Сегодня: 24.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

1


РЫБА. НЕ МЯСО

Когда каждый день -- рыбный

По вкусовым предпочтениям всех людей, кроме закоренелых вегетарианцев, можно разделить на три группы: любителей мяса, рыбы или птицы. Часто даже сам человек не может определить, к какой категории себя отнести. Рыба становится объектом предпочтения все чаще -- это связано как со стремлением к здоровому образу жизни, так и с довольно агрессивной рекламной атакой производителей товаров из рыбы, а также с тем, что ассортиментная линейка этой продукции в последнее время сильно расширилась, и у людей появилось больше возможностей для выбора.

Рыбная продукция, доступная для всех, -- это консервы и пресервы. Основные изменения, коснувшиеся ассортиментной линейки консервов за последние годы -- это появление консервированных деликатесов -- каракатицы, угря, осьминога, которые вполне могут стать продуктами для праздничного стола, придя на замену традиционной темной баночке шпрот. Но, пожалуй, самым крупной переменой в ассортименте рыбной продукции можно считать появление на полках группы пресервов.

БЕЗ ТЕОРИИ НЕТ ПРАКТИКИ

Если что такое консервы известно всем, а многие хозяйки и сами промышляют домашним консервированием и знакомы даже с технологией их приготовления на практике, то слово "пресервы" остается неизвестным почти для двух третей потребителей. Разберемся сначала в терминологии. Оба термина происходят от латинских слов со сходным значением -- praeservo -- предохраняю и conservo -- сохраняю. При изготовлении консервов пищевые продукты животного или растительного происхождения сначала разделываются, а потом подвергаются стерилизации -- термической обработке, которая позволяет удалить или удерживать в подавленном состоянии микрофлору, из-за чего консервы не привередливы к условиям и срокам хранения. Пресервы -- это нестерилизуемые консервы, а подавление микрофлоры происходит только с помощью поваренной соли и антисептических веществ, которыми являются бензойнокислый натрий или сорбат калия. Пресервирование позволяет сохранить больше вкусовых свойств продукта, однако проигрывает консервам из-за небольшого срока годности (не более 6 месяцев) и повышенных требований к условиям хранения.

Несмотря на схожесть представляемой продукции, рынки рыбных консервов и пресервов имеют одно серьезное отличие, которое, правда, в последнее время сглаживается. В группе рыбных консервов нет брендов, хотя очевидно желание некоторых производителей их создать. Для покупателей же наиболее важным является соотношение цена-качество. В отличие от консервов, в группе пресервов есть и известные бренды, и бренды-лидеры. Абсолютным лидером является бренд "Матиас", и не только потому, что первым заявил о себе в этой группе: вкусовые и потребительские качества этого продукта безуспешно пытались скопировать многие производители. С достаточно большим отрывом от лидера продаются все остальные пресервы, наиболее известные из которых -- "Раптика" и "Русское Море".

ОТКУДА К НАМ ПЛЫВУТ РЫБНЫЕ КОСЯКИ?

Самый популярный бренд -- "Матиас" -- выпускается совместным беларусско-немецким предприятием "Санта-Брэмор", которое, по некоторым данным, контролирует сейчас около четверти российского рынка рыбных пресервов. Что позволило этой интенсивно развивающейся компании стать лидером на рынке? В 1993 году в Бресте возникло малое предприятие "Нила", которое занималось импортом из Европы мороженой рыбы, но причиной того, что это предприятие смогло превратиться в "Санта Импэкс Брест" -- лидера рынка рыбных пресервов на территории бывшего СССР, стало обращение к производству селедочной продукции. В итоге первопроходец стал главным в отрасли.

На данный момент "Санта-Брэмор" представляет две марки пресервов: упоминавшийся "Матиас" и "Морячок", приготовленный по более простой рецептуре, чем его популярнейший коллега. Одним из самых удачных проектов в ассортиментной линейке "Санта-Брэмор" стала икра мойвы, считающаяся очень полезной для здоровья у японцев, и не имеющая аналогов на российском рынке. Премиальный сегмент продукции компании составляют продающиеся в стеклянной банке twist-off рольмопсы -- филе сельди, свернутое в виде рулетов с морской капустой и маринованным огурцом; ролады -- рулеты из филе маринованной сельди в растительном масле с добавлением сыра "Моццарелла", чернослива, кураги и вишни; кусочки филе норвежской сельди.

"Русское море" -- второй по объему продаж бренд на рынке рыбных пресервов, знаменит своими марками "Селедочка Столичная" (в масле, с укропом, с пряностями, в винном соусе, в майонезе, в томатном и горчичном соусе), "Бочковая сельдь" (слабосоленая и пряного посола) и "Рыбная мозаика" (в горчице, в масле со специями, в оливковом масле с лимоном). Прочные позиции удерживает бренд "Раптика", отличающийся от конкурентов не только собственной оригинальной рецептурой, но и упаковкой -- филе сельди лежит в жестяных консервных банках с ключом объемом 125 г. Самый популярный вкус, предлагаемый "Раптикой" -- "Сельдь по-исландски в винном соусе". Другие представляемые виды продукции -- это сельдь в соусе "Викинг" (на основе масла, томатов и вина), в горчичном соусе "Дижон", в ароматизированном восточными пряностями масле и в соусе из белого вина и в пряной заливке.

Банкой в 125 г "Раптика" представляет самые маленькие пресервы на нашем рынке. ?Селедочка Столичная? выпускается в вакуумных упаковках по 130 и 250 г, стандартная упаковка "Матиаса" и "Морячка" -- тоже 250 г. Однако в последнее время с ростом популярности рыбных пресервов и развитием магазинов формата Cash&Carry производители начали представлять в своей линейке более крупные упаковки, -- если "Матиас" начал выпускать продукцию массой 800 г, то "Русское море" предлагает групповую упаковку двух позиций пресервов "Бочковая сельдь" по 250 г и трех по 130 г "Селедочка Столичная". Другой вид упаковки -- пластиковые прозрачные банки. Премиальная продукция выпускается в стеклянных банках. В "стекле" в частности представлена продукция иностранных производителей -- сельдь Abba и Alax.

Пресервы из сельди остаются излюбленным видом пресервированной продукции у россиян -- этот тип товаров занимает больше половины объема рынка. На втором месте по популярности стоят пресервы из красной рыбы, затем -- пресервы из скумбрии, кильки, мойвы, сайры и совсем небольшую часть составляют пресервы из молок и икры.

В ряду рыбных консервов наибольшим спросом пользуются такие традиционные виды, как горбуша (лосось) в собственном соку, сайра и сардина (натуральные или с добавлением масла), шпроты, печень трески. Доля продаж этих видов в группе рыбных консервов составляет от 60% до 80%. Из импортных консервов на российском рынке представлены тунец и макрель, но их доля в продажах невелика.

НЕИЗВЕСТНЫЕ ГЕРОИ

Большинство производителей в группе рыбных консервов остается неизвестным простому потребителю, что связано с "небрендированностью" этого сегмента рынка. Привычные российскому потребителю красные баночки "Горбуша" изготовляются как на крупных рыбоперерабатывающих комбинатах, так и в небольших цехах предпринимателей без образования юридического лица. Продвижение такой практически безымянной продукции на рынке маловероятно, и в некоторых магазинах представлена продукция разных производителей, различить которую по упаковке невозможно.

Однако эта ситуация начинает постепенно меняться. Заметно это как в сфере дешевых консервов, -- здесь заметным игроком является компания "Беринг", так и особенно сильно -- в премиальных сериях. Например, собственный бренд "Капитан вкусов" продвигает подмосковный консервный завод "Дальпромрыба", предлагающий более 40 видов консервов из рыбы и морепродуктов (от горбуши до мидий). Собственные консервы из кальмара, осьминога, каракатицы, тунца, копченых ракушек, мидий, угря представляет оптовое объединение Uniservis, которое действует на рынке с 1990 года, а с 1999 -- выпускает собственную продукцию. Из иностранных производителей крупнейшим игроком на рынке консервов выступает Heinz, -- изготовитель различных видов продукции из тунца.

Готовые консервы также могут перевозиться всеми видами транспорта при соблюдении некоторых условий: идеальная температура для транспортировки консервов -- от 0 до +15 градусов, а пресервы должны перевозиться в рефрижераторах с установленной температурой от 0 до +8 градусов. Идеальной температурой для хранения на складе рыбных консервов считается температура от +1 до +5, однако большинство консервов спокойно переносят разницу температур, доходящую до +20 градусов. Самыми непривередливыми считаются консервы в масле, рыбная консервация в собственном соку должна храниться при температуре до +10 градусов, в томатном соусе и другими кислыми заливками -- до +5 градусов. Более требовательные пресервы хранятся при температуре от 0 до -8 градусов. Относительная влажность воздуха на складе должна составлять 75%.

ПОДВОДНЫЕ КАМНИ

При несоблюдении требований транспортировки и хранения, рыбные консервы могут потерять свои потребительские свойства. Основная "болезнь" консервов в жестяных банках -- это мраморизация, или сульфидная коррозия, при которой на стенках банки образуется синевато-коричневая пленка. Безвредная для здоровья, она заметно уменьшает желание попробовать рыбу из банки. Образуется мраморизация из-за взаимодействия олова и жести с сернистыми компонентами белковых продуктов. Для предотвращения появления подобной пленки консервные банки изготовляют из лакированного металла, однако полной гарантии ее отсутствия в будущем нет. Другой вид повреждений консервной банки -- это бомбаж, или вздутие крышек и донышек. Бомбаж может быть биологическим (вследствие газообразования из-за жизнедеятельности микроорганизмов при недостаточной стерилизации) и химическим (при взаимодействии кислот продукта с металлом в нелакированных банках).

Еще одна проблема, с которой могут столкнуться продавцы, -- это "старение" консервов, которое для разных видов рыбы чревато различными последствиями: нарушается целостность тушек, превращая, например, шпроты и сардины в однородную паштетообразную массу, а растительное масло полимеризируется и приобретает неприятный горький вкус.

Избежать "старения" консервов можно только при реализации продукции в нужный срок. Спрос на рыбные консервы и пресервы -- сезонный, он резко возрастает во время праздников, а также в период с сентября по апрель.

В связи с тем, что рыбные консервы и пресервы требуют различных условий хранения, выкладка этих видов продукции в одном месте торгового зала невозможна. Непривередливые консервы, легко выдерживающие комфортную температуру чуть ниже комнатной, которая устанавливается в торговом зале магазина, часто соседствуют со столь же непривередливыми мясными консервами, различными видами соусов, паштетами и консервированными овощами. Вторая частая позиция для рыбных консервов, -- это полки над холодильными ваннами, где выкладываются продукты глубокой заморозки, -- овощные смеси, куриные и рыбные полуфабрикаты, вареники и пельмени, блинчики быстрого приготовления. Недорогие и привычные с детства рыбные консервы являются товаром повышенного спроса в магазинах-дискаунтерах, поэтому для расширения выкладки наиболее популярные сорта выкладываются в большие корзины.

У консервов более "мягкие" условия хранения (по некоторым продуктам до +20 градусов) и длительные сроки реализации (до нескольких лет), поэтому, как правило, они выкладываются на обычные полки магазинов. Пресервы же имеют более короткий срок реализации и требуют специальных условий (как правило, 2-6 градусов), а, следовательно, и специального оборудования для хранения и выкладки, поддерживающего необходимый режим. Для продвижения своих марок некоторые производители предлагают свое брендированное холодильное оборудование.

Использование брендированного оборудования повышает продажи товара. Другим способом продвижения товара на рынке могут стать промо-акции, из которых для рыбной продукции наиболее предпочтительной является дегустация. Производители заявляют, что отечественный потребитель при правильно ведущейся политике готов принимать практически любые новинки.

Основная тенденция на рынке рыбных консервов и пресервов -- это увеличение количества производителей и расширение ассортиментных линеек. Это связано с тем, что повысилось благосостояние населения, и люди теперь могут позволить себе делать выбор между разными видами продукции, кроме того, выросла и требовательность к качеству продуктов. Однако не все регионы готовы принимать дорогостоящую продукцию, т.к. не все области могут позволить себе дорогие консервы.

Ксения ВОРОНИНА, DEBUST-БЮРО

07.12.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные