Сегодня: 25.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

1


КРАСИВЫЙ БИЗНЕС ПО-СИБИРСКИ

Открываем салон красоты

Сейчас выглядеть хорошо и следить за своей внешностью стало модно. И понятие "следить за собой" включает в себя не только поход в парикмахерскую раз в три месяца и маску для лица домашнего производства... Люди наконец-то поняли, что себя нужно любить, баловать и совершенствовать.

ВХОД В МИР КРАСОТЫ

Есть несколько дорог, ведущих к гордому титулу "хозяин империи красоты" (в действительности, может, и не империи, но уж маленького княжества или графства -- точно). Можно начать свое дело "с нуля": приобрести или взять в аренду помещение, сделать ремонт, закупить оборудование, нанять персонал.

Можно купить готовый салон. Как и у любой медали, здесь есть две стороны. К плюсам можно отнести то, что б/у салон уже прошел начальную -- самую сложную -- стадию становления и уже имеет свою клиентуру. Есть минусы: чаще всего продают устаревшие салоны, в которых придется менять оборудование на более совершенное, делать капитальный ремонт и решать сопутствующие проблемы с персоналом. Поэтому сэкономить не удастся, скорее -- придется еще и доплатить.

Некоторые используют франчайзинг -- покупают право на ведение бизнеса по модели уже раскрученной и известной фирмы, используют ее название, полностью ею контролируются. Так и работают. С одной стороны, ты заранее застрахован от неудач, ведь идешь по уже проторенной тропе. Но подводные камни есть и здесь: ни на шаг нельзя отступать от материнской компании, никакого полета фантазии.

САГА ОБ УСЛУГАХ

Так же, как в книге важно содержание, в салоне красоты важны предоставляемые услуги. Условно их можно разбить на три группы:

-- имиджевые (парикмахерские услуги, маникюр и педикюр, солярии, различные виды пирсинга, татуировка и перманентный макияж);

-- медицинские (коррекция лица и фигуры, косметолог, антициллюлитные программы и т.д.);

-- релаксация (массаж, SPA, стоунтерапия, ароматерапия и т.д.).

Клиент ценит свое время, поэтому чем больше вы сможете предложить, тем вероятнее, что приветливое "Здравствуйте, я хочу записаться на ... " скажут именно вашему администратору.

ДАМСКИЕ РАДОСТИ

Общее количество салонов красоты на сибирском рынке оценить затруднительно. Мешает отсутствие как четких критериев для выделения этого вида бизнеса, так и обязательной сертификации игроков рынка. По нашим оценкам, в Сибири действуют порядка 500 салонов красоты.

Салоны сконцентрированы в городах с населением более 400 тыс. человек: суммарная выручка таких компаний составляет примерно 95% сибирского рынка. Его совокупные объемы можно оценить примерно в 0,75--1 млрд. рублей с учетом того, что 25--35% выручки оседает в теневом секторе, представленном мастерами, которые оказывают услуги на дому. Годовая выручка салона красоты составляет в среднем 2--2,5 млн. рублей. У лидеров рынка она достигает 5--7 млн., в то время как большинство игроков довольствуются выручкой до 1 млн. рублей в год.

СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА УСЛУГИ САЛОНОВ КРАСОТЫ РАЗНЫХ ЦЕНОВЫХ СЕГМЕНТОВ В ГОРОДАХ СИБИРИ по состоянию на начало сентября 2006 г. (в рублях)

Стоимость входа на рынок красоты относительно низка. В Сибири нижняя граница начинается с 8--10 тыс. долларов. Стоимость открытия крупного заведения может достигать 30--50 тыс. долларов, но таких немного -- не более 15% от общего количества. Основная часть средств идет на создание интерьера помещения и покупку оборудования для процедур. Расходы на рекламу нового салона невелики: в большинстве случаев маркетинговая активность ограничивается вывеской над салоном и рекламными объявлениями в специализированных изданиях. Специфика бизнеса состоит в том, что для оказания услуг (пусть и неполного спектра) достаточно помещения небольшой площади -- 15--20 кв. м, а значит, аренда помещения не слишком затратна.

Кроме того, сибирские салоны относятся к категории малого бизнеса, что еще более упрощает старт. Налогообложение осуществляется по упрощенной схеме. В организационном плане для владельцев салона выгодно то, что салонный бизнес не обременен обязательной сертификацией. Согласно ГОСТу Р 51142-98, заведения, оказывающие парикмахерские и косметические услуги, маркированные разным образом, -- салоны, студии, академии, институты красоты -- относятся к категории "парикмахерские". Самый высокий уровень сервиса в заведениях, которые классифицируются как салон-парикмахерская класса люкс. Они отличаются и высоким профессионализмом мастеров, и использованием современных методик. Помимо этого, непременный элемент -- стильное оформление интерьера.

В 2003 году обязательную сертификацию парикмахерской деятельности отменили. Сейчас она производится на добровольной основе. Если ассортимент услуг салона ограничивается исключительно эстетическими процедурами, то лицензирование не требуется. Салону, оказывающему медицинские процедуры, лицензия необходима. Но это не значит, что государство предприняло целенаправленные действия по развитию конкретной отрасли, дав предпринимателям кредит доверия. Решение принималось в рамках комплексной программы по развитию малого бизнеса в целом, оно сопровождалось отменой сертификации в ряде других сфер, например найма персонала и сделок с недвижимостью.

Интересна мотивация владельцев бизнеса, большинство которых женщины. Для многих бизнес-леди это приятный способ времяпровождения, нечто вроде хобби. Следствие идеализированных представлений о салонном бизнесе -- отсутствие профессионального подхода к управлению, долгосрочной стратегии по развитию бизнеса, перехода к качественно новым стандартам работы. Это и является наиболее частой причиной разорения компаний, занятых в индустрии красоты, особенно в нижнем ценовом сегменте. На российском рынке в первый год работы банкротами становятся треть салонов, из оставшихся только половина показывает стабильно положительные финансовые результаты.

КРАСОТА В РАЗНОМ ИСПОЛНЕНИИ

Столичный рынок красоты, в отличие от малоактивного сибирского, находится в стадии интенсивного роста. Помимо увеличения количества заведений бьюти-индустрии там прослеживается еще одна тенденция -- специализация по приоритетному направлению: SPA, ногтевые студии, имидж-, визаж-салоны.

На сибирском рынке специализация -- редкость. Главная причина -- несформированный потребительский спрос, отсутствие культуры посещения узкоспециализированных заведений. Пока здесь по-прежнему выгоднее оказывать комплексные услуги.

МОЛОДИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Даже при таком аморфном состоянии рынка в Сибири его услуги все же эволюционируют. В недавнем прошлом ажиотаж у потребителей вызывали относительно простые процедуры: различные косметические маски, пилинги, наращивание ногтей. Сейчас заметен сдвиг в сторону более технологичных услуг. Лидирующие позиции среди салонных услуг занимает процедура фотоомоложения -- воздействие светового потока на все слои кожи, корректирующее возрастные изменения лица. Такая процедура обойдется в 4 000 рублей. На пике моды -- мезотерапия (1 000--5 000 рублей). Ее уникальность в том, что препараты вводятся поверхностно и непосредственно в проблемную зону. Популярны у клиенток и химические пилинги (от 900 рублей). Подобные услуги можно найти в ассортименте всех крупных сибирских салонов красоты.

Сибирские женщины начинают уделять все больше внимания процедурам релаксации. Решив проблемы внешнего лоска, они озаботились гармонией своего внутреннего мира. Мир современной деловой женщины -- это мир постоянных стрессов. Закономерно, что в моду входят SPA-процедуры -- эффективные методики снятия напряжения. Стоимость SPA-процедуры в Сибири колеблется в широком диапазоне -- от 400 до 5 000 рублей.

