Сегодня: 16.09.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 16 сентября 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ТУРИЗМА

Туризм предполагает собой временную смену постоянного места жительства человека, перемещение его в другую точку земного шара в качестве отдых, развлечения, познания чего-то нового, для поправки здоровья, паломничества и т.п.

При всем при этом наш отдыхающий окружает себя максимальным комфортом, доверяя организацию своего путешествия фирмам, которые занимаются туристской деятельностью. Так вот, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности", она бывает двух видов -- туроператорская и турагентская. Туроператоры формируют, продвигают и реализуют туристам право на тур, а турагенты занимаются исключительно его продвижением и реализацией.

ТУРАГЕНТ ОБЯЗУЕТСЯ

Начнем с того, что в большинстве случаев туроператоры и турагенты работают по договорам комиссии, поручения и агентским договорам. Посреднические же соглашения предполагают получение турагентом вознаграждения, которое может быть установлено в виде процентов от стоимости реализованного турпродукта, либо в виде разницы между ценой, определенной туроператором, и фактической ценой реализации турпродукта, и также может иметь фиксированный размер.

Согласно ст. 974, 999, 1008 ГК РФ турагент обязан представлять туроператору отчет по сделке, составленный в произвольной форме. Что касается сроков представления такого отчета, то таковые законодательно не определены, но в статье 316 Налогового кодекса сказано, что комиссионер обязан в течение трех дней после окончания отчетного периода, в котором произошла реализация, известить комитента о дате сделки. А так как отчет турагента играет в этом случае роль извещения, в договоре нужно будет предусмотреть порядок и сроки его представления.

В нашей стране, как и за рубежом, туристическая деятельность лицензируется. В России такой документ сроком на пять лет выдает Федеральное агентство по туризму. Стоит знать, что в случае, если турфирма занимается и туроператорской, и турагентской деятельностью, она должна получать две лицензии. Хотя уже с 2007 года предпринимателям, мечтающим открыть свою турфирму, организовать деятельность будет намного проще, т.к. со следующего года пункт 6 статьи 18 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ отменит лицензии для турагентов и туроператоров.

ТУРОПЕРАТОР РАСХОДУЕТ

Конечно, в бухучете любой фирмы существуют свои специфические особенности. Сегодня мы поговорим о нюансах учета в организациях, которые занимаются туристической деятельностью. Туристский же продукт представляет собой комплекс различных услуг туристу в зависимости от цели путешествия: услуги по размещению, перевозке, питанию, транспортному и экскурсионному обслуживанию, а также по медицинскому, визовому, культурно-развлекательному. Помимо всего прочего, туроператор может по желанию туристов застраховать их от несчастных случаев и болезней или включить услуги гида-переводчика.

Здесь и рождаются и расходы туристской организации, и подразделяются они на два вида:

* Производственные -- связаны с производством туристского продукта;

* Коммерческие, к которым бухгалтер относит затраты на продвижение и продажу туристского продукта, например расходы на рекламу.

Также туроператор может в целях налогообложения относить к прямым расходам те затраты, которые отражаются непосредственно на счете 20 "Основное производство", и эта возможность появилась у бухгалтеров благодаря тем изменениям, которые были внесены в пункт 1 статьи 318 Налогового кодекса Федеральным законом от 6 августа 2005 г. № 58-ФЗ.

В своей учетной политике турагентство закрепляет перечень прямых расходов, установленный для целей налогообложения. А накладные расходы туроператор в качестве косвенных расходов в полном объеме относит к расходам текущего отчетного периода.

Есть еще расходы будущего периода (затраты на разработку маршрута), которые отражаются на счете 97 "Расходы будущих периодов". Там же учитывается приобретение прав на услуги сторонних организаций, которые туроператор предполагает использовать для производства туристского продукта в текущем отчетном периоде или в следующих отчетных периодах, но при условии, что эти права приобретаются комплексно на длительный срок их использования.

В случае же, если права на услуги сторонних организаций с длительным сроком действия не были использованы при производстве туристского продукта и не проданы обособленно от него, то по окончании срока их действия стоимость этих прав включается в себестоимость турпродукта в качестве технологических потерь.

ОФОРМЛЯЕМ

В виде путевки или ваучера оформляется тур, т.е. выписанная туристская путевка является письменным согласием на предложение заключить договор на продажу туристского продукта туроператора или турагента, что является неотъемлемой частью договора на реализацию туристических услуг и документом первичного учета у туроператора или турагента.

В этом документе указываются условия путешествия и розничная цена тура. Составлением же путевки занимается сам туроператор. А для формирования тура оператор заключает договоры с организациями и предпринимателями, оказывающими те или иные услуги.

Туроператор, реализующий путевки с применением ККМ, может использовать для оформления любой бланк, в том числе разработанный самостоятельно, что разрешено письмом Минфина от 19 февраля 2003 г. № 16-00-14/66. Фирмы же, применяющие для оформления путевки бланкм строгой отчетности, согласно Постановлению Правительства от 31 марта 2005 г. № 171, могут реализовывать путевки населению без применения кассовых аппаратов. Что же касается получения аванса за оказание туристических услуг, то уж тут ККМ применять нужно непременно (письмо Минфина от 8 декабря 2005 г. № 03-01-205-231).

На основании ваучера туристу предоставляются услуги, входящие в состав тура. Ваучер подтверждает факт оказания этих услуг, и на его основании производятся расчеты между фирмами. Единой формы туристического ваучера, утвержденной Минфином, на сегодня не существует, потому каждая турфирма разрабатывает свои бланки.

По обыкновению ваучер заполняется в четырех экземплярах. Первый экземпляр остается в учете турфирмы. Второй становится основанием для авансового отчета сотрудника фирмы, который сопровождает группу туристов, третий предъявляется принимающей стороне для проставления отметки о факте оказания услуг и подтверждающих этот факт печатей и подписей, четвертый отдается непосредственно туристу. На счете 10 "Материалы" ведется учет бланков по фактической себестоимости их приобретения. При использовании бланков путевок их стоимость списывается в дебет счета 26.

ОБЛАГАЕМ НАЛОГАМИ

У туроператоров, занимающихся турами по России, начисляют НДС по ставке 18% на стоимость реализованной путевки. А суммы НДС, предъявленные поставщиками услуг, учитывают на счете 19 и на основании полученного счета-фактуры возмещают из бюджета.

В нашей стране не облагаются налогом лишь услуги санаторно- курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, которые расположены на территории РФ, но при условии оформления путевок или курсовок на бланках строгой отчетности. Кроме того, бухгалтерам не нужно начислять НДС на стоимость тура, организованного за пределами территории РФ.

Обложение налогом на прибыль зависит от метода его расчета. В случае, если применяется метод начисления, то выручка от продажи путевок признается доходом в момент их реализации. И здесь не имеет значения, когда эти путевки будут оплачены. Туроператоры в качестве даты реализации путевок туристам могут выбрать день передачи туристу путевок и полного комплекта документов или же день окончания тура.

Если же турфирма применяет кассовый метод при расчете налогооблагаемой прибыли, то доходы организации будут признаваться в том отчетном периоде, когда они фактически получены, а расходы -- когда они фактически оплачены.

Соответственно, если туристская компания использует кассовый метод, то датой реализации путевок будет тот день, когда деньги за них поступили на расчетный счет или в кассу. Кроме того, в этом случае предварительная оплата туров также считается выручкой.

ВЫСТАВЛЯЕМ СЧЕТ-ФАКТУРУ

В случае реализации турагентом путевки от своего имени, счета- фактуры он составляет в двух экземплярах также от своего имени, где указывает ту стоимость путевки, по которой он реализует ее покупателю. Естественно, турагент присваивает счету-фактуре номер в соответствии с хронологией выставляемых им счетов- фактур и один экземпляр передает покупателю, а второй подшивает в журнал учета выставленных счетов-фактур. При этом в книге продаж второй счет-фактуру он не регистрирует. Если же турагент реализует путевки от имени санаторно- курортной организации, счета-фактуры покупателю выставляются от ее имени. А санаторию выставляется счет- фактура на сумму вознаграждения. Этот счет-фактуру нужно подшивать в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрировать в книге продаж.

Путевки оформляются населению за наличный расчет, когда продавец выдает покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности, тут уже выписка счетов-фактур может не производиться.

Внимание! В случае реализации турагентом путевки в санаторно- курортные организации, расположенные на территории России, НДС взимается только со стоимости его агентского вознаграждения. А реализация рассматриваемых услуг без выдачи покупателю путевки или курсовки (бланка строгой отчетности) облагается НДС по ставке 18%.

Не забудьте! Самой удобной и распространенной формой туристской путевки является ТУР-1 "Туристическая путевка", утвержденная письмом Минфина от 26 марта 1996 г. № 16-00-30- 19. Кроме того, различные бланки строгой отчетности для предприятий сферы туризма есть в письмах Минфина от 10 декабря 1999 г. № 90н, от 16 июня 1994 г. № 16-30-65, от 14 февраля 1995 г. № 16-00-30-13, а также в приказе Минфина от 25 февраля 2000 г. № 20н. Хотя действуют они только до 1 января 2007 года. И, наконец, чтобы бланк строгой отчетности был полноценной заменой кассового чека, его нужно правильно заполнить. Например, дополнить обязательными реквизитами, такими как наименование организации, ИНН и код по ОКПО.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованные источники: "Расчет", "Экономика и жизнь", "Учет в туризме"

26/10/06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные