Сегодня: 25.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

1


ПРИШЕЛ, УВИДЕЛ И КУПИЛ

Откуда приходит товар?

В середине 90-х годов многие жители России, не имевшие ранее отношения к розничной торговле, открыли собственное дело, начав продавать товары в небольших магазинах и павильонах у метро и на остановках общественного транспорта. Шли годы, часть компаний переродилась в более крупные торговые предприятия, часть не выдержала конкуренции и исчезла с российского рынка.

Изменения коснулись и поставки товаров. Если в начале предпринимательского пути новоявленные ритейлеры приобретали товары на мелкооптовых рынках, то на рубеже веков появились магазины нового формата, где предприниматели могли купить качественные товары по оптовым ценам и с оформлением всех необходимых бухгалтерских документов. Это были первые в России магазины формата cash & carry.

ЧТО ТАКОЕ CASH & CARRY?

Формат сash & carry (мелкооптовая торговля) сформировался еще в 60-х гг. прошлого столетия. Первоначально клиентами магазинов cash & carry являлись представители малого и среднего бизнеса, которые были заинтересованы в приобретении товара небольшими партиями и по низкой цене, поэтому мелкооптовость формата cash & carry определяется не объемами партии покупаемого товара, а контингентом покупателей.

Словосочетание cash & carry подразумевает, что клиент платит за покупку наличными, после чего самостоятельно увозит товар. Самовывоз и наличные позволяют магазинам cash & carry увеличивать оборачиваемость средств по товарам, снижая операционные расходы. Фактически cash & carry берут на себя функции магазина-склада, где снижение уровня цен достигается за счет закупки товара в больших объемах напрямую у поставщиков и производителей.

В результате такой взаимовыгодной торговли клиент cash & carry получает более низкие цены, что позволяет ему успешно конкурировать с теми ритейлерами, которые покупают товары непосредственно у разных поставщиков. Ведь в силу небольшого размера партий приобретаемых товаров ритейлер вынужден обращаться не напрямую к производителю, а к оптовикам (даже не первого звена): следовательно, чем длиннее цепочка, тем выше закупочная цена.

В настоящее время существуют американский и европейский варианты cash & carry, и они имеют существенные отличия. В связи с тем, что мелкая торговля в США практически отсутствует, классические магазины такого формата там не настолько востребованы, как в Европе. Поэтому в США в магазинах cash & carry зачастую совершают покупки не только небольшие компании, но и частные лица. При этом уровень наценок, как для частного покупателя, так и для владельцев собственного бизнеса, одинаков. В Европе же магазины такого формата ориентированы на мелкооптовых покупателей и работают в основном по карточному принципу регистрации клиентов. В США пионером cash & carry является сеть Sam?s club, входящая в холдинг Wal-Mart, в Германии -- Metro AG.

Классическим магазином cash & carry можно считать сетевой торговый объект, где доминирует мелкооптовая продажа товара комбинированного ассортимента. Это некий магазин-склад, что напрямую отражается на интерьере магазина: в cash & carry всегда строго функциональный интерьер с соответствующим торговым оборудованием и максимально практичной системой стеллажей. Магазины cash & carry работают на минимальной марже, их прибыль зависит от быстрой оборачиваемости товара, поэтому в таких магазинах логистика должна быть безупречной.

Торговая площадь магазинов формата cash & carry может быть от 3 тыс. кв. м, парковка должна быть организована из расчета 4 места на 100 кв. м. торговой площади (т.е. при торговой площади магазина 2 тыс. кв. м. на парковке должны иметь возможность разместиться 80 автомобилей). Ассортимент должен насчитывать не менее 20 тыс. наименований товара. Расчет в магазинах формата cash & carry производится за наличные через единый кассовый узел, где клиентам сразу выдаются все необходимые бухгалтерские документы. Одна из особенностей формата cash & carry ? продажа товаров упаковками (ведь cash & carry ? это магазин для магазинов). Поэтому информационная система, применяемая в магазинах такого формата, должна не просто поддерживать применение штрих-кодирования, но и позволять использование нескольких групп штрих-кодов ? для единичного товара и для упаковок разного объема.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНЫХ CASH & CARRY

Основателем классических магазинов cash & carry в России можно считать компанию Metro AG, чьи магазины появились в 2001 г. Однако еще задолго до этого счастливого дня, приблизившего Россию ко всему цивилизованному миру, в России работали отечественные магазины, именующие себя cash & carry. При этом инициатива освоения этого формата принадлежала регионам, а не склонной к реализации перенятых западных идей Москве.

Правда, российские магазины cash & carry несколько отличаются от канонических торговых предприятий этого формата. Иногда такая местная специфика является оправданной, иногда ? вынужденной. Но отечественные предприниматели не придают большого значения чистоте формата: по мнению некоторых предпринимателей, для того, чтобы быть успешным предприятием, надо, прежде всего, отвечать потребностям рынка, а не концепции классической модели.

Так, некоторые российские магазины, именующие себя cash & carry, в действительности оказываются либо большими дискаунтерами, либо небольшими (по западным меркам) гипермаркетами. Смешение форматов нередко происходит из-за отсутствия во многих региональных городах классических гипермаркетов, а также хорошо развитой сетевой торговли среднего и низкого ценового сегмента. По данным аналитиков, целевой аудиторией российских магазинов cash & carry в 70% случаях являются частные лица, тогда как на западе пропорция является обратной -- частных лиц в cash & carry всего 30%.

Отсутствие недорогих розничных магазинов с одной стороны и привычка мелких предпринимателей совершать покупки на рынках и через оптовиков с другой привела к тому, что существование таких cash & carry с элементами гипермаркета взаимовыгодно и частным покупателям, и владельцам магазина cash & carry.

В связи со смешением формата, такие магазины cash & carry работают без клиентских карт ? т.е. совершать покупки могут и оптовики, и частные лица. В некоторых магазинах предусмотрены различные скидки, зависящие от суммы покупки, иногда встречаются дисконтные карты.

Не исключено, что со временем такая разновидность cash & carry не только не исчезнет, но и получит дальнейшее распространение. Так, некоторые сети cash & carry уже сегодня ориентируются на три группы потребителей: торговые организации, т.е. те, кто покупает товары для дальнейшей перепродажи; бизнес-клиенты ? офисы, представительства компаний, приобретающие товары для собственных нужд; частные лица. Такое разделение не только обеспечивает конкурентное преимущество сети по трем каналам сбыта, но и открывает новый сегмент розничной торговли ? работа с корпоративными клиентами. Пока конкуренция в данной сфере практически отсутствует, особенно среди продавцов продовольственных товаров. Таким образом, в России магазины формата cash & carry становятся не столько альтернативой мелкооптовым рынкам, сколько серьезным конкурентом рознице.

Вторым существенным отличием российских магазинов cash & carry от их зарубежных аналогов является наличие производственных цехов, предлагающих клиентам салаты, мясные и рыбные полуфабрикаты. Это ?отклонение? от концепции cash & carry можно считать вынужденной местной спецификой: торговому предприятию (пусть даже крупному) не всегда удается договориться с поставщиками о возврате товаров с заканчивающимся сроком годности, поэтому, во избежание прямых убытков, приходится организовывать их самостоятельную переработку.

Однако такое объяснение было актуально лишь для тех магазинов cash & carry, которые начали свою работу в конце 90-х гг. прошлого века. Новые предприятия этого формата целенаправленно организуют производственные цеха по изготовлению полуфабрикатов из рыбы, овощей, мяса и птицы, стремясь привлечь частных покупателей. В некоторых новых cash & carry покупатели могут даже наблюдать за технологическим процессом через стеклянную стену.

Третье отличие российских магазинов cash & carry от зарубежных аналогов можно считать истинно отечественным ?изобретением?, появившимся благодаря смешению форматов (cash & carry и дискаунтер или cash & carry и гипермаркет). Так, некоторые отечественные магазины формата cash & carry торгуют и оптом, и в розницу, причем имеют два варианта цены ? для оптовиков и частных покупателей. Это дает возможность привлекать и физические и юридические лица, не упуская прибыли и соблюдая все необходимые правила работы, в том числе и с налоговой инспекцией.

Еще одной особенностью магазинов формата cash & carry в России является причина, по которой некоторые предприниматели обращаются к этому сегменту рынка ? это диверсификация рисков. Нередко магазин cash & carry открывают оптовые компании, которые имеют возможность приобретать товары крупными партиями и с большими скидками у других поставщиков или производителей, либо являются дистрибьюторами некоторой продукции. По мнению ряда специалистов, доля оптовой торговли год от года существенно сокращается, многие производители предпочитают напрямую работать с розницей, и в этом случае магазин cash & carry ? это хороший ?переходный? этап от опта к рознице. С одной стороны, это почти ритейл, с другой ? он ведется по правилам оптовой торговли. Конечно, приходится несколько расширять ассортимент, но не настолько, как это пришлось бы делать при открытии супермаркета.

Отечественный рынок торговых предприятий формата cash & carry развивается по американскому сценарию. В России нет ярко выраженной мелкой торговли, которая является целевой аудиторией европейского варианта магазинов cash & carry, а многочисленные сетевые и единичные предприятия торговли и общественного питания предпочитают работать напрямую с поставщиками или производителями. Причины на то могут быть разные ? большие партии приобретаемого товара (что напрямую сказывается на цене), известная торговая марка сети и разветвленная сеть филиалов (что дает возможность манипулировать поставщиками)?

МИССИОНЕРЫ В ГЛУБИНКЕ

Наиболее развитой сетью cash & carry в России является сеть магазинов Metro Cash & Carry (компания Metro Group, Германия). Metro можно считать международным лидером в сфере мелкооптовых центров самообслуживания. В настоящее время компания работает в 27 странах. Metro Group составляют несколько самостоятельных торговых подразделений, работающих в различных форматах торговли: гипермаркет (Real, Extra), универмаг (Galeria Kaufhof), а также cash & carry ? Metro и Makro. На территории России сегодня функционируют 14 магазинов Metro Cash & Carry: 6 ? в Москве, 2 ? в Санкт- Петербурге, по одному ? в Ростове-на-Дону, Ярославле, Волгограде, Казани, Самаре, Краснодаре. Торговый бренд Makro (при распространении в Азии права на нее принадлежат голландской компании SHV) в России пока не представлен, однако, по некоторым данным, развитие в России предполагается начать с Екатеринбурга.

Популярен формат cash & carry и в Сибири. Здесь магазины этого формата работают в Омске (?Геомарт?), Челябинске (?Молния?), Кемерово (?Палата?), Новосибирске (?Гигант?). Сначала это были, по сути, склады с добавленной кассовой зоной. Однако очень скоро обнаружилось, что основную часть покупателей составляли частные лица. В связи с этим формат вышеуказанных магазинов заметно сместился в сторону конечного потребителя. Хотя четкую грань между cash & carry и гипермаркетом провести все еще сложно.

Таким образом, формат cash & carry в России активно развивается, хотя с некоторыми отступления от западного канона. Специалисты полагают, что с развитием в регионах сетевой розницы неизбежно возникнет вопрос о ?чистоте формата?, и перед владельцами магазинов cash & carry встанет вопрос о более четком следовании концепции. И тогда предприниматели либо переведут магазины cash & carry, не являющиеся на самом деле таковыми, в разряд дискаунтера, супермаркета или гипермаркета (в зависимости от потенциала компании), либо пополнят свою компанию торговыми предприятиями других форматов.

 

Cash & carry и другие форматы торговли (на примере московского рынка).

 

Формат магазина

Супермаркет

Магазин шаговой доступности

Гипермаркет

Сash & Сarry

Гастрономический

бутик

Объем рынка

52%

29%

10%

8%

1%

Целевая аудитория

Семья с достатком средним и выше среднего (посещение – 2-3 раза в неделю)

Семья с достатком средним и ниже среднего (посещение – несколько раз в неделю)

Семья со средним и высоким достатком (посещение – один раз в неделю)

Мелкие оптовики и частные лица

Состоятельные клиенты

Номенклатура, тыс. наименований

10-20

3-3,5

30

20

Эксклюзивные

продукты и сопутствующие товары

Площадь,

тыс. кв. м

1-5

0,2–0,6

Свыше 5

Свыше 5

0,2–0,6

Средний чек,

тыс. руб.

0,3–0,4

0,25

Свыше 1,5

Свыше 1,5

Свыше 1,5

Количество кассовых терминалов

Не менее 5-7

1-2

Не менее 20

Не менее 20

Не менее 2

Местоположение

В жилых кварталах

В жилых кварталах

В черте города

В черте города

В элитных жилых кварталах, в центре

 

Юлия МАЦКИВСКАЯ, DEBUST-БЮРО

17.11.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные