Сегодня: 21.08.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 21 августа 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

РИСКИ


МОСКОВСКАЯ УДАВКА НА ШЕЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ТУРБИЗНЕСА

И снова о поправках в "туристический" закон

Сегодня много говорится о поправках в Закон о туристской деятельности в РФ, в первую очередь -- о введении механизма финансовых гарантий для туроператоров. При этом спорят, в основном, не о том, нужны ли они вообще, а о сумме этих фингарантий, которые помогут обеспечить интересы туристов в том случае, если, например, турфирма "кинула" своих клиентов. Или, например, если вдруг ей нечем заплатить за чартерный рейс, а туристы уже в Таиланде...

Но, позвольте спросить, зачем турфирме, которая, скажем, отправляет туристов из Иркутска в Монголию, в Улан-Батор автобусом, или на озеро Хубсугул их же автотранспортом, 10 млн. фингарантий?! Где логика, в чем здесь государственный интерес? Или уже не хватает таких законов, как, например, о защите прав потребителей? Не работает уголовное и административное право? Почему авторы поправок к ФЗ тогда уверены, что фингарантии обеспечат права туриста? Прав С.П. Шпилько, президент Российского союза туриндустрии, заявивший, что фингарантии -- это путь к монополизации туррынка, а где монополия -- там заканчиваются права потребителя...

Еще один сюжет проекта закона -- обязательное профессиональное образование для руководителя турфирмы. И опять возникает вопро: зачем директору турфирмы, создающей и продающей турпродукт, обязательное специальное туристское образование? Тогда и владелец парикмахерской, и фирмы, торгующей лесом, должны иметь соответствующие дипломы. Директор должен быть менеджером, нанимающим работников с определенными знаниями и с опытом, полученными не обязательно в аудиториях. Тем более, мы знаем, что такое сегодня туристское образование в России, например -- в Красноярске, где исторически не было международного туризма, а значит и людей, имеющих серьезный опыт работы в нем. В то же время там люди, не имеющие специального образования, успешно создают (и продают) привлекательный турпродукт, например -- "Саянское кольцо".

Я не против туристского образования (сам преподавал), я против навязывания турбизнесу дополнительных административных рычагов давления на него. Владелец солидной турфирмы сам отправит учиться своих сотрудников, если видит, что менеджерам не хватает соответствующих знаний, что его клиенты жалуются на работу экскурсовода или гида. Зачем, скажем, Сергею Ерощенко, гендиректору туркомплекса "Иркутск" (ранее "Байкал-Отель", а еще ранее -- ВАО "Интурист"), диплом РМАТ -- ведь он сам не разрабатывает маршруты, не продает их, у него на это есть соответствующие специалисты, в том числе и с профильным образованием. У него также нет диплома мореходного вуза, а ведь у Сергея Владимировича еще и пароходство. А также авиакомпания...

Фингарантии -- и с этим все ясно -- помогут монополистам типа "Натали-турс" или "Невы" прибрать все лакомые кусочки (т.е. выгодные выездные направления) в регионах, а также фактически поставят под запрет семейный турбизнес. А ведь, например, в Канаде или на Аляске свыше 90 процентов турфирм -- это семейные предприятия с численностью работников до 5 человек. Владея, скажем, вертолетом, они организуют туры по озерам, в горы и т.д. Но введите для них финансовые гарантии хотя бы в 300 тыс. долларов...

После введения фингарантий семейная турфирма, разработав свой турпродукт (создав интеллектуальную собственность), вынуждена будет передавать его в пользование туроператору только за право подписания договора. Фингарантии -- это также фактический запрет на венчурные (а к ним относятся не только adventure travel, сельский и экотуризм и т.д.) направления туризма, потому что никогда монополист не будет рисковать своим именем, временем и деньгами ради "мелочевки". А ведь именно венчурные туристские проекты открывают новые направления, формируют новые туристские "коридоры", пробивают дорогу остальным.

Фингарантии резко ограничат возможности по вовлечению в индустрию туризма жителей сибирских (и других) регионов или оставят им одну возможность -- работать в этой сфере только наемными работниками, а не владельцами собственного дела. Между тем это противоречит политике нашего губернатора, который видит в туризме не только возможность западных (и московских) инвестиций, но и сферу занятости местного населения, активизацию деловой активности на берегах Байкала не только в лице крупных предприятий и холдингов (как, например, "Байкальская виза", "Гранд Байкал", "Иркутск"), но и малого и даже семейного туризма. В этом плане поддержка фингарантий Законодательным собранием вызывает недоумение...

Рынок, а также суд -- вот что должно обеспечивать гарантии качества обслуживания туристов, а вовсе не фингарантии. Следователи отделов по борьбе с экономическими преступлениями и прокуратура должны заниматься мошенниками от туризма (как и от рынка недвижимости и пр.), а не специалисты областных департаментов и агентств по туризму.

Ситуация понятна: налицо попытка (так же, как в нефтяной или алюминиевой промышленности) создания крупных полугосударственных холдингов в сфере туризма, где политику будет диктовать федеральный чиновник, а реализовывать -- связанный с ним некий "РУСАЛ", или ОАО "РЖД", но только от туризма. Приведет это к тому, что региональные турфирмы будут согласовывать с Москвой (или с Питером...), т.е. с хозяином, каждый рубль на рекламу, на командировку, на помощь какой- нибудь сельской администрации, на территории которой ведет свой бизнес. Приведет к тому, что столичные олигархи от туризма будут обогащаться за счет того, что кто-то рискует своей жизнью с группой на Байкале, на сплаве в Саянах или горной тропе на Хамар-Дабане.

Думаю, нашему сибирскому турбизнесу, пока не поздно, надо встречаться с губернаторами и просить защиты, поддержки у них.

Владимир Бережных, редактор журнала "Открытый мир -- АЗИЯ"

Для справки:

Владимир Викторович Бережных после окончания планово-кономического факультета ИИНХ 8 лет работал в Бюро международного молодежного туризма "Спутник" Иркутского обкома ВЛКСМ, затем, в разные годы, был замдиректора по туризму Прибайкальского национального парка, генеральным менеджером по туризму ОАО "Финпром", заместителем начальника департамента туризма администрации Иркутской области. Сегодня Владимир Бережных -- редактор журналов "Открытый мир -- АЗИЯ" и "Шелехов". Автор многочисленных публикаций по проблемам развития туризма в Байкало-Монгольской Азии.

05/10/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные