Сегодня: 13.12.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 13 декабря 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


УТЛЫЕ ЧЕЛНОКИ

бороздят просторы районных рынков

Одна из самых распространенных и популярных профессий 90-х годов может скоро уйти в небытие. «Челноки», доставляющие из-за рубежа товар мелкими партиями и одевающие полстраны на вещевых рынках, скорее всего, скоро навсегда исчезнут. Их заменят карго-фирмы и наконец вышедшее из застоя швейное производство.

Раньше у «челнока», то есть гражданина, в частном порядке занимающегося ввозом товара из-за границы, было две задачи -- купить и привезти товар. А теперь возникла третья -- умудриться продать его при нынешнем рыночном изобилии и конкурентной борьбе. Как только нога потребителя ступает на вещевой рынок, тут же вокруг него начинается ожесточенная конкурентная борьба. Тому пример -- наша иркутская «Шанхайка», где можно запросто потеряться в бесконечных торговых рядах.

Кстати, для приезжих торгашей из некоторых городов нашей области «Шанхайка» давно стала оптовой базой. Ни в какую Турцию, Китай или Польшу они уже лет пять не ездят. При нынешних таможенных ограничениях такие поездки не только не принесут прибыли, но и могут оказаться убыточными. Второму поколению челноков достаточно до областного центра добраться. Для таких коммерсантов даже «коммерческие» рейсы организовали.

Вот, к примеру, есть такой рейс из Усть-Илимска. Довольно дорогой. Автобус оборудован телевизорами и прочими удобствами. Два раза в неделю он прибывает в Иркутск прямо к началу работы китайского рынка. В течение дня коммерсанты производят мелко-оптовые закупки, а в 16.00 набитый тюками автобус трогается в обратный путь. Таким образом всего за сутки усть-илимские челноки могут побывать в виртуальном Китае и вернуться домой с вполне реальным товаром.

Довелось мне совершить поездку на этом рейсе. В автобусе ехали в основном женщины-коммерсантки (у нынешнего челночного бизнеса «женское лицо»). Мою соседку звали Светланой. Дорога у нас была длинная, и после ста граммов, что довольно часто практикуется в таких поездках, русская душа (пусть и коммерческая) поведала мне о женской доле на свободном рынке.

-- Я челночным бизнесом четыре года занимаюсь, -- рассказывала Светлана. -- Раньше работала учителем физкультуры.

Вообще, среди челноков теперь довольно много бывших бюджетников. Оно и понятно -- зарплата у учителей маленькая, вовремя не выплачивается, и никакого уважения со стороны учеников. В общем ни морального, ни финансового удовлетворения от своей работы они не получают. Сменить профессию жителям районных центров тоже непросто. В Усть-Илимске нет иного производства кроме лесопромышленного комплекса. Текучки кадров на предприятии нет, работники держатся за свои места. Большинству горожан не остается ничего иного, как податься в челноки.

-- Раньше дела хорошо шли, товар быстро уходил, не успевала привозить, -- рассказывает Светлана. -- Но с каждым годом все больше и больше конкурентов появляется. Теперь в Усть-Илимске в кого пальцем не ткни, все коммерцией занимаются, ларьки стоят через каждые пять метров. Вот только прибыль у них нулевая. Выручка появляется только тогда, когда на ЛПК зарплату выдают. Но это, к сожалению, бывает только раз в месяц.

Ситуация получается парадоксальная. Весь город занимается коммерцией. А «потребителем» всех предоставляемых услуг и товаров являются лесопромышленники -- единственная платежеспособная категория населения.

-- Раньше со сбытом товара не было проблем, а теперь мне надо просчитать: что будут покупать, что будет модно, в каком количестве привезти, какую цену поставить, чтобы товар не залеживался. В общем при нынешней ситуации только на хлеб с маслом и хватает. И то слава богу! Другой альтернативы все равно нет, -- подводит итог своим проблемам Светлана.

Усть-Илимский пример -- отнюдь не единственный. Аналогичная ситуация сложилась во многих городах области и России. Оказывается, многотысячная армия челноков работает с нулевой рентабельностью. Люди только окупают затраты на дорогу и свою небольшую зарплату.

Кроме этого, в последнее время они стали предметом нападок со стороны российских швейных фабрик, с которыми конкурируют на рынке ширпотреба. Швейное производство стало выходить из затяжного застоя. И тут обнаружилось, что потребитель предпочитает покупать более дешевые вещи «made in ...». В некоторых регионах власти пошли навстречу «швейкам» и ужесточили контроль за деятельностью челноков.

Надо признать, что челноки, в большинстве своем, никогда и не стремились стать крупными бизнесменами. Они, если получалось, избегали юридического оформления своей деятельности. Статистика, анализируя деятельность челноков, констатирует, что в своих вояжах они приобретали опыт, но большинство из них, пройдя стадию накопления капитала, так и не рискнули открыть собственное дело.

Свято место пусто не бывает. На замену челнокам пришли коммерческие «карго-фирмы», которые растаможивают товары, пользуясь льготами для «челноков». Таким образом «челночный бизнес» превратился в прикрытие «серого импорта», который в некоторых отраслях, например, меховой, достигает уже 90%.

Вот так и живут сегодняшние челноки. В среде бизнесменов их любят окутывать неким романтическим ореолом, что неудивительно -- многие сегодняшние магнаты начинали с полосатым баулом за плечом. Жаль, если челночный бизнес совсем отомрет.

Елена ПОДКОРЫТОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные