Сегодня: 26.09.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 26 сентября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

1


ПОДСЧИТАЛИ -- ПРОСЛЕЗИЛИСЬ

Как бороться с недостачами в магазинах одежды и обуви

Подобно тому, как не бывает идеальных государств, -- будем откровенны -- не бывает и магазинов без недостачи. Недостача -- проблема из области вечного, что абсолютно логично вытекает из двух очевидных истин: все люди разные и всем людям свойственно ошибаться. Тем не менее именно за счет все того же человеческого фактора есть шансы минимизировать процент несоответствия дебета кредиту.

Основных причин, порождающих недостачу, три: не отлаженная система учета миграции товара и два вида хищений -- кражи покупателей и присвоение или растрата имущества персоналом магазина.

Систем учета, на сто процентов фиксирующих нюансы на всех участках бизнес-процесса, не существует. Каждый добросовестный магазин вынужден вносить свои коррективы, в первую очередь, в силу специфики товара. Особенно показательны в этом отношении цифры по недостаче в таких различных отраслях как продовольственные супермаркеты и магазины обуви и одежды: самая средняя недостача в первом случае может составлять до 6--7%, во втором -- и 1% подчас является поводом для тревоги и принятия целенаправленных мер по устранению проблемы. Таким образом, особенности продаваемой продукции должны непременно учитываться при создании учетной политики компании.

Система учета может подразумевать широкий спектр задач: от прихода-расхода до отгрузок (по розничным и оптовым направлениям -- два различных процесса). Важно четко фиксировать и анализировать каждую стадию перемещения товара.

С ВОЛКАМИ ЖИТЬ -- ПО-ВОЛЧЬИ ВЫТЬ

Стоит ли уточнять, что если человек хочет что-либо украсть, то почти невозможно ему в этом помешать. Иными словами, ни один руководитель магазина на сто процентов не может быть уверен, что среди всего многообразия персонала и покупателей (пусть даже самых постоянных) нет людей не чистых на руку.

На западном рынке иногда практикуется такое понятие, как норматив на воровство, т.е. какая-то небольшая цифра недостачи автоматически списывается на воровство персонала и покупателей. Целесообразно ли вводить подобные меры у нас -- вопрос достаточно щекотливый. Рассуждая с оглядкой на особенности отечественного менталитета, нельзя не прийти к выводу, что такой щадящий норматив неизбежно повлечет за собой рост всех неприглядных показателей: многими сотрудниками он просто будет расценен как руководство к действию. Не лучше ли в таком случае обратиться к положительным сторонам человеческого фактора?

Магазин является коллективом. Важно создать в нем такую атмосферу, при которой он предстанет своего рода семьей, т.е. коллективом с определенным микроклиматом, где не будет места для внутреннего воровства. Принимаемого на работу сотрудника не проверишь на детекторе лжи (абсурдная мера с точки зрения и официального закона, и элементарных отношений уважения и доверия между людьми), именно поэтому старший менеджерский состав неизменно делает ставку на командный дух.

Успех в данном случае напрямую зависит от количества сотрудников магазина: трудно сплотить команду составом в сотню человек, проще управлять группой в пятьдесят человек, а магазины обуви и одежды имеют преимущества перед многими другими предприятиями торговли, поскольку количество продавцов, кассиров и охранников в торговом зале в среднем варьируется от семи до двадцати человек. Для директора это вполне благоприятный количественный показатель, с которым можно работать по созданию сплоченного коллектива с помощью различных систем мотивации и корпоративных мероприятий.

Для заинтересованности коллектива магазина в качественном подходе к исполнению своих обязанностей многие компании практикуют использование поощрительных мер, наиболее известная из которых -- бонусная мотивация по результатам продаж (достижение плана) -- коллективная или индивидуальная. Для продавцов это существенная стимуляция в добавление к проценту от продаж. Коллективная мотивация во многом способствует сплоченности команды, желанию добиться общего результата совместными усилиями. Таким образом, немаловажно создать правильный баланс между индивидуальным и командным. Помимо премиальных для продавцов, в некоторых магазинах предусмотрены бонусы для работников службы охраны за предотвращение краж на территории торгового зала.

Сегодня одна из самых распространенных мер по борьбе с недостачей во всех отраслях торговли -- деление суммы недостачи в конце месяца на количество сотрудников и вычитание получившейся цифры из зарплаты каждого члена коллектива, т.е. весь коллектив магазина несет общую материальную ответственность за вверенный ему товар. Представим ситуацию: добросовестный продавец работал на протяжении месяца на прибыль предприятия в соответствии с данной ему характеристикой, в то время как другой, не очень добросовестный, сотрудник тоже работал, но при этом не забывал и о собственной выгоде (речь не о зарплате). В итоге, первый незаслуженно потерял за вычетом -- пусть небольшую, но все-таки -- сумму, у второго вычет составил лишь несущественный процент от того, что он приобрел в результате хищения.

Дело не в борьбе за справедливость (хотя и в ней тоже) и не в схематичности приведенного примера (плохой и хороший сотрудник), а в гипотетических последствиях такого упрощенного подхода, как деление проблемной суммы на всех без разбора: один из вариантов -- первый подумает, да и тоже начнет воровать по принципу "чем я хуже", другой вариант -- первый еще раз подумает и захочет уйти из "гнилого" коллектива, только кто тогда останется работать в подлинном смысле этого слова? С другой стороны, возможна ситуация, когда кража не внутренняя, а внешняя -- на ком тогда лежит ответственность по логике вещей? Возможно, в данном случае и целесообразно деление на всех, поскольку никто конкретно не отвечает за психологию покупателя. Плюс ко всему, нельзя забывать, что речь идет о бизнес-процессе, где в первую очередь действуют законы коммерции: если на объекте произошла недостача, то она должна быть компенсирована. Очевидны как плюсы, так и минусы рассмотренного подхода. Помимо всего выше перечисленного, есть еще один инструмент контроля, который никто не отменял -- инвентаризация, представленная различными видами. Как правило, существуют плановые инвентаризации (обычно раз в месяц), внеплановые и ежедневные. Последние проводятся в течение каждого рабочего дня выборочно по той или иной подгруппе товаров (например, только по верхней одежде). Меру эту можно рассматривать как полезную во всех отношениях. С одной стороны, продавцы, зачастую под руководством менеджера по коммерческой составляющей, производят своего рода мини-учет, что никогда не бывает лишним. С другой стороны, это вносит некоторое разнообразие в подчас монотонный процесс продажи или попросту занимает персонал, когда в силу объективных причин клиенты почти отсутствуют (утренние часы в будние дни, дождливая погода и т.д.). В течение ежедневной инвентаризации сотрудник (т.е. человек, знающий ситуацию изнутри), казалось бы, легко может при желании подтасовать отчетные данные в выгодную для себя сторону и пополнить карман за счет магазина, в котором работает. Однако это неизбежно обнаружится в конце месяца при более серьезной проверке, осуществляемой специальным отделом компании.

НЕ ПОЙМАН -- НЕ ВОР, ИЛИ ВОР ДОЛЖЕН СИДЕТЬ В ТЮРЬМЕ

От различных видов хищений со стороны покупателей руководство магазина старается защититься с помощью таких средств, как служба охраны, камеры видеонаблюдения, "антикражные ворота", бэджи, маркировка всего товара и т.д. Существует мнение, что порядка 70% воздействия этих средств носят исключительно психологический характер, на прямую же эффективность отводится около оставшихся 30%. Тем не менее, считают руководители предприятий торговли, безопасность лишней не бывает. К тому же психологическое воздействие тоже, как выясняется, действенно, и если, увидев камеру, клиент отказался от решения украсть, то такая косвенная эффективность (предотвращение потенциально возможного воровства) ничем не уступает прямой (фиксация на пленке непосредственно самого процесса хищения).

Дилетанта видно сразу. Но воруют, как правило, профессионалы и воруют мастерски: и обувь, и одежду. Никакие службы охраны, "ворота" и бэджи их не пугают и не останавливают. Бэджи "откусывают", продавцы обнаруживают пустую вешалку, что автоматически означает, что вещь украдена. Вор может быть задержан только за территорией магазина (при пересечении кассовой линии), до этого момента он имеет полное право сказать, что он еще не успел или забыл заплатить за вещь (даже при наличии явных признаков противозаконного намерения. При выявлении вора кражи могут прекратиться на ближайшие 3--4 месяца. В противном случае работает эффект безнаказанности.

ПО ЗАКОНУ

Примечательно, что даже при задержании непосредственно на месте хищения, по отзывам руководителей магазинов, вора не ожидает никакое серьезное несение ответственности: приезжает милиция, похищенная вещь возвращается магазину, задержанного уводят в участок, где заводится дело о хищении, после чего его, как правило, отпускают. УК РФ предусматривает административную ответственность за мелкие хищения в размере до пяти минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, хищения в размере от одного до пяти МРОТ декриминализованы (что вполне соответствует принципу социальной справедливости, хотя и не приходится говорить о полном решении проблемы криминализации незначительных хищений).

Что касается мер, применяемых к персоналу, уличенному в противозаконных действиях (присвоение или растрата имущества), то здесь руководство магазина обычно принимает решение уволить сотрудника "по недоверию". Ст. 81 п. 7 ТК РФ: увольнение работника по инициативе работодателя за "совершение виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя". Стоит ли пояснять, что с такой записью в трудовой книжке дальнейшая работа в торговле для этого человека невозможна.

Грамотный учет (внимательное отношение и к реестрам документов, и ко всем другим видам отчетов) и квалифицированный менеджмент на местах способны ликвидировать воровство персонала и покупателей и как следствие -- минимизировать недостачу.

Анна КОНОНОВА, DEBUST-БЮРО

22.09.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные