Сегодня: 22.02.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 февраля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


КАССА ПОД ПРИЦЕЛОМ

ОСТОРОЖНО -- ПРОВЕРКА!

Как не попасться на контрольной закупке? А можно ли объяснить неучтенные деньги? Когда кассовый штраф возместит работник? Что лучше -- недостача или излишек? Надо ли подписывать протоколы? Все эти вопросы мы сегодня постараемся осветить с данной статье.

ЧЕК НЕ ВЫДАН

Налоговикам начинать проверку рекомендуется с "визуального наблюдения проверяющими за продажей товаров". А на самом деле выполняющий это правило, уже привлечет внимание продавцов тем, что будет долго стоять у киоска. Опытный налоговый работник этот пункт пропускает, переходя ко второму, -- это приобретение товара: сигареты, жевательная резинка, пакет сока, т.е. какая-нибудь сущая безделица. Ведь при таких покупках очень как опасно, так и абсолютно бессмысленно не выдавать чек.

Помимо всего прочего у налоговиков должно быть поручение на проверку, а оно не всегда есть, потому в случае отсутствия оного лучше позвонить в инспекцию и узнать точно, а вдруг вас посетили лжеревизоры.

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ ИНСПЕКТОРА

Информация для продавцов. Налоговый инспектор всегда смотрят, как выдан чек, ведь его надо вручить вместе со сдачей. Так как, если вначале положили деньги, это будет считаться нарушением Правил эксплуатации ККМ, одобренных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104.

Еще одна хитрость налоговика -- это отказ от мелкой сдачи. Покупая товар, стоящий 35 рублей 15 копеек, мнимый покупатель в лице чиновника дает три десятки, надеясь на нехватку сдачи. В случае, когда продавец не возвращает хотя бы 85 копеек, говорят: уплаченная сумма выше указанной в чеке. А это нарушение (Постановление Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16), которое штрафуется от 3 до 4 тыс. рублей (ст. 14.5 КоАП РФ). Правда, такие мелкие претензии иногда удается оспорить (пример -- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 августа 2005 г. № А56-8031/2005).

КАССИР, БУДЬ УМНЕЕ!

Если чек не выдан, его надо немедленно пробить и положить в лоток для сдачи, так требуют бизнесмены от сотрудников. Ведь выдача чека будет занесена в фискальную память, а это всегда хорошо и может пригодиться.

Инспекторы могут заверять свое руководство, а то и судей, мол, мы усмотрели, что чек напечатан позже, чем надо. Но ведь на это есть резонное возражение -- очевидцы заинтересованы и им нельзя верить.

Как только началась проверка, кассиру незамедлительно следует позвонить предпринимателю или другому руководству, без его ведома подчиненный не вправе что-либо делать. Такое утверждение можно нарушать только в случае, когда работник излагает в протоколе выгодные объяснения, к примеру, сообщает, что чек пробит.

Существуют, конечно, и другие ситуации, но обычно продавец не в состоянии их использовать, ведь он не знает, что ему при составлении протокола должны разъяснить права: не свидетельствовать против себя и проч. (ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ). Без этого доказательства налоговиков могут быть ничтожны, как указано в пункте 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 24 марта 2005 г. № 5.

Внимание! Выводы вышеуказанного постановления полезны только при наличии в протоколе записи: "Мои права и обязанности мне не разъяснены".

ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЕТ!

Не всегда проверка заканчивается на сверке наличии/отсутствия чека. Ревизоров может заинтересовать факт прихода всех денег, для чего они вправе снять Х-отчет и узнать сумму, пробитую за день. Она сравнивается с находящейся в кассе.

Пытаясь найти несоответствия, чиновники стараются ради того, чтобы применить статью 15.1 КоАП РФ. Ведь штраф за нарушение порядка работы с наличкой и кассовых операций не мал, его величина -- от 4 до 5 тыс. рублей. Но доказать его применения на практике бывает достаточно трудно.

Например, показания счетчиков больше, чем сумма в кассовом ящике. Конечно, есть нарушение в их учете, но оно не входит в перечень тех, за которые установлена ответственность. Бизнесмены и кассиры при этом делают вывод -- лучше изъять из кассы большую сумму. Правило применяется теми, кто не выбивает чеки на часть поступлений. Им они руководствуются, забирая из кассы выручку, что превышает официальную.

"Ничего не знаю, деньги взяли (положили) хозяин или бухгалтер" -- такие оправдания кассира бывают довольно успешными.

Расхождения же, если их увидят налоговики, кассир объясняет просто -- ошибся, не взял с одного из покупателей деньги, пробитые по кассе. Или взял, но неправильно посчитал, или из кассы выданы деньги поставщику (либо владельцу точки). На них даже оформлен расходный ордер, как положено, но его взял бухгалтер.

Рассмотрим и противоположный вариант -- сумма по счетчикам меньше, чем в ящике. Здесь предпринимателя надо штрафовать -- сказано в ряде писем, например, МНС России от 12 октября 2004 г. № 14-1-04/4175@. Но и тут находятся аргументы: с утра кассиру дана сумма на сдачу (документ с его подписью у бухгалтера) или сотрудник внес свои деньги в кассу. Это запрещено, но ненаказуемо. А может значительные расхождения связаны с тем, что средства положил ИП? Также недопустимо, а вот штраф за данный поступок тоже отсутствует. Да, наши чиновники могут пригрозить статьей 120 Налогового кодекса (грубое нарушение правил учета с минимальной санкцией в 5 тыс. рублей), но ведь она -- для одних организаций.

Пусть удастся отбиться от штрафа, однако почти гарантирована проверка документов. Множество нулевых чеков (сумму чека легко установить по фискальной памяти) подозрительно для контролеров. Так иногда занижают доход.

ДОКУМЕНТЫ НА СТОЛ!

Открывая техпаспорт (формуляр ККМ) инспекторы могут сопоставить его данные (заводской номер, год выпуска...) с данными на самом кассовом аппарате. Кроме того, сравниваются оттиски пломбира ЦТО в документах и на машине. Они должны совпадать, хотя это происходит не всегда.

Бывают такие ситуации, когда, например, при вводе ККМ в эксплуатацию или при ее регистрации в ИФНС мастер ставит оттиск своего пломбира как на кассовом аппарате, так и в формуляре и (или) в журнале учета вызовов технических специалистов (форма № КМ-8). У клиента ремонтные работы может проводить другой специалист и опломбировать кассовый аппарат своим пломбиром. Формуляр либо журнал КМ-8 по каким-то причинам будет отсутствовать у предпринимателя на рабочем месте. Вот вам и расхождение, которое, впрочем, не обязательно приводит к штрафу.

Неприменением ККМ считается работа на кассовом аппарате без пломбирования или с таким повреждением пломбы, что допускает возможность доступа к фискальной памяти, что установлено Постановлением Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16.

В нашей же ситуации предпринимателю надо обратиться в Центр технического обслуживания, с которым у него заключен договор, получить перечень имеющихся пломбиров (с оттисками), зарегистрированных в департаменте потребительского рынка и услуг. Среди них должны оказаться и те, по которым у налоговиков вопросы. Также к помощи ЦТО стоит прибегать, если повреждена пломба. Центр проведет экспертизу, был ли доступ к фискальной памяти. В случае, если не было, об этом составляется акт технического заключения -- весомый аргумент за налогоплательщика. Само соглашение с ЦТО и журнал учета вызова специалистов (форма № КМ-8, одобренная Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132) проверяющие тоже запрашивают. Так что лучше будет держать эти документы в магазине, а при необходимости их можно принести в инспекцию. То же самое относится к договору между предпринимателем и кассиром.

У сотрудника должен быть журнал кассира-операциониста с показаниями, заполненными на начало дня. Еще инспекторы могут посмотреть, есть ли в журнале подпись и штамп налоговика и виза предпринимателя. Цепная реакция продолжается: вместе с журналом обычно спрашивают свидетельство ПБОЮЛ и карточку о регистрации ККТ, потому их копии стоит хранить у кассира.

Также бывают и запросы аттестатов или удостоверений на право работать с техникой, так как необходимость обучения установлена в Правилах эксплуатации, хотя нигде не сказано, что документы об образовании надо носить с собой. Да и в принципе и нет ведь штрафа за отсутствие знаний.

Вывод напрашивается сам собой. Меньше нервов, больше трезвости ума! Будьте на чеку, уважаемые господа предприниматели. Ведь лучше подготовить персонал к непредвиденной ситуации, чем надеяться на "авось пронесет". Удачи!

Подготовила Анастасия ГРУЗНЫХ. Использованы материалы журнала "Современный предприниматель"

18.01.07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные