Сегодня: 25.06.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 25 июня 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


"ПОСЛЕДНИЙ МАРШРУТ" ГОРОДСКИХ МАРШРУТОК

Или почему умирает бизнес коммерческих перевозок

С 15 января 2007 года в Иркутске одна поездка на маршрутных такси стала стоить 10 рублей. Кстати, рост тарифов на пассажирские перевозки произошел и в соседнем Ангарске. Стоимость одной поездки в автобусе ОАО "Автоколонна 1948" на внутригородских маршрутах повысилась с 6 до 7 рублей, в маршрутных такси этого же предприятия -- с 8 до 9 рублей.

Вполне возможно, что многие пассажиры по этому поводу не испытали особой радости и восторга. И вполне возможно, что часть из них предпочтет пересесть на муниципальный транспорт. Ну и опять таки остался целый ряд маршрутов, где проезд по- прежнему стоит 5--6 рублей за поездку, они тоже смогут стать альтернативой.

Однако не стоит привычно сетовать на то, что предприниматели и так "деньги лопатой гребут" и испытывать праведное негодование по поводу того, что "им все мало". Данное повышение окажет совсем небольшой положительный эффект на сферу бизнеса, которую некоторое его представители называют "умирающим".

Впрочем, чтобы раскрыть всю полноту ситуации на рынке пассажирских перевозок, а картину рынка сделать законченной, необходимо рассмотреть некоторые условия, при соблюдении которых предприниматель может войти в этот сегмент бизнеса.

ЦЕНА ВОПРОСА

Первым из них является обязательное получение лицензии на право перевозить пассажиров. Председатель правления Некоммерческого партнерства "Маршрут" Ирина Орлова рассказала, что в нее входит заключение договора на ежедневный двухразовый медицинский осмотр, в среднем он стоит 300 руб. в месяц. Такой же договор необходимо заключить на прохождение утреннего и вечернего технического осмотра автомобиля, что также обходится в пределах 300 руб. Обязательным элементом является и договор на стоянку машин и их техническое обслуживание. Правда, таковые заключать не надо, если владелец имеет свою стоянку и автомастерскую, вот только таких владельцев отнюдь не подавляющее большинство. А тем, кому нужно заключит договор, стоимость стоянки обходится в 3000 руб. в месяц за одну машину.

Помимо вышеперечисленных сумм владелец должен платить и единый налог на вмененный доход в размере 1 100 руб. с машины и отчисления в пенсионный фонд за водителя. Все документы подаются в Управление государственного автодорожного надзора по Иркутской области, при этом платится порядка 1 300 руб. Лицензия выдается максимум на 5 лет, через которые процедуру нужно повторить. При таких объемах вложений и стоимости проезда, новая машина окупается через 2--3 года, причем при условии отсутствия аварий. И если 1 300 руб. придется платить еще не скоро, то по 600 руб. за врача и механика нужно отдавать ежемесячно. Без их разрешительных отметок в путевом листе водитель не имеет права выйти на маршрут.

ПУТИ, ДОРОЖКИ

Кстати, именно маршрут сегодня является предметом наиболее острой конкурентной борьбы между участниками рынка. Работать на выгодном маршруте то же самое, что иметь кафе быстрого питания или торговый павильон в месте большой проходимости. И самыми выгодными, по словам Ирины Орловой, являются относительно короткие и хорошо разработанные маршруты.

-- Большинство из них (№23, №20, №16) были муниципальными маршрутами, к которым люди привыкли за многие годы. На их базе и появилось порядка 60 коммерческих направлений, которые работали в течение развития рынка, -- рассказывает предприниматель.

Однако жизнь внесла свои коррективы, и для удобства пассажиров были разработаны новые маршруты, чтобы человек мог без пересадок добраться из одного дальнего района города в другой. Такие длинные маршруты -- продолжительностью более часа и общим расстоянием более 40 километров, впоследствии оказались не особо выгодными: люди порой садятся в автомобиль в спальном районе и выходят только на конечной остановке, в результате пассажиропоток имеет низкую интенсивность.

И в результате этого существует повышенный интерес к популярным маршрутам. Предприниматели порой действуют в этом направлении не особо думая о коллегах: просто выводят на выгодные маршруты свои машины, лишая тем самым официальных владельцев данных направлений пассажиров. В принципе, бороться с такими "нелегалами" можно было бы. И относительно несложно. Ведь закрывают же у нас цеха по незаконному производству того или иного продукта. Также можно было бы действовать и здесь: человек пришел на маршрут незаконно, его останавливают в соответствии с законодательством. Но не остановишь ведь -- законодательство отсутствует.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АНТУРАЖ

Ирина Орлова пояснила, что бороться с такими "залетными конкурентами" хозяевам маршрутов сегодня приходится собственными средствами. Все обращения в областную администрацию, при заключения договора с которой человек и считается владельцем маршрута, не дают результатов. Так происходит, потому что и у региональных чиновников нет полномочий, чтобы остановить нелегалов. Дело здесь в том, что до сих пор нет закона о пассажирском транспорте. Законодательное собрание области ссылается на Государственную думу, которая не может принять закон уже в течение нескольких лет.

Хотя порядок разработки и утверждения маршрута все же существует. Его ввели в целях упорядочения данного вида бизнеса, создания единого реестра игроков и единой системы регулирования. Чтобы зарегистрировать тот или иной маршрут предприниматель разрабатывает его схему, технико- экономическое обоснование его необходимости, вплоть до соцопроса будущих пассажиров, указывает график работы, интервалы, количество машин. Все это регистрируется в отделе транспорта и связи УБИт КЖКХ администрации Иркутской области. Отныне в обязанность бизнесмена входит следить за соблюдением выполнения всех этих условий. Поддержки же и защиты не получает никакой. То есть, ты вроде и владелец, но может прийти кто-то другой и начать ездить, дыша тебе в затылок.

СИЗИФОВ ТРУД

Но, пожалуй, самой интересной и напоминающей борьбу с ветряными мельницами является история борьбы коммерческих перевозчиков за повышение стоимости проезда, которая позволила бы бизнесу быть доходным. Самой большой победой в этой эпопее был 2002 год. Когда адекватно росту цен на бензин цена поездки была поднята с 6 до 8 рублей. Причем это было сделано без усилий и излишнего доказывания и обоснования, но сделано было -- администрацией города. Видимо муниципальные чиновники все же радели за интересы горожан, понимая, что снижение количества перевозчиков из-за того, что деятельность приносит убытки, негативно скажется на населении.

Но та победа так и осталась единственной, потому что с 2006 г. полномочия по регулированию пассажирских перевозок были переданы области. Ирина Орлова рассказывает, что, к сожалению, теперь подобие какого бы-то ни было диалога прекратилось. Для того чтобы поднять стоимость проезда, необходимо подать заявление, к которому нужно приложить документы по 16 пунктам. Кроме этого, по своему усмотрению администрация может истребовать дополнительные документы, как например явно абсурдные квитанции за техосмотр (сдаются в ГИБДД). Более того, предпринимателям не раз указывали на необходимость обосновать свои доходы, то есть предъявлять кассовые чеки.

-- Мы даже пошли на такой шаг: заказали в Политехническом университете очень дорогостоящее исследование пассажиропотока. В течение полутора месяцев маркетологи ездили по 35 маршрутам и считали каждого пассажира. Областная администрация такие доказательства не приняла. Чиновники-экономисты выносили отрицательный вердикт: мол, хотите поднимать цены, обосновывайте...

БОЛЬШИЕ АВТОБУСЫ ВНЕ КОНКУРСА

Поднимать цены региональные управленцы не разрешают, однако это не значит, что они "ничего не делают". Та или иная инициатива будоражит предпринимателей постоянно. Например, в декабре 2005 года власти вспомнили о ГОСТе 2001 года, в котором сказано, что "механизмы газового оборудования не могут быть расположены внутри салона автомобиля". Под механизмами в данном случае понимались газовые баллоны, которые содержали топливо. Они располагались под сиденьями внутри салона автобуса. Причем за все время работы коммерческого транспорта не было зафиксировано ни одной аварии по причине взрыва такого баллона. Только эти аргументы не подействовали. В результате резервуары были перенесены в заднюю наружную часть автомобилей, где они стали намного более доступны различным механическим воздействиям, в связи с чем возросла и опасность их взрыва. Перенос баллона на одной машине обошелся в 8 000 руб.

По 5 000 руб. отдали нерадивые предприниматели в 2004 году для заочной победы в мифическом конкурсе. Он был продекларирован с целью работы на маршрутах только тех машин, состояние которых соответствует техническим параметрам. На базе городской центральной диспетчерской службы было организовано Унитарное предприятие "Служба организации движения городского пассажирского транспорта", которая за 5 000 руб. гарантировала продолжение работы маршруток на внеконкурсной основе. Деньги были заплачены примерно половиной предпринимателей, конкурса так и не состоялось, а унитарное предприятие было ликвидировано через полгода работы.

Ну и самой веселой инициативой было недавнее предложение убрать с городских маршрутов все микроавтобусы и заменить их большими корейскими автобусами. О том, что они имеют меньшую скорость, более холодные, да и на остановках, и так сегодня тесных, начнется столпотворение "гигантов", как-то никто не подумал. Да и потом, куда, интересно, предполагалось девать микроавтобусы? На счастье их владельцев и многих пассажиров эта идея была оставлена, и только бы о ней не вспомнили в очередной, выгодный для тех или иных лиц, момент.

МЕДЛЕННАЯ СМЕРТЬ В ЦИФРАХ

Сегодня губернатор Иркутской области Александр Тишанин искренне гордится тем, что стоимость проезда в столице региона одна из самых низких по стране. Вот только сдерживается она искусственно. Одно из доказательств этого тот факт, что последний раз стоимость проезда поднимали в 2002 году. Рост цен же на бензин, на горюче-смазочные материалы и на авто запчасти при этом никто не сдерживает.

Ситуация особенно усугубляется с начала 2007 года. Дело в том, что последнее время хоть какую-то прибыль приносили машины, работающие на газе. Он был значительно дешевле бензина. И как раз 2007 принес самый нежданный сюрприз -- на 42% подскочили цены на бытовой газ, и предприниматели с опаской ожидают скачка цен на газ, продаваемый в розницу. С такой арифметикой та прибыль, которую может получить владелец маршрутного такси, буквально растворяется в затратах на бензин и текущий ремонт.

До сих пор в Иркутске количество предпринимателей, которые имели помимо перевозок дополнительный бизнес, было подавляющее меньшинство. Сейчас же только некоторые предприниматели не начали заниматься другой деятельностью, готовя плацдарм для отступления. А в ежедневные рейсы сейчас выходит примерно на 1 000 машин меньше, чем в 2005--2006 годах, когда их было более 2 500. Самое серьезное сокращение -- на 40%, происходит на маршрутах, на которых работают иномарки, использующие бензин. Жители Университетского и Первомайского микрорайонов уже привыкли к огромным очередям по утрам. Рядовой же водитель в день, выходя на маршрут в 6.30 утра, а заканчивая работу поздним вечером, для себя зарабатывает не более 200--300 руб. И большинство хороших водителей из отрасли уже ушло. На многих маршрутах работают гастарбайтеры, что прямым образом влияет на качество перевозок.

-- Это умирающий бизнес, если нам не помогут найти диалог с областью городские власти, и цена проезда не будет поднята хотя бы до 12 руб., то неутешительный итог очевиден, -- подвела столь невеселый итог Ирина Орлова.

Анастасия БЕЛЕНКОВА

18/01/07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные