Сегодня: 23.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

1


ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ СЛАДЕНЬКОГО

Учимся торговать шоколадом

Милтон Херши, основавший фабрику по производству шоколада в 1894 году, как-то сказал: "Карамель -- это временная прихоть, а шоколад вечен", и в этой, казалось бы, простой фразе выразил то восторженное и крайне уважительное отношение к шоколаду, которое демонстрируют сотни людей во всем мире.

Эта почтительность во многом связана с тем, что человек, оглядываясь на историю шоколада, насчитывающую более 500 лет, где есть множество имен давно почивших исторических персонажей, и немного завидует постоянству этого продукта. Ведь он являлся одной из важных составляющих ритуалов древних индейцев Америки, потом был лакомством европейских аристократов, а в наше время неизменно вызывает улыбку на детских (и не только!) лицах.

В ХХ веке люди не забыли о том, что шоколад является изысканным лакомством, однако практично запаковали его в небольшие батончики и плитки, позволив потребителям наслаждаться вкусом любимого продукта практически везде и всегда.

В 1878 году Жорж Борман удивил российскую столицу оригинальной новинкой. Он установил на Невском проспекте первый торговый автомат для продажи плиток шоколада. Автомат представлял собой металлический домик с черепичной крышей. На его стенках была написана инструкция: "За опущенную в аппарат 15-копеечную монету полагается плитка шоколада". Очередь у автомата была так велика, что перекрыла движение извозчиков по Невскому, отчего пришлось вызывать полицию для наведения порядка. Однако вскоре горожане наловчились стучать кулаком по автомату, желая заполучить плитку шоколада на халяву. Техника не выдержала и сломалась...

В наши дни любителям сладкого нет необходимости стоять в таких длинных очередях. Любой, даже самый маленький магазин предлагает на выбор десятки сортов и марок любимого продукта.

ГЛАЗА РАЗБЕГАЮТСЯ!

В одинаковых картонных коробках в магазины попадают разноцветные плитки шоколада разных производителей. Крупнейшими игроками на рынке шоколадных плиток являются как известные российские фабрики с богатой историей, сумевшие завоевать сердца потребителей в Советском Союзе, когда о западном шоколаде было мало что известно, так и западные компании, пришедшие в Россию относительно недавно, но сумевшие привлечь внимание посетителей кондитерских отделов московских магазинов.

Знакомые с детства имена производителей шоколадных плиток -- это фабрики "Красный Октябрь" (плитки "Аленка", "Мишка косолапый", "Сказки Пушкина", "Третьяковская галерея", "Золотой ярлык" и др.), "Рот Фронт" ("Осенний вальс", "Люкс", "Вечерний звон", "Мечта" и др.), "Кондитерский концерн Бабаевский" ("Вдохновение", "Бабаевский", "Ореховый" и др.). Эти три производителя, входящие в холдинг "Объединенные кондитеры", выпускают всего 71 наименование шоколадных плиток. Другие российские производители, представленные в данном сегменте -- это кондитерское объединение "СладКо", образовавшееся в 2001 году на базе трех фабрик -- "Конфи" (Екатеринбург), "Волжанка" (Ульяновск) и "Заря" (Казань), "Кондитерская фабрика имени Н.К. Крупской" (Санкт-Петербург), основанная в 1938 году и выпускающая плитки "Мишка на севере", "Тройка", "Летний сад", "Адмиралтейский", "Петербургские ночи" и др., кондитерская фабрика "Победа" (д. Клеменово Егорьевского района Московской области), начавшая выпуск продукции в 2000 году, кондитерская фабрика "Русский Шоколад" (Москва), основанная в 1998 году, "Одинцовская кондитерская фабрика" с маркой "А.Коркунов". Западные компании, производящие шоколад в России и широко представленные на московском рынке, -- это американская компания Kraft Foods, выпускающая марки Alpen Gold, Milka, Karuna, "Воздушный" и др.; швейцарская компания Nestle, ставшая в 1995 году держателем контрольного пакета акций "Кондитерского объединения "Россия" (Самара) и выпустившая на российский рынок марки Nestle Classic, "Золотая марка", "Совершенство", "Путешествие", "Кофе с молоком", "Восторг", "Вкус лета", "Российский" и др.; и английская Cadbury (Чудово Новгородской области) с марками Wispa, Fruit & Nut и "Золотой фонд".

Специалисты утверждают, что чаще всего 90% наименований ассортимента магазинов составляют шоколадные плитки российского производства, из них 40--45% представлены традиционными известными с советских времен брендами, оставшиеся 10% -- это дорогой импортный шоколад, который производят фабрики за рубежом.

ЧТО ПОЧЕМ?

Страна производства зачастую влияет и на цену шоколадной плитки, несмотря на то, что многие российские кондитеры заявляют об интенсивном развитии спроса на элитный шоколад, и некоторые производители (например, "Одинцовская кондитерская фабрика") уже представили на полках магазинов плитки, цена которых отличается от тех привычных потребителю цифр, которые он видит на ценнике рядом с российским шоколадом, большинство дорогих шоколадных плиток изготовлены за пределами нашей страны и составляют высший ценовой сегмент.

Условно можно выделить три ценовых сегмента шоколадных плиток -- нижнеценовой (менее 15 руб. за 100 грамм), среднеценовой (от 15 до 21 рубля за 100 грамм) и премиум сегмент -- свыше 21 рубля за 100 гр.

В сегменте шоколадных батончиков устойчиво лидируют иностранные производители (имеющие фабрики в России) -- компания Mars (Snickers, Bounty, Mars, Twix, Milky way, "Финт" и др.), Nestle (Nuts, "Ш.О.К.", Nesquik, KitKat и др.), Cadbury (Picnic, Wispa, Tempo). Популярность выпускаемых российскими кондитерами батончиков "Сластена", "Услада", "Там-там" меньше, чем у иностранных коллег, в десятки раз. Ценовые категории для шоколадных батончиков полностью совпадают с аналогичными данными для плиток.

А ЧТО ВНУТРИ?

Иностранные батончики внесли большие изменения в представления о шоколаде, существовавшие у советских потребителей. Они выдвинули на первый план питательную ценность шоколада, и помещенный в удобную упаковку батончик был привлекателен именно тем, что его можно съесть и быстро утолить голод. Вряд ли кто-то относился столь практично, например, к запакованным в фольгу аккуратным кусочкам шоколада "Вдохновение".

Другое важное изменение, произошедшее в сознании потребителей с приходом иностранных производителей, -- это большая любовь к молочному, а не горькому шоколаду. Наиболее востребованным на протяжении последних лет остается молочный шоколад, несмотря на то что доля темного шоколада растет в общем объеме шоколадных плиток. В 2004 году на долю молочного шоколада приходилось порядка 60% рынка шоколадных плиток, -- утверждают эксперты. Что касается спроса на шоколадные плитки в зависимости от других их характеристик, то можно назвать следующие цифры: 40% объема продаж составляют плитки без добавок (чистый шоколад предпочитают в основном мужчины), 60% -- с добавками, продажи пористого шоколада составляют 35--40%, а плиток с наполнителями -- 20--30%..

Сохраняющаяся все-таки приверженность российского потребителя горькому шоколаду нашла отражение не только в сегменте шоколадных плиток, но и батончиков. Так как в данной сфере законодателями мод являются западные компании, то именно им пришлось изменить своим вкусам и выпустить горькие сорта батончиков Twix и Picnic, аналогов которых за рубежом нет.

Другое нововведение иностранных компаний -- выпуск шоколадных батончиков большего, чем обычно, размера. Из-за небольшой разницы в цене с батончиком стандартного размера такие "гиганты" пользуются устойчивой популярностью. Сегмент шоколадных плиток более консервативен. Эксперты потребительского спроса сделали следующие выводы: стограммовые плитки занимают почти 55% в объеме продаж всех шоколадных плиток, 50--75-граммовые плитки порядка 25%, остальное приходится на плитки маленького формата -- 25 грамм и менее, и большого формата -- более 100 гр.

Несмотря на то что миниатюрные шоколадные плитки не слишком востребованы населением, они отсутствуют в ассортименте многих супермаркетов не только по причине своей непопулярности. Дело в том, что такой мелкий товар слишком часто привлекает внимание магазинных воришек. Та же проблема волнует владельцев магазина по отношению к шоколадным батончикам, которые тоже удобно спрятать в карман. Однако этого помогает избежать размещение полочек с таким товаром у кассовых боксов. Это является общепринятой мировой практикой для небольших товаров импульсного спроса, к которым, безусловно, относятся и шоколадные батончики.

Е ДВА -- Е ЧЕТЫРЕ

Шоколадные плитки находятся в более привилегированном положении и располагаются на стеллажах торгового зала. Плитки могут размещаться двумя способами -- однотипные упаковки одного производителя могут быть вытянуты вдоль или поперек стеллажа, зависит это от принятых в конкретном магазине правил мерчандайзинга.

Влияют на расположение шоколадок на прилавках магазинов и погодные условия. Так, летом из-за высокой температуры количество выставляемых сладких продуктов уменьшается. Связано это и с тем, что спрос на шоколад в жаркое время года падает.

Сезонность в этой категории товаров очень заметна. Традиционно сезоном продажи является зимне-весенний период. Пик продаж приходится на холодное время года, накануне таких праздников, как Новый год, Рождество, 8 Марта. Последний квартал года показывает самые высокие показатели роста. В летний период покупатели переходят на смежные категории товаров, и помимо этого возникают сложности при транспортировке шоколадных изделий. Тем не менее, несмотря на определенный спад продаж, в универсамах сети поддерживается ассортимент батончиков и шоколада, и делается определенный запас перед летними месяцами, так как производители шоколада, как правило, пользуются этим периодом времени для профилактики и подготовки производства к предстоящему сезону.

В будущем емкости сегментов шоколадных плиток и батончиков продолжат тенденции роста. Это связано с тем, что продукты подходят для быстрого утоления голода, что очень востребовано при современном ритме жизни.

СЛАДКИМ МОЖНО ОБЪЕСТЬСЯ ДО СМЕРТИ 

В 1842 году русский химик Воскресенский нашел в какао-бобах возбудитель энтузиазма -- теобромин. Этот алкалоид придает шоколаду не только бодрящее свойство, но и делает его опасным. Натуралисты провели опыты и обнаружили, что от одного какао- боба умирает лягушка, от десяти -- голубь, а от одной шоколадки может погибнуть пудель. На людях, к счастью, эксперименты не проводились, однако известно: "несовместимая с жизнью" порция шоколада для человека равняется двум с половиной килограммам. А вот малых количествах теобромин, наоборот, очень полезен: поднимает настроение и тонус, усиливает кровообращение.

Ксения ВОРОНИНА, DEBUST-БЮРО

14.09.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные