Сегодня: 24.07.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 июля 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

4


ПИТИЕ БЕЗ ЦЕРЕМОНИЙ

Обзор российского рынка чая

В период март-апрель 2005 г. по март-апрель 2006 г. специалистами MEMRB Retail Tracking Services" проводилось исследование российского рынка чая в 23 городах РФ. В течение рассматриваемого периода месячный объем продаж чая увеличился на 16%.

В марте-апреле 2006 г. по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. месячный объем продаж чая увеличился на 31% в стоимостном выражении, а суммарная стоимость продукции, проданной за этот период, составила 13,5 млрд. рублей. Увеличение темпов роста стоимостных показателей свидетельствует об удорожании этой продукции.

Данные проведенных исследований демонстрируют достаточно стабильную динамику роста категории чая в рамках рассматриваемого периода. Исключение составляет период с сентября по октябрь 2005 г., когда за значительным ростом объема продаж последовало его сокращение.

Одним из факторов снижения продаж является традиционный сезонный спад -- по мнению ряда специалистов, "мертвый" сезон на рынке чая наступает в середине августа и продолжается в сентябре. Сезонный спад продаж компенсируется значительным ростом в предыдущем периоде. Следует отметить, что сезонные колебания в основном коснулись сегментов черного и зеленого сортов чая, и это сказалось на общей динамике развития категории в сентябре-октябре 2005 г. Продажи менее подверженных сезонным колебаниям ароматизированного и травяного чая демонстрировали стабильную тенденцию к росту.

Что касается таких категорий, как чай без кофеина, а также белый и красный чай, то их присутствие на российском рынке незначительно. Динамика объема продаж в этих категориях вряд ли говорит о сформировавшихся тенденциях и не оказывает воздействия на общую ситуацию на рынке.

Резкое падение объемов продаж или отсутствие данных за определенные месяцы в рамках рассматриваемого периода говорит о нестабильности поставок и о неясных перспективах дальнейшего развития этих категорий. Кроме того, чай без кофеина, белый и красный чай, которые также отличаются более высокой ценой по сравнению с другими видами чая, представлены не во всех каналах сбыта продукции.

Так, например, в исследованиях нет данных о продаже чая без кофеина в киосках, а белый чай продается только в магазинах самообслуживания. В то же время наличие и рост предложения данных видов чая говорит о существовании определенного интереса к ним со стороны потребителей. В настоящее время еще сложно сказать, какое место эти категории займут на российском рынке. Но при насыщенности рынка традиционными видами продукции, а также в условиях роста доходов населения и при более высокой цене рассматриваемых сегментов развитие данного направления представляется достаточно привлекательным для поставщиков чайной продукции.

По структуре продаж различных видов чая в рассматриваемых городах наблюдается сходная ситуация, которая характеризуется абсолютным преобладанием традиционного черного чая.

Черный чай является наиболее привычным продуктом данной категории для отечественного потребителя -- в настоящее время в натуральном выражении ему принадлежит около 90% чайного рынка городов, охваченных исследованием (исследование проводилось в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, Красноярске, Новосибирске и других городах).

Достаточно стабильную, хотя пока и сравнительно скромную нишу на рынке заняли зеленый и ароматизированный чай -- в марте-апреле 2006 г. на их долю приходилось около 15% объема продаж в исследуемых городах. Еще более скромное место на рынке принадлежит травяному чаю, доля которого в общем объеме продаж категории в марте-апреле 2006 г. составляла 1%.

Несмотря на то что динамика роста продаж зеленого, ароматизированного и травяного чай значительно опережала динамику роста продаж черного чая, заметного перераспределения долей различных сегментов в исследуемый период не наблюдалось. Это объясняется пока еще незначительным объемом продаж зеленого, ароматизированного и травяного чая в абсолютном измерении.

Традиционно большей популярностью пользуется листовой чай, что объясняется как привычкой потребителей, так и его относительно более низкой ценой. Стоит отметить, что потребители в основном считают листовой чай более качественным, по сравнению с пакетированным.

В период с мая-июня 2005 г. по март-апрель 2006 г. доля продаж листового чая в весовом измерении составила около 70%, тогда как на пакетированный приходилось около 30% общего объема продаж. При этом в связи с более высокой ценой пакетированного чая объем продаж данной категории в стоимостном выражении превысил объем продаж листовой продукции.

На протяжении всего исследуемого периода чай в пакетиках постепенно отвоевывает все большую нишу на российском рынке. В начале данного периода объем продаж листового чая в весовом измерении превышал продажи пакетированной продукции в 2,5 раза, в середине -- в 2 раза, а к концу -- в 1,8 раза.

В условиях роста доходов населения, а также под влиянием соответствующей рекламы и постепенного изменения поведения потребителей, стремящихся к удобству и все более привыкающих к пакетированной продукции, данная тенденция, вероятнее всего, будет сохраняться и в дальнейшем.

Что касается различных видов упаковки, то в рамках рассматриваемого периода наибольший объем продаж в весовом измерении приходился на листовой чай в 100- граммовых пачках -- его доля составляет почти 40% рынка в натуральном выражении. Второе и третье места занимает продукция в 50- и 250-граммовой расфасовке. При этом в ценовом выражении рыночные доли чая в 100- и 50- граммовых упаковках отличаются незначительно, что объясняется более высокой средней ценой 50-граммовой пачки.

В соответствии с данными аудита розничной торговли за май-июнь 2005 г. -- март-апрель 2006 г. по-прежнему наиболее емким остается московский рынок. В столице реализуется почти треть продукции рассматриваемой категории -- в стоимостном выражении ее доля составляет около 40% от общего объема продаж чая в России, что делает данный рынок наиболее доходным для продавцов. В крупнейших городах европейской части России продается 45,5% чая, а в 6 городах Сибири -- 14,5% данной продукции в ценовом измерении.

Петербургский рынок, традиционно являющийся одним из наиболее динамично развивающихся сегментов отечественного чайного рынка, лидирует по относительному объему продаж пакетированной продукции. На рынке Санкт- Петербурга доля пакетированного чая составляет 43% в натуральном выражении, тогда как в Москве -- только 35%. В регионах, имеющих более традиционную рыночную структуру, доля пакетированного чая составляет около 30%.

Что касается цен на чай, то в Москве они значительно выше, чем в других городах и регионах РФ. Так, за наиболее популярную 100-граммовую пачку чая в столице в среднем придется заплатить около 33 рублей, в Санкт- Петербурге -- около 26 рублей, а в 15 крупнейших городах России -- около 23 рублей.

Разница в средних ценах за упаковку у разных производителей может составлять до 10 раз. На основании данных о средней цене за пачку чая можно отметить, что 2 из наиболее крупных производителей работают в основном в нижнем ценовом сегменте, а 2 -- в среднем. При этом суммарная доля чая наиболее дорогих марок -- со средней стоимостью упаковки более 50 рублей -- в общем весовом объеме продаж не превышает 1%. Более 80% такого чая реализуется через магазины самообслуживания.

Наибольший объем продаж чая в натуральном выражении -- 30% -- приходится на магазины самообслуживания -- супермаркеты и минимаркеты. Кроме того, магазины самообслуживания -- это пока единственный канал, в котором объем продаж пакетированного чая превышает продажи листового.

Около 30% продаж чая принадлежит традиционному каналу, включающему в себя обычные продуктовые магазины и крупные продуктовые магазины с торговлей через прилавок -- гастрономы и универсамы, отличающиеся большими размерами торговых площадей.

Далеко не последнее место в распределении каналов продаж чая принадлежит открытым розничным рынкам, на которых в мае-июне 2005 г. -- марте-апреле 2006 г. было реализовано более 20% данной продукции. Такие форматы торговли, как павильоны, киоски и специализированные магазины, занимают достаточно стабильную, но незначительную в долевом отношении нишу на рынке рассматриваемой категории.

В заключение отметим, что сегодняшний российский рынок чая отличается сложностью и многообразием. В целом за рассматриваемый период на рынке наблюдался достаточно стабильный положительный прирост, что говорит о неплохих перспективах дальнейшего развития данной категории.

По материалам компании MEMRB Retail Tracking Services и RUSSIAN FOOD & DRINKS MARKET

24.11.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные