Сегодня: 24.09.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 сентября 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ПОДГОТОВКА К НОВОМУ ГОДУ

Чтоб сошлись и дебет и кредит

Новый 2007 год не за горами, и для бухгалтера сейчас важно произвести все нужные действия для правильного закрытия 2006 года. Т.е. попрощаться со старым годом по всем правилам и быть готовым к переменам в новом! Именно об этом и будет идти речь в нашей статье.

РЕФОРМАЦИЯ БАЛАНСА

Итак, перед подготовкой годовой бухгалтерской отчетности главному работнику бухгалтерии фирмы следует проверить правильность остатков на счетах бухучета, а также провести реформацию баланса.

Проверка остатков по счетам начинается с инвентаризации имущества компании и ее обязательств. Ведь фирмы обязаны проводить такую ревизию перед формированием годовой бухгалтерской отчетности. А что такое инвентаризация? А это сверка данных фактического состояния имущества (обязательств) с бухгалтерскими записями. В результате такого сравнения зачастую возникают расхождения, которые связаны:

-- с выявлением излишков и недостач имущества;

-- с счетными ошибками.

В первом случае расхождения корректируют оприходованием излишков, для чего делают запись по дебету счетов учета материальных ценностей (01 "Основные средства", 04 "Нематериальные активы", 10 "Материалы", 41 "Товары" и др.) и кредиту счета 91-1 "Прочие доходы". А недостачи в пределах норм естественной убыли списывают на расходы, сверх норм -- предъявляют к возмещению материально-ответственному лицу. В случае если виновник не обнаружен, то убыток списывают, соответственно, на финансовые результаты.

Что же касается входного НДС по недостающим ценностям, ранее принятого к вычету, то это должен решить Высший Арбитражный Суд. Решение суда от 23.10.2006 № 10652/06 -- его восстанавливать к уплате в бюджет нет необходимости.

А второй случай, т.е. если расхождение произошло из-за ошибки в учете, в бухгалтерские регистры необходимо будет занести корректирующие записи: недочеты текущего года исправляют в том месяце, когда их обнаружили, а если ошибки отчетного года выявлены после его завершения, но до сдачи отчетности, исправления датируют 31 декабря 2006 года. Исправления делают также в текущем году, если в нем выявлены прошлогодние недочеты, а баланс уже сдан в инспекцию.

Существует два способа исправления ошибок: -- производятся сторно всех неправильных проводок и запись верных (при журнально-ордерной форме учета такую запись вносят красной ручкой, при автоматизированной -- в программу вносят цифры со знаком "минус");

-- добавляют недостающую запись на сумму, отраженную в учете неверно.

В случае если в текущем году до сдачи бухгалтерской отчетности счетовод обнаружит ошибки прошлых лет, то:

-- заниженную сумму дохода (расхода) учитывают как прибыль (убыток) прошлых лет;

-- завышенную сумму дохода (расхода) отражают как убыток (прибыль) прошлых лет.

А в налоговом учете такие доходы или расходы относят к внереализационным.

Итак, остатки на счетах проверены, приступаем к реформации баланса, а это списание прибыли или убытка, полученного фирмой за прошедший финансовый год. Такую операцию проводят обычно 31 декабря, после того как в учете будет отражена последняя хозяйственная операция.

Реформацию проводят в два этапа: -- закрытие счетов, на которых в течение года учитывались доходы, расходы и финансовые результаты деятельности компании: 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы";

-- включение финансового результата, полученного за прошедший год, в состав нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

На счете 90 определяют финансовый результат по обычным видам деятельности определяют, к которому открывают субсчета: 90-1 "Выручка"; 90-2 "Себестоимость продаж"; 90-3 "Налог на добавленную стоимость"; 90-4 "Акцизы"; 90-9 "Прибыль (убыток) от продаж".

А 31 декабря субсчета, открытые к счету 90 "Продажи", закрывают внутренними записями на субсчет 90-9. Для этого делают записи:

Дебет 90-1 Кредит 90-9 -- по окончании года закрыт субсчет 90-1;

Дебет 90-9 Кредит 90-2 (90-3, 90-4...) -- по окончании года закрыт субсчет 90-2 (90-3, 90-4...).

В результате сделанных записей дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 сравняются. В итоге по состоянию на 1 января 2007 года счет 90 в целом и все открытые к нему субсчета сальдо иметь не будут. Также в том же порядке закрываем счет 91. То есть сальдо по субсчетам счета 91 списывают в дебет или кредит счета 91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов".

Известно, что каждый месяц сопоставлением оборотов по счетам 90 и 91 определялся финансовый результат от основной и прочей деятельности. Затем он списывался на счет 99 "Прибыли и убытки". Проводки были следующие: Дебет 90-9 (91-9) Кредит 99 -- отражена прибыль от обычных (прочих) видов деятельности;

Дебет 99 Кредит 90-9 (91-9) -- отражен убыток от обычных (прочих) видов деятельности.

По итогам года на счете 99 образуется кредитовое (прибыль) или дебетовое (убыток) сальдо. Его списывают последней записью отчетного года соответствующим образом: Дебет 99 Кредит 84 -- списана чистая (нераспределенная) прибыль отчетного года;

Дебет 84 Кредит 99 -- отражен чистый (непокрытый) убыток отчетного года.

Наконец, на этом реформация баланса завершена.

Что касается последних нововведениях, то они касаются учета чрезвычайных доходов и расходов в составе прочих. И вы должны знать, что ранее такие доходы (расходы) отражали на счете 99 "Прибыли и убытки". Теперь же их учитывают на счете 91 "Прочие доходы и расходы". Так нужно ли переносить чрезвычайные доходы (расходы), учтенные на счете 99 в этом году, на счет 91? На самом деле совсем необязательно. Так как в любом случае при закрытии счета 91 эти доходы (расходы) в конце года попадут на счет 99.

Если есть желание выполнить все требования бухгалтерского законодательства, то такой перенос можно провести, для чего сделаем такую проводку:

Дебет 99 (91-2) Кредит 91-1 (99) -- чрезвычайные доходы (расходы) отражены в составе прочих.

РЕЗЕРВИРУЕМ ДОЛГИ

Ежегодно для выявления просроченной дебиторской задолженности компании обязаны проводить еще и инвентаризацию своих расчетов. В результате этого может быть выявлена сумма долга покупателей, нереальная для списания. В таком случае предприятие должно создать резерв по сомнительным долгам.

Что касается бухгалтерского учета, то в нем величина резерва не ограничена. Ее определяют отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от платежеспособности контрагента и вероятности погашения задолженности полностью или частично. Образование резерва производится такой записью:

Дебет 91-2 Кредит 63

А списание в течение года просроченного долга, безнадежного к получению, оформляют записью:

Дебет 63 Кредит 60, 62, 76

Неиспользованные суммы резерва до конца отчетного года, следующего за периодом его создания, присоединяют к прибыли, и делают бухгалтерскую проводку:

Дебет 63 Кредит 99

Если у фирмы-кредитора есть документы, подтверждающие нереальность взыскания задолженности, например при ликвидации, то обязательства по расчетам могут быть прекращены до истечения срока исковой давности. Создание и использование резерва по сомнительным долгам являются своеобразной страховкой для компаний.

Налоговый учет предписывает здесь нам сумму резерва по сомнительным долгам определять по результатам инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода.

Закон № 58-ФЗ внес два существенных изменения в состав и порядок создания резервов. Во-первых, внесены поправки в статью 266 Налогового кодекса в отношении состава задолженности, которая может быть учтена при создании резерва. Во-вторых, глава 25 дополнена специальной нормой 267.1 "Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов".

Зависит ли право налогоплательщика на создание резерва по сомнительным долгам при расчете налога на прибыль от подтверждения дебитором суммы своей задолженности? В письме Минфина от 26 июля 2006 г. № 03-03-04/1/612 чиновники нам напомнили, что порядок формирования таких резервов установлен статьей 266 Налогового кодекса. Но ведь там не прописаны особенности проведения инвентаризации для использования ее данных в целях налогообложения. Поэтому на основании статьи 11 при формировании "золотого запаса" нужно использовать данные инвентаризации, проводимой в порядке, установленном приказом Минфина от 13 июня 1995 № 49.

В статьях 265 и 266 Налогового кодекса нет ограничения на учет в составе резервов по сомнительным долгам только сумм дебиторской задолженности, подтвержденной дебиторами. Поэтому в расчетах суммы сомнительного долга для налогообложения следует учитывать весь размер дебиторской задолженности по отгруженным товарам, работам, услугам. Указанное не распространяется на долги с истекшим сроком исковой давности, поскольку в целях налогообложения их признают безнадежными.

СТОИТ ЗНАТЬ!

Помимо всего прочего, чиновники в письме от 28 сентября 2006 г. № 03-03-04/1/673 пояснили, что в состав внереализационных доходов следует включать суммы кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности. Исключения составят только случаи, предусмотренные подпунктом 21 пункта 1 статьи 251 НК. В доходах фирмы не учитывают обязательства компаний перед бюджетом по уплате налогов и сборов, уменьшенные в соответствии с законодательством или по решению правительства. С января 2007 года вступят в силу поправки в Налоговый кодекс. В результате в доходы предприятия не нужно будет включать списанные долги по неуплаченным налогам и по начисленным пеням и штрафам.

ВАЖНО ПОМНИТЬ!

Также специалисты Минфина в письме от 26 июля 2006 г. № 03- 03-04/1/612 разъяснили порядок создания в налоговом учете резерва по сомнительным долгам. Формирование таких сумм установлено статьей 266 НК. Размер резерва следует определять по результатам проведенной на последний день отчетного или налогового периода инвентаризации дебиторской задолженности фирмы. Ее делают на основании приказа Минфина от 13 июня 1995 г. № 49. В соответствии с Постановлением Госкомстата от 18 августа 1998 г. № 88, результаты проверки обязательств подтверждаются актом по форме № ИНВ-17 и приложением к нему. Вышеуказанные документы предусматривают отражение в них задолженности как подтвержденной, так и не подтвержденной дебиторами, а также сумм с истекшим сроком исковой давности. В расчетах сомнительной задолженности следует учитывать весь размер обязательств по отгруженным товарам, работам и услугам, подтвержденный результатами инвентаризации, но все это не распространяется на суммы безнадежных долгов.

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ

Использованные источники: "Нормативные акты для бухгалтера", "Московский бухгалтер"

28.12.06


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные