Сегодня: 19.06.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 19 июня 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


Будь проще!

О плюсах и минусах "упрощёнки"

Сегодня мы поговорим о такой системе налогообложения на предприятии, как упрощенная. У этого спецрежима есть как свои достоинства, так и недостатки. К первым относятся:

1. значительная экономия на налогах, так как предприятие платит только один налог (единый) вместо нескольких (НДС, налог на прибыль, на имущество организаций, ЕСН);

2. заполнение и сдача в налоговую инспекцию только одной декларации по единому налогу;

3. право не вести бухучет (за исключением основных средств и нематериальных активов).

Что касается минусов применения "упрощенки", то их на самом деле получается намного больше:

1. Вероятность утраты права работать на "упрощенке", причем предприятие должно будет доплатить налог на прибыль и пени; 2. Отсутствие необходимости платить НДС может привести к потере покупателей, являющихся плательщиками этого налога;

3. При переходе с "упрощенки" необходимо будет досдать налоговую и бухгалтерскую отчетность;

4. Необходимость восстанавливать данные бухучета за весь "упрощенный" период при потере права применять соответствующий налоговый режим;

5. Перечень затрат, которые учитывают при расчете единого налога, является закрытым. Поэтому "упрощенные" фирмы (при объекте налогообложения "доходы минус расходы") не смогут отразить многие затраты, такие как представительские расходы, потери от брака, издержки на услуги банка и др;

6. Восстановление НДС по оприходованным, но не списанным ценностям перед переходом на "упрощенку";

7. Отсутствие права у предприятия открывать филиалы и представительства, торговать некоторыми видами товаров и заниматься отдельными видами деятельности (к примеру банковской или страховой).

Одним из главных плюсов спецрежима, который и привлекает многих бизнесменов, -- это экономия фирмы-"упрощенца" на налогах. Именно на этой системе у фирмы остается больше собственных средств, но все же не всегда.

Основная проблема "упрощенных" фирм связана с НДС, так как любому поставщику, который платит этот налог, выгодней купить товар также у плательщика соответствующего налога, так как при предъявлении поставщиком товара документа с указанием налога на добавленную стоимость, он сможет принять его к вычету. А при покупке ценностей у "упрощенной" компании этого не произойдет. Потому, дабы не потерять конкурентоспособность, "упрощенцу" приходится снижать стоимость товаров на сумму этого налога, ведь в таком случае покупателю будет все равно -- приобретать товар у обычной или "упрощенной" фирмы. Но уже такая торговля станет невыгодной самому продавцу.

На самом деле и получается, что для того чтобы принять правильное решение, переходить фирме на спецрежим или нет, необходимо проанализировать множество факторов, касающихся конкретной компании. А выгодна "упрощенка" станет только небольшим фирмам, работающим с покупателями, которым не суть важно, указан ли в стоимости покупки НДС или нет (например при розничной торговле). И практика показывает, что многие компании уходят от спецрежима именно потому, что крупные заказчики -- плательщики НДС -- не хотят с ними работать.

ПОТЕРЯ ПРАВА НА СПЕЦРЕЖИМ

"Упрощенцы" обязаны соблюдать некоторые ограничения, превысив которые они должны вернуться на обычный налоговый режим.

Причины, по которым организации вынуждены забыть об "упрощенном" режиме, перечислены в пункте 4 статьи 346.13 НК. И к таким условиям в первую очередь относится превышение суммы доходов над нормативом. Помимо этого, фирма обязана перейти с УСН на общий налоговый режим, если будут нарушены требования, установленные в пунктах 3 и 4 статьи 346.12 НК. Это касается случаев, когда, к примеру, численность сотрудников превысит 100 человек или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов станет больше 100 миллионов рублей.

Что касается лимита доходов, ограничивающий право на применение УСН, то он составляет 20 миллионов рублей. Хотя эта величина подлежит индексации. Согласно приказу Минэкономразвития от 3 ноября 2005 г. № 284, коэффициент- дефлятор на 2006 год равен 1,132. В документе сказано, что коэффициент используется для индексации величины доходов, ограничивающей право перехода и (или) применения УСН, из чего можно сделать вывод о переходе на общий режим налогообложения "упрощенцев" при превышении их доходов суммы 22 640 000 рублей. Но не все с таким утверждением согласны, например, работники Минфина России в письме от 28 декабря 2005 г. № 03-11-02/85 сообщили, что в 2006 году нельзя индексировать величину предельного дохода на указанный коэффициент-дефлятор, применить его можно только в 2007 году.

Также в случае, если фирма одновременно применяет УСН и ЕНВД, для определения предельной величины доходов учитывают только доходы, полученные от "упрощенной" деятельности, о чем говорится в письмах Минфина России от 18 июля 2006 г. № 03-11-04/2/143 и от 5 сентября 2006 г. № 03-11- 04/2/184.

НЕСКОЛЬКО ВАЖНЫХ ПРАВИЛ

Правила порядка исчисления налога на прибыль после перехода с УСН на общий режим предусмотрены для тех фирм, которые будут определять облагаемую налогом прибыль по методу начисления. Именно они после перехода должны будут учесть в доходах суммы, поступившие от покупателей за товар, отгруженный в период применения "упрощенки". Такое же правило действует и для расходов. То есть, расплачиваясь за товар, полученный еще при УСН, организация уменьшает налог на прибыль. Как сказано в пункте 2 статьи 346.25 НК, указанные доходы и расходы признаются на дату перехода с УСН на обычный режим.

Для фирм, которые переходят с УСН на кассовый метод исчисления налога на прибыль, указаний в Налоговом кодексе нет. Поскольку правила определения доходов и расходов в данном случае схожи.

Что же касается порядка платить авансовые платежи по налогу на прибыль для фирмы, перешедшей на обычный налоговый режим, то здесь нам пункт 4 статьи 346.13 НК предписывает исчислять таким предприятиям после перехода и уплачивать налоги как вновь созданные организации. Правила уплаты таких платежей изложены в статье 287 НК. Из пункта 5 той же статьи следует, что вновь созданные организации могут платить авансовые платежи поквартально при соблюдении условия: выручка от реализации не должна превышать 1 миллион рублей в месяц или 3 миллиона рублей в квартал. Нарушая такой лимит, предприятие обязано будет перечислять ежемесячные авансовые платежи и авансовые платежи по итогам отчетного (налогового) периода.

Отдельно в главе 26.2 НК указан порядок определения остаточной стоимости основных средств -- это в данном случае объекты, которые фирма приобрела до перехода на УСН и не успела списать их стоимость в периоде применения "упрощенки", снова покинув этот спецрежим. Здесь уже необходимы будут сведения об остаточной стоимости таких объектов на дату перехода на УСН, из величины которой необходимо вычесть сумму расходов на приобретение основных средств, списанных по правилам подпункта 3 пункта 3 статьи 346.16 НК, где указан порядок признания расходов в зависимости от срока полезного действия основных средств. Итак, полученная разница и станет остаточной стоимостью объектов для целей расчета налога на прибыль.

Став плательщиком НДС, фирма обязана выставлять счета- фактуры и начислять налог. Так, получив аванс в период применения УСН и отгрузив товар уже после перехода на обычный налоговый режим, предприятие должно выставить счет- фактуру покупателю и заплатить НДС в "общеустановленном порядке". Как сказано в письме ФНС России от 24 ноября 2005 г. № ММ-6-03/988@, эта позиция согласована с Минфином. Внимание! Полученный аванс фирме придется включить в состав "упрощенных" доходов и перечислить с него единый налог.

Также в вышеуказанном письме инспекторы затронули проблему вычета НДС по товарам, работам, услугам, которые фирма не учла в составе расходов в период применения УСН. Контролеры сообщают, что суммы "входного" налога подлежат вычету в порядке, который предусмотрен статьями 171 и 172 НК, где сказано, что организация должна иметь правильно оформленный счет-фактуру, оприходовать товары, работы, услуги и использовать их в деятельности, облагаемой НДС.

Но знайте, что по основным средствам, которые приобрела фирма-"упрощенец", нельзя принять к вычету НДС в части остаточной стоимости этих объектов после возврата на традиционную систему уплаты налогов. Здесь инспекторы, ссылаясь на пункт 1 статьи 172 НК, говорят, что вычеты по приобретенным основным средствам производятся в полном объеме после принятия на учет данного имущества.

Есть еще один момент, который касается вычета НДС по основным средствам. К примеру, фирма приобрела их до перехода на УСН. В момент перехода она восстановила входной НДС. Как сообщают сотрудники финансового ведомства в письме от 26 апреля 2004 г. № 04-03-11/62, после утраты права на УСН и перехода на обычный налоговый режим предприятие может поставить НДС к вычету в части остаточной стоимости на момент перехода. Не забывайте о том, что у вас должны быть счет- фактура, а указанные основные средства будут применяться в деятельности, облагаемой НДС.

Вернувшись на обычный налоговый режим, фирма соответственно становится плательщиком ЕСН, авансовые платежи по которому нужно начислять и перечислять ежемесячно. Если, к примеру, организация в сентябре утратила право на применения УСН, то начислять ЕСН она должна, начиная с июля. Как сказано в пункте 4 статьи 346.13 НК, предприятия освобождаются от пеней и штрафов за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором они перешли на иной режим налогообложения.

Для расчета же налога на имущество необходимо определить среднегодовую стоимость имущества. И если фирма, например, перешла с УСН на общий режим в декабре, то возникает вопрос: на сколько (на 4 или на 13) надо делить сумму остаточной стоимости, полученную при сложении показателей на 1 октября, 1 ноября, 1 декабря 2006 года и 1 января 2007 года. А письмо Минфина России от 16 сентября 2004 г. № 03-06-01-04/32 отвечает на него: нужно применять общий порядок расчета и потому делить на 13.

Организациям, которые считали единый налог с разницы между доходами и расходами, необходимо помнить следующее: при переходе на иной налоговый режим последний отчетный период предприятия, будет признаваться налоговым периодом, по окончании которого нужно посчитать минимальный налог. А его сумма составляет 1% от доходов. Если величина исчисленного единого налога за налоговый период окажется меньше минимального, фирма обязана уплатить в бюджет сумму минимального налога. И сделать это нужно в срок, установленный для перечисления квартальных авансовых платежей, о чем говорится в письме Минфина России от 21 февраля 2005 г. № 22-2-14/224@, где сотрудники финансового ведомства ссылаются на статью 346.18 НК.

Внимание! Фирма, перешедшая с "упрощенки" на обычный налоговый режим, обязана сообщить в налоговую инспекцию в течение 15 дней по истечении квартала, в котором закончилось применение УСН (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Для уведомления предусмотрен специальный бланк -- форма № 26.2-5, утвержденная приказом МНС России от 19 сентября 2002 г. № ВГ-3-22/495.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованные источники: "Практическая бухгалтерия", "Нормативные акты для бухгалтера"

24.11.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные