно, должен на себя взять бизнес. Он должен оценить привлекательность географического положения иркутского аэропорта, наличия у него международного статуса, возможности выполнять трансполярные рейсы, служить связующим звеном между Европой и Азией...

-- Столько лет не получалось решить проблему иркутского аэропорта, а у вас -- вдруг раз и получилось...

-- Тема аэропорта прорабатывалась задолго до известных событий 9 июля -- в контексте агломерации. Аэропорт в ней является связующим звеном. Мы рассмотрели несколько площадок, около десятка. Остановились на одной площадке -- между Иркутском и Ангарском. Она имеет нулевой профиль, это значит, что затраты по выравниванию будут минимальные. К тому же она находится рядом с объездной автодорогой.

Чтобы закрепить принятое решение о том, что аэропорт должен быть именно там, мы и подписали вместе с руководителем Федерального агентства воздушного транспорта Александром Юрчиком соответствующее соглашение. Мы этим соглашением просто-напросто закрепили принятое решение.

-- И все-таки, БЭФ -- это мероприятие для власти или для бизнеса? И имеет ли оно значение для рядовых граждан?

-- Давайте начнем с рядовых граждан: что для них важно? Повышение уровня и качества жизни. От чего оно зависит? От размера заработной платы. Он, в свою очередь, зависит от развития производства, от увеличения внутреннего валового продукта. А производство кто должен развивать? Государство сегодня не развивает производство за исключением таких проектов, как строительство нефтепровода, газопровода, организация газоснабежения... Кстати, в следующем году в Иркутской области начнется реальная подача газа в некоторые населенные пункты. Эти проекты, безусловно, должно финансировать государство, а все остальное, особенно производственную часть, должен развивать бизнес, а мы ему -- создавать условия.

Поэтому мы в администрации Иркутской области почти каждый день проводим переговоры, презентации, заключаем соглашения о взаимовыгодном экономическом, социальном сотрудничестве. У нас сейчас в стадии подготовки около 55 соглашений с предприятиями, которые обеспечивают примерно 45% выпускаемой в области продукции.

-- Участие Совета Федерации в БЭФе поможет привлечь к Иркутской области внимание центра?

-- Совет Федераций является основателем Байкальского экономического форума. Под его эгидой форум был образован и проводится уже в четвертый раз. Плюс к этому на четвертый форум будут приглашены страны Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где представительство Совета Федерации очевидно. Поэтому на форуме, я думаю, речь пойдет уже не только о потенциале Иркутской области и ее внутренних возможностях. Байкальский форум станет площадкой строительства международных взаимоотношений. На нашей территории должна появиться основа для формирования баланса политических интересов запада и востока.

-- Да. А мы можем взять на себя такую великую роль?

-- Ну, я думаю, что сообща, вместе с Советом Федерации -- безусловно.

-- А помимо БЭФа отношения с Советом Федерации как складываются? Кто является лоббистом интересов Иркутской области в федеральном центре?

-- Отношение к области позитивное во всех министерствах. Мои заместители регулярно выезжают в Москву для решения конкретных вопросов. И министры, и руководители федеральных ведомств у нас бывают. Раньше чиновничий аппарат редко бывал в территориях, сегодня он ездит гораздо чаще.

-- Расскажите, пожалуйста, о планах развития Иркутска как логистического центра. С аэропортом все более или менее понятно. А будет ли далее развиваться железная дорога, в том числе БАМ?

-- Сначала о БАМе. Нефтепроводная система "Восточная Сибирь -- Тихий океан" будет на первом этапе, к 2008 году, построена до Сковородино. Но в процессе ее строительства она уже будет задействована в реверсном режиме. По мере ее строительства к ней будут подсоединены те наши месторождения, которые пока не имеют реальной нефтедобычи и реального сбыта. Эта нефть будет перекачиваться в реверсном режиме -- с верховьев Лены на Усть-Кут. На станции Лена будет построен нефтеналивной терминал, и эта нефть по железной дороге пойдет на восток. Сегодня БАМ пропускает только 11 пар грузовых поездов в сутки. Естественно, если иметь в виду перспективу перевозки нефти по железной дороге, которую мы недавно обсуждали с главой Транснефти Семеном Вайнштоком, -- потребуется дополнительное развитие БАМа. Плюс к этому надо добавить увеличившуюся нагрузку по перевозке железной руды.

БАМ до Коршунихи -- рентабелен, как ни странно. Там есть электрификация, насыщенные перевозки. А вот за Коршунихой он убыточен. Естественно, логистику надо рассматривать в контексте перевозок нефти и других грузов. Сегодня мы активно создаем терминальную сеть по приемке леса. Вы знаете, что у нас вывозится за рубеж в основном круглый лес. Отдаем его за бесценок. Плюс к тому от 4-х до 4,45 миллионов кубов только в прошлом году было заготовлено незаконно. Мелкие и крупные лесозаготовители должны регистрировать лес в терминалах, чтобы исключить незаконное заготовление древесины. Терминальная система позволит таможне, милиции, властям взять ситуацию под контроль. Но это еще не все. Терминалы будут ориентированы на обеспечение перерабатывающих предприятий лесом. Если потенциальный инвестор будет понимать, что в области есть возможность покупать лес в терминале большими партиями, а не по бревну у каждого заготовителя, он рядом с этим терминалом построит лесоперерабатывающее предприятие. И здесь нужно хорошо просчитывать именно логистическую схему, объемы и интенсивность перевозок, оптимальные места расположения терминалов и т.д.

Железная дорога не может развиваться в отрыве от остальной промышленности, новые проекты в других отраслях экономики сами подстегнут развитие инфраструктуры. И этот процесс уже идет. Я застал то лихое время, когда разбирались целые направления на железной дороге -- вторые пути, станции. Просто жалко было смотреть, когда на станцию заходил путеразборщик и убирал пути. А сейчас перевозки растут, и сеть снова развивается.

-- В деловых кругах зреет понимание того, что Иркутской области и Байкалу необходим маркетинг ...

-- А что, Вы думаете, что кто-то не понимает, что такое Иркутская область и Байкал?

-- На Байкал пока едет мало туристов.

-- Я с вами не согласен. Сегодня мы, к великому стыду и сожалению, не в состоянии удовлетворить весь спрос на Байкал. У нас не развита инфраструктура. Элементарного гостиничного фонда не хватает. В прошлом году на Байкал приехало 450 тысяч туристов, в этом году, я полагаю, цифра может приблизиться к 600 тысячам, если будет хорошая погода. Но туристам нужны условия. Больше всех из иностранцев у нас было немцев. Что их интересует в первую очередь? Как ни странно, теплый туалет. Это желание каждого цивилизованного человека. Он готов жить в хижине, в зимовье на берегу Ангары в стиле а-ля староверы со скрипучими дверьми, с сеном на полу, с бегающими по округе козами... Многие отдыхающие согласны на такие условия, но им нужны гарантированно качественная еда и теплый туалет. Бренд Байкала достаточно широко известен, теперь нам нужно стремиться ему соответствовать, строить гостиницы, дороги, налаживать связь...

-- Сейчас Иркутская область у многих людей, живущих за ее пределами, ассоциируется со словом Байкал. Это уже, по сути, стереотип. А что бы Вы хотели еще добавить к словосочетанию "Иркутская область"?

-- Нефть, газ, лес... В нашем понимании развитие должно быть связано с инновационными процессами в регионе. С углублением переработки, с внедрением научных методов на производстве. Я считаю, что наш инновационный потенциал -- а в Иркутске много вузов, научно-исследовательских институтов -- может реализовать эти намерения. Нам надо просто прекращать качать ресурсы за рубеж, пора заняться делом.

Беседу вели Елена ВЕСЕЛКОВА, Галина СОЛОНИНА

24/08/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные