Сегодня: 16.02.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 16 февраля 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ОЛЕГ ЗМАНОВСКИЙ: "Обязательная автогражданка выгодна

Около трех месяцев в России действует обязательная автогражданка. Переходный период -- всегда сложный процесс. Но о последствиях этого закона и трудностях с его внедрением уже можно говорить. Об этом, а также о сути принятого закона обязательного автострахования мы побеседовали с Олегом Змановских, независимым страховым брокером.

ЗАКОН ЕСТЬ, АВТОЭКСПЕРТОВ НЕТ

-- Кому все-таки была выгодна автогражданка?

-- Со мной многие не согласятся, но в первую очередь выиграли те, кто сегодня вынужден покупать полис автогражданки. Большинство рассматривает обязательное страхование как какую-то обузу, принудиловку. Но, по сути, закон направлен на обеспечение нашего с вами финансового благополучия.

-- Многие думают, что закон сыграл на руку страховщикам.

-- Это самое распространенное мнение в обществе. Достаточно спорный вопрос. Первые несколько лет для страховщиков обязательная автогражданка будет убыточной. Это опыт многих стран. Я думаю, как минимум два года автогражданка будет головной болью страховых компаний. И только в красивой далекой перспективе страховщики ожидают какую-то отдачу от нового закона.

В ряде стран автогражданка вообще не окупается, и страховщики вынуждены компенсировать убытки за счет других видов страхования. Все очень индивидуально для каждой страны. Как у нас будет развиваться автогражданка, покажет время.

-- Есть также мнение, что обязательное автострахование выгодно экспертам. В Иркутске с введением нового закона увеличилось число фирм, которые оказывают услуги автоэкспертизы?

-- Конечно, для автоэкспертов обязательное автострахование -- дополнительный рынок. Но в Иркутске пока не наблюдается роста фирм, занимающихся оценкой транспорта. Думаю, что по мере того как закон будет набирать обороты, число застрахованных будет расти, и на рынке возникнет дефицит оценщиков. Нынешнего количества автоэкспертов будет просто недостаточно.

Стоит отметить, что новый закон выдвигает определенные требования к автоэкспертам. На сегодняшний день ни один эксперт-техник не прошел аттестацию в соответствии с постановлением правительства. То же касается и необходимой подготовки. Нет до сих пор государственного реестра автоэкспертов.

Но это не вина специалистов. До сих пор нет нормативной базы, которая регламентировала бы и аттестацию, и подготовку, и реестр автоэкспертов. То есть сегодня формально оценку ущерба проводить невозможно. Но в реалии, чтобы не тормозить закон, ущерб оценивают автоэксперты, имеющие лицензию в соответствии с законом об оценочной деятельности.

-- Получается, закон разделяет добровольное автострахование и обязательное?

-- На мой взгляд, принципиальной разницы нет. Помятое крыло машины одинаково в рамках как добровольного страхования, так и обязательного. Но когда закон заработает в полную силу, будет четкое разделение между двумя видами автогражданки в части оценки ущерба. Хотя смысла в этом я не вижу -- техническая база остается та же самая.

СКОЛЬКО КОМПАНИЙ, СТОЛЬКО И МНЕНИЙ

-- Уже отрегулирована система работы по обязательному страхованию?

-- Говорить о какой-либо системе преждевременно. Есть еще много противоречий. А также нет единого отработанного методологического подхода к нестандартным ситуациям.

-- К каким, например?

-- Допустим, не отрегулирована схема страхования машин, которые принадлежат автошколам. Неизвестно, какие повышающие коэффициенты применять, какие нет. На данный момент страховщики в этой ситуации действуют по своему разумению. Одни применяют коэффициент неограниченного использования транспортного средства, другие нет. Каждый действует на свой страх и риск. Но думаю, со временем все утрясется.

По-хорошему, конечно, нужно создать единый методологический центр на базе «Российского союза автостраховщиков». Ведь пока большинство страховых компаний опирается на свое понимание закона. Спорные, двусмысленные ситуации должны быть прописаны в методических рекомендациях, которые должны исходить из одного центра и быть обязательными для всех страховщиков.

«ФИЗИКИ» И «ЮРИКИ»

-- Чем-то отличается обязательное автострахование юридических лиц от физических?

-- Только базовые тарифы разные, но и они отличаются лишь для легковых автомобилей. Суть одна и та же. Деление на физических и юридических лиц в какой-то степени условно. Индивидуальный предприниматель может застраховать, например, свои 10 машин как физическое лицо. С другой стороны, будучи владельцем машины как физическое лицо, ее можно передать в аренду предприятию и застраховать уже по тарифу юридического лица.

-- Чем объясняется разная стоимость страховки?

-- Кроме базового тарифа есть еще ряд повышающих коэффициентов. Один из них связан с лицами, допущенными к страхуемому транспортному средству. Например, у юридических лиц никаких ограничений нет. В страховом полисе не указываются поименно лица, допущенные к управлению автомобиля. Любой работник фирмы в соответствии с штатным расписанием может сесть за руль. При страховании физических лиц есть два варианта: ограниченное и неограниченное использование транспортного средства. В первом случае повышающий коэффициент в зависимости от возраста и стажа вождения допущенных лиц будет равен от 1 до 1,3, во втором -- 1,5.

-- На какое лицо выгоднее страховать?

-- Однозначного ответа нет. Знаю, что многие предприниматели страхуют машины как физические лица. Повышающих коэффициентов достаточно много, поэтому нужно считать индивидуально для каждого случая.

ПОДДЕЛЬНЫЕ ПОЛИСЫ -- ЗАБОТА ГИБДД

-- С введением обязательного автострахования появились новые виды мошенничества?

-- Клиенты совершают такие же аферы, что и при добровольном страховании -- подставы, умышленные повреждения автомобилей и т.п. Но обязательное страхование породило новый вид мошенничества -- поддельные полисы.

-- Что предпринимают в этом случае страховые компании?

-- Отвечу банально. Любой серьезный страховщик должен быть очень внимателен в работе с официальными бумагами. Прежде чем подписать документы на выплату, он должен проверить все обстоятельства страхового случая, изучить документы ГИБДД, акт оценки ущерба. Если есть сомнения, проводится дополнительная экспертиза. Выявление же фальшивых полисов -- функция, в первую очередь, ГИБДД, которая по закону должна контролировать эту ситуацию.

-- А махинации со стороны страховых агентов?

-- В Иркутске я не слышал о таких случаях. Дело в том, что при обмане со стороны страховых агентов вероятность его раскрытия резко снижается. У страхового агента много возможностей, есть доступ к документам. Бывает, что задним числом оформляют страховые полисы. Но доказать, как правило, это сложно.

АВТОГРАЖДАНКА МАШИНУ НЕ СТРАХУЕТ

-- Если я попала в ДТП, обязательно ли обращаться к автоэксперту?

-- Если вы хотите получить страховую выплату, одно из главных условий -- вызвать на место происшествия представителя ГИБДД. Страхователю следует оформить извещение о ДТП, которое выдается вместе с обязательным страховым полисом. А ущерб, нанесенный машине, обязательно должен оценить эксперт.

-- Самостоятельную оценку можно провести? И будет ли выплачена страховка в этом случае?

-- Это миф. Без опыта, без знания и лицензии -- нельзя.

-- Страховка выплачивается не зависимо от того, виновен застрахованный или нет?

-- Закон об обязательной автогражданке предполагает выплаты только потерпевшим. Если, допустим, пострадала машина страхователя, то компания, в которой он получил полис, ни копейки не заплатит ему за ремонт. И не зависит это от того, виновен был водитель или нет. А вот третьему лицу, если он пострадал по вине клиента компании, фирма компенсирует ущерб.

Автогражданка -- это страхование не машины, а гражданской ответственности перед третьими лицами. А рядовой обыватель считает, что если он купил обязательный полис, то застрахован от всего.

-- В стоимости страховых взносов учитывается количество аварийных случаев.

-- В законе прописана так называемая система бонус-малус. Она подразумевает при расчете страхового взноса повышающие и понижающие коэффициенты в зависимости от числа страховых случаев. Но эта система начнет действовать только через год при пролонгации, то есть при продлении договора на новый срок. Когда клиент придет в компанию для продления полиса, страховщик уже будет вводить понижающий или повышающий коэффициент по результату прошедшего года. Вся система тарифов прописана в постановлении правительства. Пока для всех страхователей этот коэффициент равен единице.

-- Если клиента за год не устроила страховая компания, он может пойти в другую. И как в этом случае будут просчитываться коэффициенты аварийности?

-- Да, страхователь может спустя год купить обязательную страховку в другой компании. Но при этом он должен принести справку от прежнего страховщика о всех страховых случаях, произошедших за год.

СТРАХОВЩИКИ ИГРАЮТ НА НЮАНСАХ

-- Если виновный не согласен с оценкой эксперта, что делать в этой ситуации?

-- Если виновный имеет обязательный страховой полис, за услуги автоэксперта платит страховая компания. Если водителя, потерпевшего в результате ДТП, не устраивает оценка, он обращается к другому эксперту, но платит за его услуги уже сам.

-- Тут возможны мошенничества как со стороны страховой компании, так и со стороны потерпевшего.

-- Теоретически, это не исключено. Но в моей практике такого не было. Потерпевший, конечно, может подкупить автоэксперта, но сегодня оценщики в условиях жесткой конкуренции дорожат своей репутацией и добрым именем. Я не знаю случаев откровенного мошенничества со стороны страховых компаний в нашем регионе.

Но есть один нюанс. Бывает, что страховщик ищет повода, чтобы отказаться от выплаты. По идее, это мошенничеством не назовешь, потому что формально он действует в рамках закона. Однако в автостраховании часты двоякие ситуации, когда можно закон трактовать как в пользу страховой компании, так и в пользу клиента.

-- Вы можете привести конкретный пример спорной ситуации, на которой может сыграть страховщик?

 -- Например, клиент несвоевременно известил страховую компанию о произошедшем страховом случае. А в правилах страхования всегда четко определены временные рамки. Если клиент опаздывает по срокам, некоторые страховые компании могут отказать ему в выплате.

Или: человек оставил свою машину в ночное время не по тому адресу, который указан в полисе, а, образно говоря, в полутора метрах, в стороне. Автомобиль угоняют. А страховая компания может отказаться от выплаты страховки, потому что формально машина должна быть в другом месте.

-- Кстати, по обязательному автострахованию в случае угона машины компенсация выплачивается?

-- Нет. Повторю, что обязательная автогражданка страхует только гражданскую ответственность, а не машину.

-- С введением обязательного автострахования какие сложности возникают при перевозке грузов за рубеж?

-- Предприниматели, которые возят грузы, например, в Китай и Монголию, вынуждены уже сегодня приобретать обязательную автостраховку. С 1 сентября введено новое правило -- без обязательной автогражданки двери на таможне закрыты. До того как его ввели, российский предприниматель, пересекающий границу, был обязан приобретать страховой полис той страны, в которую направлялся. Сегодня же нужен еще и полис обязательного автострахования. Но на таможне, как правило, есть представители страховых компаний, у которых можно приобрести автогражданку.

Елена ПШОНКО


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные