Сегодня: 23.02.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 февраля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ОБОРОНЯЕМСЯ ОТ ИНСПЕКТОРА ЗАКОННО!

Или о том, как правильно учитывать услуги Интернет

Сегодня мы продолжим не раз уже поднимаемую тему в нашей рубрике о том, как правильно защитить свои права перед налоговым инспектором. И на этот раз речь пойдет о таких специфичных услугах, предоставляемых на настоящий момент практически каждому предприятию, как Интернет. А это такая услуга, которая для многих стала производственной необходимостью. Тем не менее не все налоговики считают ее таковой. Потому нашему бухгалтеру просто необходимо быть во всеоружии, обращая пристальное внимание на некоторые особенности, которые могут возникнуть при подтверждении расходов на Интернет.

Начнем с того, из чего же состоят, собственно говоря, подобные затраты на Интернет? А они подразумевают собой: расходы на подключение и расходы на оплату услуг связи. Первое представляет собой "деятельность, направленную на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становятся возможными установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи" (ст. 2 Закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи"). И именно такая формулировка позволяет отнести затраты на подключение к расходам на услуги связи, с чем также соглашаются и чиновники в письме, адресованном упрощенцам (письмо Минфина от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/2/151). Оплата же за пользование сетью Интернет можно также отнести к расходам на услуги связи, так как под услугами связи понимают "деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений" (ст. 2 Закона от № 126-ФЗ "О связи").

Бухгалтерский учет расходы на Интернет включает в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99), а налоговый такие затраты включает в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 25 п. 5 ст. 264 НК).

ПОПЫТКА ПЕРВАЯ

Итак, Налоговый кодекс однозначно разрешает уменьшать налоговую базу по прибыли на сумму расходов на Интернет. Не смотря на это многие инспекторы все равно придираются к таким расходам и не оставляют попыток признать их экономически необоснованными. К примеру, по результатам проверки инспектор может решить, что сотрудники фирмы не используют Интернет в производственных целях (реальный случай из жизни). Налоговики "снимают" расходы, штрафуют фирму и, соответственно, доначисляют ей налог на прибыль и НДС. Здесь руководство компании вправе не согласиться и подать дело в суд, что оно и делает.

Директор должен объяснить производственную направленность расходов так: сотрудники фирмы связываются с партнерами, используя электронную почту, потому Интернет нужен для переписки с контрагентами; также через Интернет фирма получает информацию о сложившихся на рынке ценах на реализуемое ею оборудование. Судьи сочли доводы руководства организации убедительными и согласились, что расходы на Интернет носят производственный характер. А значит, сделали вывод судьи, инспекция сняла затраты неправомерно и штраф незаконен (постановление ФАС Северо-Западного округа от 30 мая 2005 г. № А56-32891/04).

ПОПЫТКА ВТОРАЯ

Директор издает приказ и разрабатывает положение об использовании услуг сети, дабы регламентировать работу сотрудников с Интернетом. В этих документах он определяет порядок и цели использования "всемирной паутины" персоналом фирмы. Налоговые работники во время проверки не могут опровергнуть тот факт, что работники используют Интернет в соответствии с приказом и положением. Но тут инспекторы проявляют смекалку и придумывают особые первичные документы, которыми якобы нужно подтверждать расходы на пользование Интернетом. Налоговики разъясняют руководству фирмы, что основанием для расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи (п. 2 cт. 54 Закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи") и требуют от организации предоставить бумаги с показаниями оборудования связи, которые, по их мнению, являются первичными документами в соответствии с законом о связи. Конечно, фирма эти бумаги предоставить не смогла, из чего инспекторы делают вывод о том, что фирма не может подтвердить производственный характер расходов. Соответственно, по результатам проверки снимают затраты на Интернет, доначисляют налог на прибыль и НДС, насчитывают пени. Помимо всего прочего, фирму оштрафовывают за неполную уплату налогов и за непредставление показаний оборудования связи (ст. 122, ст. 126 НК).

Где правда? Естественно, фирме предстоит прямая дорога в суд , чтобы законно решить данный вопрос. Живой пример -- постановление ФАС Северо-Западного округа от 29 ноября 2005 г. № А56-6527/ 2005, где судьи объясняя инспекторам, что затраты на Интернет подтверждают договор на предоставление телекоммуникационных услуг, счета-фактуры и платежные поручения к договору, а обязанность фирмы оформлять и представлять в инспекцию показания оборудования связи налоговым законодательством не предусмотрена. Выходит, что расходы документально подтверждены. Доказательств того, что сотрудники пользовались Интернетом не в четком соответствии с утвержденным положением (то есть в непроизводственных целях), инспекция не может представить. Исход -- судьи сочли расходы экономически обоснованными.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ, УПРОЩЕНЦЫ И "ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА"

Не раз уже напоминают сомневающимся предприятиям наши финансисты о том, что фирмы, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, считающие единый налог по системе "доходы минус расходы", могут среди затрат учитывать расходы на Интернет (подп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК).

К примеру, письмо от 27 марта 2006 г. № 03-11-04/2/ 70 Минфина России разъясняет, что при определении налоговой базы по единому налогу учитывают расходы на оплату услуг связи, принимаемые аналогично порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций. В данном случае -- аналогично расходам, указанным в статье 264 НК. Затраты фирмы на оплату услуг информационных систем, в том числе Интернета, а также на обслуживание адреса электронной почты должны быть обоснованы и документально подтверждены. В этом случае они уменьшают полученные доходы при расчете единого налога.

Ранее такие же выводы содержали письма Минфина от 15 декабря 2005 г. № 03-11-04/ 2/151, от 9 декабря 2004 г. № 03-03-02- 04/1/78.

"ИП-эшники" (индивидуальные предприниматели) могут уменьшить налогооблагаемые доходы на профессиональные налоговые вычеты в сумме фактических затрат (п. 1 ст. 221 НК). При чем состав расходов предприниматели определяют самостоятельно в порядке, аналогичном установленному главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК. А среди прочих расходов, связанных с производством и реализацией, организации учитывают, в том числе, и расходы на услуги связи -- Интернет (подп. 25 п. 1 ст. 264 НК).

Соответственно, индивидуальные предприниматели так же могут учесть расходы на Интернет, как профессиональные налоговые вычеты -- при расчете НДФЛ. Но помните, что при этом необходимо все же выполнить два условия -- эти расходы должны быть документально подтверждены и осуществлены по деятельности, направленной на извлечение дохода.

Помимо всего прочего, стоит знать, что затраты на подключение к Интернету можно учесть в качестве расходов на услуги связи только в том случае, если фирма подключается к уже существующей сети. В случае же если организация оплачивает прокладку новой линии связи (например, оптико-волоконного кабеля), то ее придется принять к учету как основное средство, так как в большинстве случаев линии связи соответствуют условиям, указанным в пунктах 4 и 5 ПБУ 6/01 и статье 256 НК.

ИНТЕРНЕТ-СТРАНИЦА КАК НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ

Не секрет, что сейчас интернет-сайт или страница стали визитной карточкой компании. Организации размещают на них информацию о своих товарах или услугах, адреса, контактную информацию для клиентов. А клиенты в свою очередь имеют возможность получить первое представление о компании, ознакомиться с ценами на продукцию и т. д. И процесс создания и ввода такого сайта/страницы в эксплуатацию состоит из нескольких этапов:

1. Разработка сайта.

2. Регистрация доменного имени.

3. Оплата услуг размещения сайта в Интернете.

Сайт в переводе на бухгалтерский язык означает нематериальный актив (далее НА) компании. И на сегодняшний момент мало просто создать страницу в Интернете, необходимо еще ее правильно отразить в бухгалтерском учете фирмы, списать расходы. Более того, нужно еще доказать налоговому инспектору, что такие затраты имеют право уменьшить базу по налогу на прибыль.

В пункте 3 статьи 257 кодекса указано, что НА является интеллектуальной собственностью или результатом интеллектуальной деятельности. Также это может быть исключительное право на такой объект. И такое имущество обязательно должно участвовать в производстве продукции или служить для управленческих нужд организации. Помимо всего прочего срок полезного использования у него должен быть не менее 12 месяцев. И одним из основных критериев, на основании которых бухгалтер принимает решение, относить какой-либо объект к НА или нет, будет его способность приносить экономическую выгоду.

На самом же деле обосновывать такую выгоду должны экономисты и управленцы, но если в маленькой фирме, кроме бухгалтера, заниматься такими вопросами некому, то уж счетоводу придется заняться и этим. Здесь главное -- доказать косвенную связь НА в виде сайта на процесс получения прибыли и развития компании. То есть, если на интернет-странице есть информация рекламного характера, ни у кого не вызовет сомнения ее влияние, например, на дальнейшее продвижение услуг фирмы на рынке.

Документами, подтверждающими факт существования НА и обладания исключительными правами на него, могут служить договор со сторонней организацией, которая выполнила работы по созданию сайта, патенты, охранные свидетельства и т. п. Кроме того, необходимо подтвердить оплату этих услуг (платежные поручения и др.).

Одним из определяющих моментов, каким образом у фирмы появилась страничка в Интернете, станут два варианта: ее создали своими силами или обращались к услугам другой компании. При первом варианте стоимость актива будет состоять из суммы фактических расходов на его создание, и бухгалтер должен включить в нее затраты на оплату труда, патентов и пошлин. Кроме того, сайт нуждается в специальной поддержке, а также и модернизации. Для этого во многих фирмах в штате держат программиста, занимающегося созданием и обновлением интернет-страницы.

При ситуации, когда разработкой сайта занимается штатный сотрудник и это входит в его обязанности по трудовому договору, исключительные права принадлежат работодателю, что применяют "по умолчанию", то есть если в трудовом договоре не предусмотрено иное (ст. 12 закона от 23 сентября 1992 г. № 3523- 1). В случае же если сотрудник не владеет правами, он должен получать вознаграждение, что должно быть прописано в контракте (договоре) между работником и работодателем.

При другом варианте, когда фирма заказывает web-сайт специальной студии, первоначальная стоимость формируется из расходов на его покупку и доведение до состояния, пригодного к использованию (за исключением НДС и акцизов). Требования к расходам определены в статье 252 НК. Они должны быть документально подтверждены и опять же экономически оправданны.

ДЛЯ СВЕДЕНИЯ

Web-страница -- это одна страница (в одном окне). Web-сайт -- это много страниц, с определенной структурой, разными разделами, гиперссылками, другими особенностями (форум, гостевая страница, рассылки, галереи). Страница может быть частью сайта. А сайт, в свою очередь, может состоять из одной страницы.

Подготовила Анастасия Грузных.

Использованные источники: "Расчет", "Московский бухгалтер", "Учет. Налоги. Право".

17.11.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные