КТО ЗАЩИТИТ КОНКУРЕНЦИЮ?
С 26 октября 2006 года вступает в силу закон "О защите конкуренции", который предполагает ряд новаций. С просьбой прокомментировать новый закон "Иркутская торговая газета" обратилась к заместителю руководителя Управления федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Аркадию Герцкину.
Принципиальной новацией закона является установление наказания за каждый факт нарушения антимонопольного законодательства. Ранее выдавалось предписание об устранении нарушения, и если оно не исполнялось, то только тогда налагался штраф, что создавало условия безнаказанности монополистов. Ежегодно УФАС по Иркутской области выносит нарушителям антимонопольного законодательства порядка 100 предписаний об устранении нарушений. К тому же размеры штрафов должны увеличиться в разы -- по предложению ФАС РФ, они составят от 2 до 6% валового оборота компании. Новым законодательством установлено, что субъект естественной монополии занимает доминирующее положение на товарном рынке и к нему применяются меры антимонопольного реагирования. Ранее приходилось доказывать по "форме" наличие доминирующего положения, для того чтобы применить закон. Кроме того, в законе определено и само понятие доминирующего положения: теперь компания признается монополистом, если занимает 50% рынка (ранее -- 65%), также введено понятие коллективного доминирования, при котором три компании, занимающие долю рынка более 50%, тоже признаются монополистами, то же предусмотрено для семи компаний, занимающих долю на рынке свыше 70% при условии, что каждый из них занимает долю не менее 8%. В основном это коснется операторов сотовой связи, интернет-провайдеров, АЗС. Кроме того, законом дано определение монопольно высокой цены, когда цена превышает расходы и прибыль, необходимые для производства и реализации товара, что позволит исключить искусственные затраты при "трансфертном" механизме ценообразования (создания торговых домов и других дочерних структур), прежде всего на рынках нефтепродуктов и цемента. Законом также установлен перечень финансовых услуг, для которых бюджетным организациям необходимо проводить конкурс -- открытие и ведение банковских счетов, предоставление кредита, инкассация, лизинг, личное страхование, страхование ответственности и негосударственное пенсионное страхование. Введен новый вид антимонопольного контроля -- предоставление государственной и муниципальной помощи. Теперь установлен предельный перечень случаев предоставления государственной и муниципальной помощи, а также случаи ее запрета. К полномочиям антимонопольных органов добавлены: привлечение к ответственности должностных лиц коммерческих организаций, органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов. Также у антимонопольщиков появилось право признания торгов недействительными. Теперь ФАС имеет право привлекать правоохранительные органы к проведению оперативно-розыскных мероприятий и вносить в лицензирующие органы предложения о приостановлении или аннулировании лицензии компаниям, нарушающим антимонопольное законодательство. Закон предполагает и определенные послабления -- теперь не нужно получать согласие антимонопольных органов на совершение сделок по слиянию, присоединению, приобретению акций, имущества, если сумма сделки не превышает 3 млрд. рублей (раньше этот порог составлял 200 млн. рублей). Маргарита ЖЕЛНОВАКОВА СПРАВКА "ИТГ": По данным УФАС в Иркутской области, в Иркутской области насчитывается 100 наиболее крупных монополий, в основном в области связи, транспорта, электро- и теплоснабжения, такие как ОАО "Иркутскэнерго", ОАО "Сибирьтелеком", Восточно- Сибирская железная дорога и другие. 31.08.06
|