БОРЬБА ЗА ЛОЯЛЬНОСТЬ

Как констатируют владельцы сибирских салонов красоты, конкуренция на этом рынке при его разреженности и невысоком спросе отсутствует. При выборе салона большинство клиентов ориентируется на территориальную близость. Другой важный фактор -- личность мастера. Если уровень его профессионализма устраивает клиента, то при смене мастером места работы около 20% клиентов уйдут вместе с ним, пополняя ряды посетителей другого салона. При открытии нового салона мастер обеспечивает его загрузку, приводя наработанную клиентскую базу. На репутацию и бренд салона обращают внимание только в элитном сегменте: посещение престижного заведения лишний раз подтверждает высокое положение на социальной лестнице.

Салоны красоты вынуждены соперничать за деньги своих клиентов в большей степени не друг с другом, а с альтернативными способами времяпрепровождения. Основная масса посетителей -- люди с высоким уровнем достатка, а с ростом благосостояния человека происходит и удорожание его свободного времени. В условиях отсутствия конкурентной борьбы между салонами состязание за лояльность клиентов разворачивается с другими заведениями -- кафе, клубами, дорогими магазинами. Многие салоны красоты с целью повышения своей привлекательности оказывают сопутствующие услуги: нередко там есть бар, кафе, игровая комната для детей, магазин профессиональной косметики.

Оказание услуг и обслуживание на дому -- еще один элемент нецивилизованного рынка. Дело в том, что мастера-надомники работают по ценам ниже среднерыночных и в буквальном смысле слова уводят клиентов из салонов.

Дефицит персонала для салонов красоты стоит очень остро. Он касается не только рядовых специалистов, но и управляющих. Профессиональных школ не так уж много, причем содержание многих местных курсов не соответствует амбициям директоров, и те вынуждены тратиться на поездки в Москву. Притом что годовая выручка на одного специалиста среднего сибирского салона составляет сегодня около 200 тыс. рублей, тратить средства на обучение сотрудников в Москве многим заведениям просто невыгодно.

КЛАССОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Бьюти-рынок в Сибири находится на стадии формирования. Цивилизованных форм он достигнет, когда окончательно сложится культура посещения клиентами заведений красоты. В то же время самим салонам необходимо иметь в виду, что без активной маркетинговой работы с целевой аудиторией сложно будет добиться роста потребления их услуг. Согласованные рекламные усилия салонов в долгосрочной перспективе способны внедрить в сознание потребителей важность безупречного внешнего вида.

Пока владельцы салонного бизнеса опасаются заниматься инвестированием в своих работников из-за высокой текучести кадров, говорить о цивилизованном рынке рано. Лояльность к салону у клиента, как правило, отсутствует -- он доверяет мастеру. Пионеры сибирской индустрии красоты еще не ощутили необходимость организации профессионального объединения по причине незрелости рынка и отсутствия кооперации на нем. Если они захотят увеличить рентабельность своего бизнеса путем привлечения дополнительной клиентской базы и стимулировать клиентов к потреблению более широкого спектра услуг, то должны будут прибегнуть к созданию региональной профессиональной ассоциации.

ЧТОБЫ КЛИЕНТ ПОШЕЛ "НА РУКИ"

Залог успешности -- качественный менеджмент. Директор салона должен выстроить правильные отношения как с сотрудниками, так и с клиентами. Эта отрасль сравнительно молодая, поэтому остро стоит проблема обучения управленцев салонов. Различные курсы и мастер-классы, безусловно, повышают профессионализм. Важной составляющей на пути к успеху является и персонал салона. Специфика бизнеса такова, что клиент идет "на руки", к мастеру. Услуги врачебной косметологии должны оказывать только дипломированные специалисты. Сочетание этих факторов позволяет создать рентабельный бизнес.

Екатерина ГОЛОВИНА

Использованы материалы электронных журналов

05.10.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные