Сегодня: 08.08.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 08 августа 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ


ИРКУТСКИЙ КРАЙ -- ТУРИСТИЧЕСКИЙ РАЙ

В советские времена трудно было представить, что наш регион станет одним из немногих в России мест притяжения тысяч туристов со всего мира.

Живя на Байкале, в одном из самых экзотических мест в стране, большинство из нас ехали за "экзотическими" впечатлениями на "юга", в западные страны. С развитием инфраструктуры туризма в регионе отношение к Байкалу изменилось. Отдых на Байкале стал востребован не только иностранцами и туристами из западной части России, но и жителями байкальских берегов.

Между тем туризм не приносит в бюджет Иркутской области значительной прибыли, равнозначной ценности памятников природы, истории и культуры нашего региона. Наметить пути решения этой проблемы, обсудить перспективы развития туризма в регионе намерены участники дискуссионной площадки "Баланс социальных, экологических, экономических приоритетов в развитии туристско-рекреационного комплекса озера Байкал" в рамках Байкальского экономического форума. На страницах нашей газеты мы решили открыть эту дискуссию и пригласили к разговору представителей государственной власти, экспертов и туроператоров города.

Генеральный директор компании "Green Express" Андрей Шаповалов:

-- Расскажите об участии компании "Green Express" в Байкальском экономическом форуме?

-- На Байкальском экономическом форуме мы планируем представить проект гостинично-туристического комплекса "Серебряный острог". Это уникальный проект -- как по своей внутренней философии, так и по исполнению. Архитектурно проект выдержан в стиле первых русских городков, которые основывались первопроходцами Сибири, и в целом повторяет те остроги, которые возводились на этой территории в 17-18 веках. Философия проекта основана на сочетании духа лидерства и первооткрывательства, который был присущ людям той эпохи. Но не последнее место в философии проекта играют экологическая и историческая составляющие. Поэтому в названии проекта гармонично сочетаются и суровое слово "острог", пришедшее к нам из тех веков, и прилагательное "серебряный", подчеркивающее чистоту озера Байкал.

Когда собственниками компании была поставлена задача подготовить проект гостиничного комплекса, я долго пытался уловить его суть и форму, соответствующие Байкалу, его природе и истории. Так как турист, посещяющий Байкал, приезжает не за возможностью пожить в зданиях из стекла и бетона, у нас не Нью-Йорк. Некоторые новые гостиницы на Байкале часто вызывают у туристов либо недоумение, либо становятся объектами незлых шуток относительно архитектуры таких гостиниц в сочетании с природой и философией Байкала. Идея проекта пришла после посещения этнографического музея "Тальцы". Когда я увидел башню Илимского острога, я подумал, что нужно создать нечто подобное на берегу Байкала. Гостинично-туристический комплекс, построенный в виде острога, как нам кажется, сможет стать архитектурной и этнографической достопримечательностью нашего региона и поможет привлечь в Иркутскую область туристов -- как из России, так и из Европы, США и Азиатских стран. Причем такой комплекс идеально впишется в природу Байкала, так как будет создан из естественного для байкальской природы материала -- сибирской сосны. Мне кажется, проект достаточно удачный с точки зрения истории, архитектуры, этнографии, туризма. Этот необычный туристический комплекс мы планируем построить в поселке Листвянка. В проекте несколько башен, соединенных между собой стеной, что напоминает старинную крепость. Центральное здание острога спроектировано как большой терем, где по нашему замыслу будут расположены ресторан и профессионально спроектированный конференц-зал. Предполагается, что в "Серебряном остроге" будут подаваться блюда бурятской, монгольской, сибирской кухонь. Когда людям, посещающим Байкал, подают лазанью, пасту, суши, пиццу -- это, конечно, замечательно, но туристы приезжают сюда не за европейской кухней, а для того чтобы полностью ощутить себя на стыке культур: общесибирской, монгольской, бурятской.

Настоящей экзотикой, как для российских, так и для иностранных туристов, станет проживание в крепостных башнях острога. Одно из будущих направлений деятельности туристическо-гостиничного комплекса -- деловой туризм, поэтому в "Серебряном остроге" планируется разместить конференц-зал на 120 мест, комнаты для переговоров.

Комплекс может стать базой для развития приключенческого туризма (лыжный, велосипедный, конный виды туризма, сплавы по рекам, тимбилдинг). Отдыхающие в остроге смогут воспользоваться услугами центра ездового спорта и стать участниками экспедиций на собачьих упряжках. Проект острога также подразумевает проведение национальных фольклорных праздников (Рождество, Пасха, Масленица, Иван-Купала и др.). Для реализации проекта, по нашим подсчетам, необходимо около 3,5 млн. долларов. Мы планируем эти средства получить за счет инвестиций крупных российских или зарубежных компаний. Если все сложится удачно, то "Серебряный острог" примет первых гостей уже в 2008 году.

-- В рамках Байкальского экономического форума планируется обсуждение нового проекта туристско-рекреационной зоны на Байкале. Как Вы оцениваете этот проект?

-- Я пытаюсь понять его логику и целесообразность. Пока не очень получается.

В целом, если говорить о развитии туризма на Байкале, о развитии инфраструктуры, то, конечно, всех проблем тридцатикилометровая зона не решит. Два года назад обсуждалась более интересная и эффективная программа, которая подразумевала создание туристско-рекреационной зоны большего размера и по обоим берегам Байкала. Это был комплексный подход к развитию туризма на Байкале. Мне кажется, это было бы более правильным решением.

-- При каких условиях может быть создана эффективная программа развития туризма в Иркутской области?

-- Только при условии широкого обсуждения такой программы в процессе ее создания. Нужна искренняя заинтересованность в создании действительно рабочей программы, а для этого нужно привлечь все так или иначе причастные к туризму стороны. И власть, и туроператоров, и специалистов гостиничного и ресторанного бизнеса, образовательные структуры и конечно же иностранных профессионалов. Но только всех вместе!

Недавно в Доме дружбы народов проходило совещание (или презентация), где иностранные специалисты представили свое базовое виденье того, на чем будет основываться программа развития туризма на Байкале. Несмотря на некоторые языковые проблемы, возникшие в процессе совещания, нужно отметить, что создание базовой, основополагающей части программы, мне кажется, невозможно без обсуждения с туристской общественностью нашего региона. Такие программные документы должны рождаться на стыке разных мнений и подходов, в результате конструктивного диалога. Я не уверен в том, что иркутские туроператоры и владельцы гостиниц смогут написать программу развития туризма на Байкале, конечно же нужен профессиональный взгляд со стороны, для этого и существуют эксперты. Но я не уверен и в том, что это смогут сделать канадские, австрийские и другие иностранные специалисты, без учета нашего местного опыта и понимания существующих проблем. Мне кажется, что разработкой программы развития туризма в Иркутской области должна заниматься творческая группа, состоящая из представителей иркутского туристического рынка и зарубежных экспертов. Иначе мы можем получить очень качественный, красивый и профессиональный продукт, которым не сможем воспользоваться.

-- Какие виды туризма, на Ваш взгляд, наиболее перспективны для нашего региона?

-- На Байкале, я думаю, очень перспективно развивать активный приключенческий туризм, где главными аспектами должны быть экология, история, этнография. Но, возможно, у иностранных экспертов есть другие мнения. Как я уже говорил, все прогнозы и программы, связанные с развитием туризма, должны быть совместными, тогда они действительно будут объективными и полезными.

-- Как, на Ваш взгляд, можно создать эффективный бренд туризма на Байкале?

-- Прежде всего, мне кажется, нужно понять, ЧТО будет стоять за этим брендом. Что мы сами понимаем под брендом "Байкал"? Какие уникальные предложения связаны с туризмом на Байкале? Чем мы можем выгодно отличаться от Алтая, например, или Карелии? Это должно быть первым шагом в создании бренда. Ведь когда турист слышит слово "Турция" или "Швейцария", или "Гоа", у него возникают совершенно конкретные приятные ассоциации с путешествиями и с тем, что с ними связано. Абсолютно ясно, что мы имеем в виду пляжный отдых, когда говорим: "Сочи", или познавательный и фольклорный туризм, когда говорим: "Золотое кольцо". Байкал тоже должен ассоциироваться с чем-то привлекательным, вызывать определенные позитивные образы и желание такое путешествие совершить. Нужно для себя определить основные концепции и направления нашего туризма (экологический, приключенческий, этнографический, познавательный) и продвигать их целенаправленно и ярко на разных туристических рынках -- как в Москве, так и в Берлине, Токио и в других городах. Необходимо найти и выразить такие преимущества Байкала по сравнению с другими регионами, что бы в глазах туриста они перевешивали и стоимость перелета к нам, и время, которое он затратит на дорогу.

Кроме того, я думаю, региональная власть в лице департамента туризма должна более глубоко подходить к вопросам продвижения Байкала на международный и российский туристические рынки. Ни одна компания, какой бы успешной она ни была, не в состоянии "продвинуть" Байкал самостоятельно. Мы видим, как на выставках представлены другие регионы России. Например, презентации турпродукта Краснодарского края -- это целые постановочные программы, работающие на хорошем профессиональном уровне. Никогда не поверю, что это делается только на деньги турфирм. Я уже не говорю о площадях стендов некоторых регионов и их оформлении. Это отдельная волнующая тема. Я не знаю, как в новой программе развития туризма будет прописан раздел "продвижение", но без всесторонней поддержки региональных властей наши турфирмы просто не смогут представить наш регион на должном уровне, будь у нас хоть три туристско-рекреационных зоны. Это тоже должно стать частью комплексного подхода к развитию туризма на Байкале.

Заместитель губернатора Иркутской области Сергей Воронов:

-- Что Вы ожидаете от Байкальского экономического форума?

-- Байкальский экономический форум в последнее время приобретает особенный статус по сравнению с другими крупными форумами. Он станет базовым по обсуждению проектов, связанных с экономическим сотрудничеством России и странами Востока. Как известно, 2006 год объявлен годом России в Китае, а 2007 год -- годом Китая в России. Кроме того, в этом году между Россией и Китаем подписано соглашение о сотрудничестве, которое подразумевает реализацию крупных совместных проектов обеих стран, связанных с разными сферами экономики, науки, культуры. Гостями Байкальского экономического форума станут представители государственной власти Китая и комитета Всекитайского собрания народных представителей КНР, делегации из Монголии, Индонезии.

-- Как Вы считаете, какие виды туризма в регионе наиболее перспективны?

-- На мой взгляд, деловой, лечебный, экологический, экстремальный виды туризма наиболее перспективны для развития нашего региона. При создании развитой инфраструктуры туризма в регионе для нас главное -- сохранить чистоту озера Байкал. В стремлении получить прибыль от развития туризма мы не должны забывать о ценности и уникальности озера. Отдых в Иркутской области должен быть круглогодичным и разнообразным -- как в комфортабельных отелях, так и в кемпингах.

-- Как Вы относитесь к созданию туристско-рекреационной зоны не на всем побережье Байкала, а только на одном участке в пади Крестовая недалеко от Листвянки?

-- Я думаю, Листвянка была выбрана не случайно. Это самая ближняя точка на Байкале от областного центра, и в поселке уже существует хорошая база для развития туристической инфраструктуры. В разработке заявки на участие в конкурсе проектов особых экономических зон туристско-рекреационного типа принимали участие эксперты из Канады, Германии, Англии, Франции. В частности, специалисты из Канады имеют хороший опыт по организации зимнего туризма.

По нашим прогнозам, в ближайшие годы иностранные и российские инвесторы вложат в развитие туристической отрасли региона более 20 млрд. рублей. Кроме того, если проект по созданию туристско- рекреационной зоны будет реализован, то через три года мы ожидаем увеличение туристического потока на Байкал до 3 млн. человек в год. Ежемесячно озеро будут посещать 260 тыс. человек.

-- Как Вы считаете, какие проблемы необходимо решить, для того чтобы Иркутской области стать крупным туристическим центром?

-- Нам необходимо создать условия для развития туристической отрасли. Если мы построили гостиницу, необходимо установить качественные очистные сооружения, вместительные причалы для кораблей, подвести электроэнергию. У Байкала есть очень хороший бренд, созданный природой. Он заключается в уникальности озера. Наша главная задача -- сделать Байкал максимально доступным для туристов.

В настоящее время на Байкале очень мало гостиниц, которые могут принимать туристов зимой. Назрела необходимость расширения Байкальского тракта. Кроме того, действующий аэропорт имеет небольшую пропускную способность -- всего 600 тыс. человек в год. Туризм сегодня не является бюджетообразующей отраслью. В настоящее время байкальские базы отдыха могут предложить туристам только около 1 000 мест. Для того чтобы туристическая отрасль приносила прибыль в бюджет области, турбазы Байкала должны располагать не менее 100 тыс. мест в сезон (7-14 дней).

Исполнительный директор Сибирской Байкальской ассоциации туризма Вадим Копылов:

-- Как Вы оцениваете развитие туризма в регионе?

-- Если несколько лет назад туризм не рассматривали как экономическую деятельность, то сейчас это одна из отраслей экономики: наблюдается тенденция роста инвестиций в туристическую инфраструктуру региона. Между тем в настоящее время существует другая проблема: отсутствие единой стратегии развития туризма в Иркутской области, единых правил игры.

Кроме того, большие инвестиции, налоговые льготы, послабление таможенного режима, все то, что предполагается при создании туристско-рекреационной зоны, я считаю, не решит всех проблем туризма в нашем регионе. Более актуальным мне представляется решение вопросов землепользования на Байкале, поиск компромисса между требованиями природоохранного законодательства и экономического развития. Основная преграда для инвесторов, на мой взгляд, это проблемы землепользования в нашем регионе. В вопросах инвестирования, мне кажется, не нужно ориентироваться на крупные проекты, так как туризм и во многих странах, и у нас в России развивается в основном за счет малого и среднего бизнеса.

Актуальной проблемой туристического бизнеса, на мой взгляд, является создание инфраструктуры. Например, построить гостиницу и окупить ее за достаточно короткий срок -- это очень тяжелая задача, а по прибыльности это проигрывает жилищному строительству.

Долгое время существовало мнение, что выездной туризм -- это вывоз денег заграницу и, естественно, отсутствие налоговых поступлений в государственный бюджет. Но когда реально посмотрели систему расходов туроператоров выездного направления, выяснилось, что до 80% от стоимости турпутевок получают наши авиакомпании.

-- Как Вы считаете, туризм может быть в нашем регионе бюджетообразующей отраслью?

-- Львиную долю бюджета, на мой взгляд, будет формировать ресурсный потенциал -- это лес, газ, нефть, так как область у нас не самая бедная. Но туризм может решить проблему занятости населения на берегах Байкала. У нас уже есть положительный опыт. Например, в Листвянке и в Хужире основным средством заработка для местного населения является организация отдыха туристов на Байкале и другая работа, связанная с туризмом.

Чем хорош мультипликативный вид туризма? А тем, что он создает очень много рабочих мест в смежных отраслях не только в туристической индустрии. Это поможет решить и другую проблему: у нас основная часть населения сосредоточена на юге области на побережье Байкала, а ресурсные производства, которые дают львиную долю финансовых поступлений в бюджет, расположены на Севере, и, естественно, не все население Иркутской области сможет работать на этих производствах.

-- Что Вы ожидаете от Байкальского экономического форума для решения проблем, которые существуют в туристической отрасли?

-- Я не сторонник быстрых решений, тем более на БЭФе вряд ли будут приниматься какие-то решения, скорей всего, форум будет способствовать рождению новых идей, которые помогут решить проблемы туристической отрасли. Здесь мне представляется более важным, чтобы чиновники, которые принимают решения на федеральном уровне, услышали мнения представителей нашего региона. Так как не секрет, что большинство решений принимаются в Москве, без учета наших условий, возможностей и пожеланий.

-- В настоящее время не умолкают споры вокруг создания туристско-рекреационной зоны на Байкале. Каково Ваше мнение относительно идеи реализации проекта в пади Крестовой?

-- Я отношусь к этому скептически. Я не верю, что развитие туризма на площади двадцати или тридцати кв. км приведет к кардинальным положительным переменам на туристическом рынке региона. Кроме того, насколько мне известно, закон об особых экономических зонах направлен на то, чтобы развивать те места, в которых отсутствует инфрастуктура, чего нельзя сказать о Листвянке. У меня также вызывает сомнение прогноз канадских экспертов о развитии горнолыжного спорта на этой территории. Горнолыжные трассы, которые есть в Листвянке, отличаются отсутствием снега. Между тем у нас есть много территорий, имеющих зимой хороший слой снега. Я считаю, что к мнению иностранных экспертов необходимо прислушиваться с изрядной долей скептицизма. Например, опыт перестройки показывает, что не все зарубежные инновации можно применить в нашей стране, при нашем менталитете, возможностях и условиях.

Исполняющий обязанности генерального директора компании "Гранд Байкал" Виктор Григоров:

-- Какие проблемы туристической отрасли планируется обсудить на форуме?

-- Одной из главных проблем туристической отрасли Приангарья, на мой взгляд, являются вопросы инфраструктуры. Если государство найдет силы и возможности создать качественные дороги, инженерные сети в туристской зоне, то наши предприниматели найдут возможность инвестировать средства в конкретные туристические рекреационные объекты. Представители туристических компаний региона и России на форуме будут говорить о выборе приоритетов, о том, что именно нужно строить и развивать на Байкале и в Иркутской области.

Сегодня мы не видим большого наплыва туристов на Байкал потому, что в путевках заявлено высокое качество сервиса, но реально обслуживание такого уровня туристам не предоставляется.

В нашем регионе в последнее время значительно увеличилось количество малых баз на Малом море. Это положительная тенденция, это говорит о том, что предприниматели сегодня инвестируют в туризм. К сожалению, строительство идет не в рамках единого генерального плана застройки, а хаотично, в зависимости от желаний и потребностей собственников туристических баз. Кроме того, часть туристических баз не может обеспечить элементарные условия для проживания и отдыха.

Появилась новая традиция проводить деловые мероприятия в таких местах, где есть хорошие условия как для корпоративной работы, так и комфортного отдыха. Региональные туроператоры сходятся во взглядах, что Байкал нужно развивать как зону делового (инсентив) туризма. Между тем только 3% от общего числа мероприятий, которые в нашей стране проводит Российская ассоциация делового туризма, проходят на Байкале. Причина в недостаточном уровне сервиса, нехватке элитного номерного фонда, отсутствии опыта по организации и проведению крупных деловых мероприятий.

В настоящее время Иркутску не хватает деловых центров высокой категории, и ряд местных компаний уже заявили о намерениях эту нишу занять. "Гранд Байкал" в своей стратегии рассматривает два проекта по созданию инфраструктуры для делового туризма. Это проект строительства многофункционального делового центра, на Нижней Набережной, на территории, принадлежащей "Иркутскэнерго" -- совладельцу нашей компании. Сейчас мы проводим маркетинговое исследование, для того чтобы выяснить, что необходимо туристам и бизнесменам, приезжающим в Иркутск и на Байкал для работы и отдыха. Проект будет представлен, вероятнее всего, весной следующего года. План строительства делового центра мы хотим вынести на обсуждение наших партнеров по бизнесу, арендаторов офисных помещений из числа крупных и средних компаний.

По нашему замыслу в проекте многофункционального центра будут размещены офисы крупных компаний и апартаменты -- гостиничные номера квартирного типа. Это будет апарт-отель. На мой взгляд, проживание в нем будет значительно удобней, чем в обычной гостинице. Бизнесмены очень много работают, и, соответственно, после трудового дня им необходима релаксация. Поэтому в структуре комплекса будет функционировать оздоровительный комплекс. Предполагается и строительство конференц-зала.

Второй проект подразумевает расширение БайкалБизнесЦентра либо его кооперацию с СибЭкспоЦентром для создания совместного конгресс-центра. В Красноярске, например, построен современный конгресс-центр, который объединяет гостиницу, выставочные площади, конференц-залы и рестораны.

-- Как Вы относитесь к системе контролирования туристического бизнеса при помощи финансовых гарантий, которые предлагаются как альтернатива лицензированию?

-- Регулирование туристического бизнеса при помощи государственного лицензирования в последнее время не приносило особой пользы. Сотрудники недобросовестной туристической компании после банкротства создавали другую фирму, если она закрывалась -- третью компанию и т.д. Поэтому глава Ростуризма Владимир Стржалковский выступил с инициативой создать систему финансовых гарантий. Речь идет о том, что туристическая компания-оператор должна иметь финансовую гарантию в размере 10 млн. рублей, турагенты -- 1 млн. рублей. Это либо деньги компании на депозите в банке (которые выплачиваются туристам в случае не предоставления услуг компанией), либо это финансовая гарантия банка, с которой у компании заключен соответствующий договор. Кроме того, предлагается так называемая "страховая гарантия". Обсуждение системы фингарантий в турбизнесе продолжается в Государственной Думе, предполагается, что закон начнет действовать с 1 января 2007 года.

Безусловно, многим компаниям будет сложно вывести из оборота 10 млн. рублей. Многие туроператоры восприняли это предложение негативно. Но если разобраться, можно понять, что система финансовых гарантий очень справедлива. Как еще бороться с "черными турагентами", обманывающими туристов?

-- Как Вы оцениваете новый проект туристско-рекреационной зоны?

-- Мне кажется, сегодня перспективно развивать сразу несколько участков на Байкале (а не только земли в пади Крестовой поселка Листвянка) и соединять их транспортными коридорами и интересными маршрутами. Отдыхая только в пади Крестовой, всего Байкала не увидишь. Предположу, что иностранные эксперты, которые участвовали в выборе места для рекреационной зоны, недооценили наши просторы и потенциал других участков побережья.

-- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития туризма на Байкале?

-- Возможно, действующие на рынке туристические компании станут более специализированными (деловой туризм, экстремальный туризм, и т.д.). Кроме того, прогнозирую развитие на Байкале познавательного туризма. Озеро обладает уникальной флорой и фауной, а остров Ольхон -- это планета в миниатюре, поэтому в туристических программах должна быть познавательная составляющая.

Будущее туризма на Байкале зависит от того, какие направления для его развития мы -- участники отрасли -- выберем сейчас. Нам не нужно равняться на Турцию, Кипр, Испанию, Таиланд. Звездными отелями мы не сможем привлечь туристов на Байкал, уникальность нашего региона в другом -- в первозданной природе. Поэтому, на мой взгляд, экологичность -- это главная составляющая в байкальском туризме, познавательность -- вторая составляющая. Но нужно понимать, что туризм на Байкале -- очень дорогое удовольствие. Для того чтобы создать качественную инфраструктуру, нашему региону необходимо 200 млн. долларов. Сумма кажется слишком высокой, но я думаю, что со временем она окупится, так как за счет увеличения количества туристов развиваются сфера услуг, транспорт, легкая промышленность, строительная отрасль и т.д.

Подготовила Алена Байбородина

24.08.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные