Сегодня: 18.09.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 18 сентября 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ВЗЫСКАТЬ БЕЗРАЗМЕРНО!

О новом порядке взыскивания штрафа с фирмы с 2007 года

C 1 января следующего года придет конец внесудебному взысканию штрафов до 50 тысяч рублей. Но не радуйтесь раньше времени! Ведь после новогодних торжеств налоговики смогут снять со счета фирмы уже любую сумму, не ограничивая себя ни в чем.

Итак, если раньше бухгалтер проверял все свои отчеты дважды, теперь это надо делать будет уже трижды. Закон № 137-ФЗ от 27 июля 2006 г. с 1 января снимет все ограничения по суммам внесудебного взыскания. Бытует мнение, что данный документ приведет к тому, что если налогоплательщики не станут оспаривать начисленные штрафы, то они будут списаны инкассовым распоряжением с банковского счета фирмы.

Налоговым кодексом с 1 января 2007 года впервые предусмотрен единый бесспорный порядок взыскания недоимок, пеней и штрафов. Прежде недоимки, пени, а также незначительные штрафы взыскивали инкассовым распоряжением, то есть безакцептным способом (независимо от согласия налогоплательщика). Бесспорный порядок подразумевает собой отсутствие жалобы организации или предпринимателя в вышестоящие органы или в суд.

Потому налогоплательщикам отныне придется активнее отстаивать свои права и заявлять о несогласии при помощи апелляционной жалобы или в ином порядке. Если говорить о соответствии нового порядка законодательству, то Налоговый кодекс -- это и есть законодательство. Можно лишь ставить вопрос, соответствуют ли поправки Конституции. Когда налогоплательщик не против взыскания, то нарушений его конституционных прав нет, а уж если он возражает, то не имеет значения, что с него взыскивают недоимку, пеню или штраф; процедура должна быть приостановлена до завершения разбирательства.

Важно понять разницу между внесудебным и безакцептным (бесспорным) способами взимания штрафов, и состоит она в том, что при внесудебном взыскании спор имеет место быть. Т.е. организация все же имеет право обжаловать решение о взыскании в вышестоящем налоговом органе или арбитражном суде. А вот при безакцептном -- нет. Судебный механизм задействуется лишь в тогда, когда возникают разногласия между сторонами. Хотя обычно фирмы требования налоговиков о взыскании мелких сумм оспаривают крайне редко.

А ЧТО ЕСЛИ БАНКТРОТ?

Основной проблемой, возникающей при введении нового порядка, станет применение обеспечительных мер (ст. 101 НК). Такие меры предусмотрены для того, чтобы за время разбирательств организация не скрыла свое имущество от взыскания. Наверняка инспекторы будут применять эти меры почти всегда, что может осложнить финансово-хозяйственную деятельность организаций. Вот и получается, если компания не оспаривает какие-то начисленные суммы, их лучше перечислить добровольно.

Все это возможно, с одной стороны, и хорошо, но с другой -- ведь для предприятия такие налоговые санкции, которые без ограничений автоматически позволяют списывать со счетов фирм огромные суммы, могут стать результатом наступления банкротсва. Конечно, есть надежда, что это не произойдет, ведь в большинстве случаев сумма штрафов не превышает 20% от неуплаченного налога. А на самом деле на финансовое положение организации больше влияют начисленные недоимки и пени, которые тоже могут быть взысканы инкассовым распоряжением. И вот здесь если налогоплательщик не проявит расторопность, предотвращая такое списание, банкротсва не миновать.

А уж тут в случае взыскания налоговых санкций за счет денежных средств на счетах организации будет начата процедура банкротства, прекратить ее будет невозможно, даже если действия налогового органа затем будут признаны незаконными. Закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" не содержит подходящих для этой ситуации оснований прекращения процедуры банкротства.

Выход один -- подать апелляционную жалобу в 10-дневный срок с даты вынесения решения по результатам проверки, что приостановит взыскание до момента ее рассмотрения. Такая жалоба подается через налоговый орган, вынесший решение. Налогоплательщик также вправе жаловаться в суд и просить его запретить взыскание до рассмотрения дела судом.

ЖДЕМ ВОЗВРАТА, КАК СОЛОВЕЙ ЛЕТА

А есть ли возможность у организации вернуть списанные со счета денежные средства, если окажется, что их взыскали неправомерно? Есть. Налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом (подп. 5 п. 1 ст. 32 НК). Этой обязанности соответствует право налогоплательщика (подп. 5 п. 1 ст. 21 НК).

Но дело в том, что процедура возврата штрафов в Кодексе не прописана. Этим, соответственно, достаточно активно пользуются наши налоговики, мотивируя свои отказы. Минфин как раз указал на это несоответствие. Отсутствие законодательно закрепленного порядка возврата штрафов за налоговые правонарушения не позволяет сегодня исполнить требования Налогового кодекса (письмо Минфина от 3 октября 2005 г. № 03-02-07/1-256).

Но налогоплательщики в спорах с налоговыми органами обосновывали свою позицию нормами статьи 78 кодекса (зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени), применяемой к данной ситуации по аналогии. Закон от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ утвердил эту позицию, включив в статью 78 пункт 14. В соответствии с ним, правила, применяемые к порядку зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора и пени, применяют также в отношении штрафов. Помимо всего прочего, порядок возврата или зачета излишне взысканных недоимок, пеней и штрафов предусмотрен статьей 79 Налогового кодекса в новой редакции (закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ).

НАСКОЛЬКО ПОЛЕЗНЫ ИЛИ ВРЕДНЫ НОВОВВЕДЕНИЯ

Также последний закон № 137-ФЗ уточнил вопросы зачета или возврата сумм излишне уплаченных налога, сбора, пени и штрафа. нельзя, это покажет практика. В основном изменения позитивны. Так урегулирован порядок возврата и зачета штрафа, сокращен срок для уведомления организаций инспекциями о факте излишней уплаты налога с одного месяца до десяти дней. А срок для уведомления налоговым органом о принятом решении зачета (возврата) или отказа уменьшен с двух недель до пяти дней. Помимо этого, более четко описаны механизмы взаимодействия Федеральной налоговой службы с Федеральным казначейством и налогоплательщиком.

Однако при этом инспекторы получили дополнительный срок для принятия решения о зачете излишне уплаченного налога, и будет он равен 10 рабочим дням. Также узаконена позиция Высшего Арбитражного Суда о том, что трехгодичный срок, установленный для возврата переплат, распространяется отныне и на процедуру зачета.

Итак, если ранее Кодекс содержал однозначное положение о том, что налоговые санкции взыскивают только в судебном порядке, то с 1 января следующего года этот вопрос останется неурегулированным напрямую в Налоговом кодексе. В соответствии с пунктом 10 статьи 46 НК, порядок бесспорного взыскания налога за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках применяется при взимании штрафов в случаях, предусмотренных НК. Как только пункт 7 статьи 114 и статья 103.1 утратят силу, таких случаев в кодексе не будет.

КАКОЙ ДАДУТ СРОК

В статье 46 Налогового кодекса указано, что налоговики должны принять решение о взыскании налога, пеней и штрафа за счет денежных средств в течение 60 дней с момента окончания срока, установленного в требовании об уплате налога. Но статья 103.1, определяющая порядок взыскания налоговой санкции, не предусматривает вообще какого-либо срока для взыскания. Так. летом это несоответствие заинтересовало и Высший Арбитражный Суд.

Судьи считают, что при взыскании штрафов с налогоплательщиков, плательщиков сбора или налоговых агентов действуют положения статьи 103.1 Кодекса. В отношении тех, кто ими не является, налоговикам рекомендовано применять положения статьи 46. Это означает, что решение о взыскании штрафа во внесудебном порядке выносится с учетом общего трехлетнего срока давности привлечения к налоговой ответственности (ст. 113 НК), о чем говорится в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22 июня 2006 г. № 30.

Вот только с 1 января, согласно закону № 137-ФЗ, любые штрафы налоговики станут взыскивать в принудительном порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса.

Другие изменения в Налоговом кодексе, предусмотренные федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ:

* Ограничен перечень документов, который могут потребовать налоговики при камеральной проверке (поправки в ст. 93 и новая ст. 93.1)

* На авансовые платежи будут начислять пени (поправки в ст. 58)

* Увеличен максимально допустимый срок выездной проверки (поправки в ст. 89)

* По итогам камеральной проверки налоговики будут составлять акт (поправки в ст. 88)

* По итогам выездной проверки налоговики станут предоставлять справку о проведении проверки (поправки в ст. 88)

* Для организаций, противодействующих проведению проверок, может быть увеличен срок давности за налоговые правонарушения (поправки в ст. 113).

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованы материалы интернет-изданий

13.10.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные