Сегодня: 18.06.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 18 июня 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ДВОЙНАЯ ЗАПИСЬ

Или о том, как поменять план счетов

Понятие плана счетов близко и знакомо каждому бухгалтеру. Мы пользуемся определенными кодами для занесения информации в наш учет о той или иной хозяйственной операции. Эти коды утверждены Минфином. Тем не менее, не редко в работе возникают такие ситуации, когда может не оказаться подходящего счета, или нужно составить проводку по счетам, которые между собой не корреспондируются.

НАШЕ ЖЕЛАНИЕ -- ЗАКОН?

Общеизвестно, что все фирмы должны вести бухучет методом двойной записи с использованием плана счетов бухгалтерского учета (Инструкция по его применению, утвержденная приказом Минфина от 31 октября 2000 г. № 94н -- далее Инструкция). В нем предусмотрены синтетические -- обобщающие счета первого уровня. Например, счет 10 "Материалы" имеет свои субсчета -- аналитические счета второго уровня для более детализированного учета:

* 10-1 "Сырье и материалы"

* 10-2 "Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали"

* 10-3 "Топливо"

и так далее.

Однако фирме зачастую требуется ввести дополнительные субсчета, которые не предусмотрены планом счетов. Возможность такую предусматривает Инструкция. Так как субсчета, указанные в плане счетов, не более чем рекомендации Минфина. Предприятия вправе на свое усмотрение исключать их, объединять или вводить новые. Например, можно открыть к счету 60 субсчет "1" или субсчет "Ав". И та, и другая запись у разных бухгалтеров может означать одно и то же -- счет 60 субсчет "Авансы выданные". Выбранную нумерацию субсчетов и расшифровку к ним указывают в приложении к учетной политике -- рабочем плане счетов организации (п. 5 ПБУ 1/98).

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В ПОМОЩЬ

Итак, структура каждого счета построена по возрастанию детализации. Воспользуемся снова счетом 10 для примера. По нему можно открыть аналитический счет третьего уровня 10-1-1 "Ткани". А вот аналитические счета четвертого уровня могут содержать информацию по видам тканей.

Бухгалтерские программы часто позволяют использовать и более подробную аналитику. В ПБУ 1/98 указано, что утверждая рабочий план счетов, фирма должна указать счета и субсчета, необходимые для правильного ведения бухгалтерского учета. Хотя из этой формулировки неясно: нужно ли давать расшифровку только до субсчетов второго уровня или необходимо расшифровать все счета аналитического учета.

Для учетной политики, рабочий план счетов должен быть построен таким образом, чтобы он отражал полноту и достоверность ведения бухгалтерского учета, что указано в пункте 5 ПБУ 1/98. Потому и получается, что если счетов и субсчетов второго порядка достаточно, чтобы описать процесс учета, то более детальную аналитику давать не нужно.

Не редки ситуации, когда фирмы используют далеко не все синтетические счета, что и указывают в рабочем плане счетов для учетной политики. То есть там перечисляются только те счета, обороты по которым ведутся на данный момент или планируется вести. Но в течение года могут возникнуть операции, которые нужно отражать на счетах, не указанных в рабочем плане счетов. Что делать в этом случае? А нужно просто составить дополнения к учетной политике, так как всегда, если у организации появляются новые операции, она может утвердить способ, которым будет их учитывать (п. 16 ПБУ 1/98).

Вспоминая нашу предыдущую статью по теме об учтенной политике, стоит отметить тот факт, что ведь представлять дополнения к учетной политике для целей бухгалтерского учета в налоговую инспекцию необязательно. В законодательстве такого требования нет. Да и более того, в начале года можно не сдавать и саму учетную политику. Ведь эта обязанность также нигде не прописана.

СОГЛАСУЙ С МИНФИНОМ!

Итак, сложилась все таки ситуация, когда нашему счетоводу потребовалось ввести дополнительный счет. Ну ни один из указанных в плане счетов по своему экономическому содержанию не подходил для отражения на нем нужной информации.

А ведь стоит знать, что вводить дополнительные счета по собственному усмотрению фирмы не могут. А почему? Да потому, что в Инструкции четко записано, что для учета специфических операций использовать свободные номера счетов можно только с согласия Минфина. Получается, придется обратиться в министерство за разрешением.

Пишем письмо, где обязательно приводим обоснования своей позиции. А финансисты могут с ней и не согласиться. Например, в соответствии с ПБУ 9/99 и 10/99 фирма должна учитывать обособленно операционные и внереализационные доходы и расходы. Планом счетов для их учета предусмотрен только один счет 91 "Прочие доходы и расходы". Поэтому к нему приходится открывать соответствующие субсчета и вести достаточно большую аналитику. В данном случае Минфин не видит оснований вводить дополнительные счета для учета отдельных видов прочих доходов и расходов, о чем финансисты сообщают в письме от 18 января 2006 г. № 07-05-06/07.

Также отказали чиновники и в отражении на дополнительном счете операции по передаче имущества фирмы в оперативное управление учреждениям здравоохранения и образования. Чиновники предложили фирме для учета этих операций открыть отдельный субсчет к счету 58 "Финансовые вложения" (письмо Минфина от 25 марта 2005 г. № 07-05-06/88).

А ведь есть и такие ситуации, в которых новые счета просто, так сказать, жизненно необходимы. Ну, к примеру, учет нематериальных активов, полученных во временное пользование. В действующем плане счетов подходящего по экономическому содержанию забалансового счета нет. Так как это неарендованные основные средства и не товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение. И к другим забалансовым счетам их никак не причислишь. Так вот пока что чиновники молчат о том, как все же правильно учитывать эти самые НМА.

А ТЕПЕРЬ КТО ПОМОЖЕТ?

Да, в Инструкции по применению плана счетов указаны типовые проводки. Но ведь бывают ситуации, когда по смыслу хозяйственной операции нужно составить проводку по счетам, которые по Инструкции между собой не корреспондируются.

Сейчас фирмы не могут обратиться за разъяснениями к финансистам и получить рекомендованную проводку, так как с июля 2004 года в полномочия Минфина не входит консультирование коммерческих организаций по вопросам бухгалтерского учета (положение о Министерстве финансов, утвержденное постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. № 329). В Регламенте Минфина (утвержденном приказом Минфина от 23 марта 2005 г. № 45н), есть и более четкое ограничение. Так, если законодательством не установлено иное, то финансисты не должны рассматривать обращения по разъяснению законодательства и практики его применения (толкованию норм, терминов и понятий). А также по практике применения нормативно-правовых актов Минфина, по проведению экспертизы договоров, учредительных и других документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций (п. 11.3 Регламента Минфина).

Тем не менее, в некоторых случаях чиновники идут на уступки и выдают рекомендации. Как например это сделал Минфин в письме от 18 мая 2006 г. № 07-05-03/02. Разъяснения касались той ситуации, когда застройщики в случае принятия к учету объектов, законченных строительством и предназначенных для продажи, могут списать расходы с кредита счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" в дебет счетов 43 "Готовая продукция", 90 "Продажи".

Еще финансисты дали рекомендации, какой проводкой учесть налоговые санкции и как списать кредиторскую задолженность по ним. Штрафы нужно отражать на счете 99 "Прибыли и убытки". И потому списание кредиторской задолженности по налоговым санкциям также отражается на счете 99 "Прибыли и убытки" (письмо Минфина от 15 февраля 2006 г. № 07-05-06/31).

Важно знать, что Минфин не рассматривает анонимные сообщения, запросы, которые не поддаются прочтению или содержат оскорбительные выражения. А также дубликатные письма -- второй и последующие тексты одного обращения, направленные в различные органы государственной власти. Письмо не должно повторять текст предыдущего обращения, на которое уже дан ответ. Если поставленные в обращении вопросы не входят в компетенцию Минфина, то директора департаментов направляют его в пятидневный срок по принадлежности и информируют об этом заявителей. Ответить на запрос финансисты должны в течение месяца со дня его поступления. Продлить этот срок может только замминистра (п. 11.2, п. 11.3, п. 11.4 Регламента Минфина, утвержденного приказом Минфина от 23 марта 2005 г. № 45н").

ПОВОД ДЛЯ ШТРАФА?

Да, иногда все же бухгалтера составляют проводки по счетам, которые, согласно инструкции по применению плана счетов, не корреспондируют друг с другом. И если налоговая инспекция во время проверки увидит такую проводку, то может попытаться оштрафовать (ст. 120 НК).

А ведь в Инструкции есть прямое разрешение на самостоятельное конфигурирование проводок: "в случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные Инструкцией".

Однако если фирма в случае специфической операции верно определила объекты учета и соответствующие им счета, то наказывать ее совершенно не за что. Ведь предприятие не нарушило действующей схемы корреспонденции, а просто разработала новую. Так вот если инспекторы все же считают, что операция отражена на счетах бухучета неправильно, то им придется это доказать, для чего им нужно будет предоставить альтернативный вариант учета и обосновать в суде верность своего решения. Думается, что разработать новую методику учета инспекторам, скорее всего, будет достаточно сложно, так как составление методических рекомендаций к плану счетов не входит в их компетенцию.

Интересно будет знать еще и то, что налоговая инспекция может оштрафовать за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета (неправильную проводку) не только фирму, но и лицо, ответственное за ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП). Правда лишь в том случае, если организация занизит налоги не менее чем на 10% или исказит любую строку бухгалтерской отчетности (также не менее чем на 10%). Не только налоговая служба, но и милиция может наткнуться на то или иное нарушение во время проверки законности сделок с ценными бумагами, а также и таможенники -- проверяя сведения, необходимые для контроля налогов, уплаченных на таможне. А возможно и Росфинбюджетнадзор -- контролируя соблюдение валютного законодательства. Или сотрудники государственных внебюджетных фондов -- во время проверки правильности начисления налогов и взносов. Однако составить протокол именно о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета (по ст. 15.11 КоАП) имеет право только налоговая инспекция (подп. 5 п. 2 ст. 28.3 КоАП).

Отдельно обратите внимание на тот факт, что с начала 2006 года налоговая инспекция может без суда взыскать с организации штраф в сумме до пятидесяти тысяч рублей (п. 1 ст. 103.1 НК). Если фирма не согласна, то ей нужно самостоятельно обжаловать решение налоговых работников в суде.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ.

Использованы материалы журнала "Расчет".

22.12.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные