Сегодня: 24.06.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 июня 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА


НУЖНА ХОРОШАЯ СЕТЬ?

Ловись рыбка, и большая, и маленькая

Об особенностях построения информационной системы сетевого розничного торгового предприятия на конференции «Торговля в России. Иркутск» рассказал Владимир Новиков, технический директор московского филиала французской холдинговой группы FIT.

Эффективное управление сетевой розничной торговлей является важнейшим конкурентным преимуществом компании. Существует несколько моделей управления в розничной сетевой торговле. Ниже мы рассмотрим плюсы и минусы нескольких наиболее известных моделей.

1. «Инвестирующая» модель

Инвестирующий и синтетически консолидирующий финансовый центр, с практически самостоятельными объектами хозяйствования.

Применение. Такую модель использует значительная часть торговых компаний, которые не являются в полном смысле слова сетевыми ритейлерами (объединены общими инвесторами, либо торговой маркой).

Преимущества. Задачи управления в центре упрощены. Возможность проявления инициативы на местах.

Недостатки. Невозможно использовать преимущества сетевого оператора. Зависимость от качества менеджмента конкретного исполнителя. Отсутствует консолидация закупок.

Информационная архитектура. Может успешно применяться «коробочное» ПО.

2.'Холдинговая' модель

Центр определяет закупочную политику (поставщиков, номенклатуру и закупочные цены), но объекты торговли самостоятельны в оперативном управлении. Для центра не слишком важна высокая оперативность информации о состоянии торговых объектов (возможно обновление информации раз в сутки).

Применение. Используется значительной частью российских розничных компаний и более или менее успешно реализует одну из основных задач сетевого ритейла -- консолидацию закупочной политики. Чаще всего эту модель управления выбирают розничные операторы, которые делегируют функции оперативного взаимодействия с поставщиками менеджерам магазинов.

Преимущества. Гибкость в управлении конкретным магазином менеджерами на местах. Такая модель может быть частично использована (в частности, для взаимодействия центрального офиса с «кустовыми» офисами, а также с масштабными франчайзинговыми структурами) при построении розничных торговых систем национального масштаба.

Недостатки. Чрезмерный рост аппарата управления и, как следствие, высокие издержки. Сложно поддерживать непротиворечивость данных в центре, причем с ростом числа магазинов эта проблема становится все более острой. Другим недостатком является практическое удвоение парка серверов, многократное увеличение стоимости системного и прикладного ПО, а также увеличение численности IT- персонала.

Информационная архитектура. Системы с распределенной архитектурой баз данных (в каждом магазине -- свой сервер с ПО и данными).

3.«Централизованная» модель.

Наиболее эффективная организация сетевого ритейлера.

Единый центр управления делегирует магазинам функции, минимально необходимые для участия в логистических операциях (заказ, инвентаризация, переоценка).

Применение. Используют сети магазинов, в состав которых могут входить как магазины одного формата, так и магазины разных форматов.

Преимущества. Снижение издержек. Эффективное использование аппарата управления при его концентрации в едином центре. Фактически -- это дистанционное управление торговыми объектами, которое дает колоссальный эффект от возможности организовать процесс управления непрерывным образом, интенсифицировать все бизнес-процессы торговой компании, а значит, получить значительное конкурентное преимущество.

Недостатки. Зависимость работы системы от канала связи. Если до конкретного удаленного объекта провести канал связи не представляется возможным, возникает необходимость либо развернуть автономную информационную систему с возможностями обмена информацией с центральным сервером, а также разместить аппарат управления, достаточный для автономной работы магазина при подключении объекта по «холдинговому» методу управления, либо работать по, так называемому лоточному принципу.

Информационная архитектура. Работа в режиме on-line с единым сервером БД в центре (необходим выделенный канал связи; желательно использование низкоскоростных каналов) позволяет сконцентрировать инвестиции на одном сервере, уменьшить затраты на приобретение системного и прикладного ПО, а также сократить штат IT- специалистов. Затраты на построение каналов связи не идут ни в какое сравнение с экономией на снижении (в десятки раз) темпов роста аппарата управления при увеличении количества объектов сетевой торговой компании.

4.«Лоточная» модель

Тотальная концентрация управления в центре и практически полное отсутствие функций управления в магазине (кроме отпуска товаров покупателям). В центральном офисе находится информационная система и ведется учет, там же сосредоточен весь аппарат управления, в магазинах -- только кассовые аппараты.

Применение. Применяется для некоторых форматов магазинов, в основном для так называемых жестких дискаунтеров. По такой технологии работают некоторые западные сети, растет интерес к ней и со стороны российских компаний.

Преимущества. Наибольшая экономия технических и трудовых ресурсов.

Недостатки. Практически исключается прямая поставка «новых» товаров в магазин. Осложнена технология проведения предпродажной подготовки товаров в магазине.

Информационная архитектура. Отсутствие информационной системы в магазинах (только кассовые аппараты), обмен информацией с центром -- по электронной почте, модему, через дискету. Менеджеры центра, получая данные с POS терминала и оформляя весь документооборот в системе, управляют бизнес-процессами в торговой компании (при условии, что предпродажная подготовка товара главным образом производится на распределительном центре компании, и практически весь товар поставляется через собственный склад).

5. «Гибридная» модель

В одной сети имеются объекты, управляемые централизованно, а часть магазинов может работать по «холдинговому» или, например, «лоточному» принципу.

Применение. Подобный метод управления встречается у розничных операторов, строящих национальные и интернациональные сети. Причем региональные «кусты» для центра могут выступать как подразделения, работающие по централизованной модели управления с распределенной информационной архитектурой, внутри которых в свою очередь будет применяться либо «централизованная», либо гибридная модель управления.

Преимущества. Практически единственно возможный метод управления для национальных и интернациональных сетевых ритейлеров в российских условиях, обеспечивающий товарную консолидацию в центре.

Недостатки. Схожи с недостатками «холдинговой» модели управления. Однако они могут быть существенно уменьшены, если территориальные «кусты» управляются по «централизованному» или «лоточному» методу управления.

Информационная архитектура. Система с распределенной архитектурой баз данных. Однако если внутренний «куст» работает с централизованной архитектурой, то количество серверов существенно уменьшается по сравнению с «холдинговой» организацией. Это, с одной стороны, позволяет не строить выделенные межрегиональные каналы связи, а с другой стороны, позволяет проводить синхронизацию БД между центром и кустовыми серверами. Естественно, что для обеспечения непротиворечивости данных в центре необходимо ввести технологические ограничения на заведение нормативно-справочной информации пользователями системы при работе на кустовых серверах.

Очевидно, что преимущества сетевой структуры могут быть вполне реализованы лишь при централизованном управлении. На наш взгляд, альтернативы централизованному управлению даже при построении общенациональной сети, нет. Вопрос состоит лишь в том, как оптимально распределить функции между центром и на местах с тем, чтобы развивать инициативу внизу с полным контролем сверху.

Ольга ПАВЛОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные