Сегодня: 23.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

1


КТО ОДЕНЕТ ИРКУТЯНИНА?

Франчайзинг как средство быстрого развития

Обсуждение возможности работы по франчайзингу на российском рынке носит волнообразный характер. Более того, в разные отрезки времени преобладают то положительные, то отрицательные отзывы. Однако успех работы некоторых франчайзеров -- особенно в сегменте одежды и обуви -- позволяет предположить, что эта ниша не только является наиболее успешной в области отечественного франчайзинга, но и имеет большой потенциал.

Однозначно воспринимать франчайзинг как панацею от многочисленных болезней растущего организма компании нельзя. Слишком много в последнее время говорится о несовершенстве российского законодательства в этой области, и о том, какие гигантские усилия должен приложить франчайзер для того, чтобы создать налаженную систему взаимоотношений с франчайзи. Однако статистика неумолима: продажа права на ведение бизнеса позволяет увеличить динамику открытия фирменных магазинов в несколько раз. Например, у компании "Твое" через полгода после начала продажи франшизы (когда действовало 45 собственных магазинов), было открыто уже 60 франчайзинговых торговых точек.

ПОЧЕМУ ФРАНЧАЙЗИНГ?

Обычно решение развиваться по франчайзингу принимают компании, предлагающие товар под известным брендом или крайне востребованный товар; стремящиеся развить свою сеть не только в одном городе, но и в регионах. Чаще всего желание развиваться при помощи франчайзинга посещает компании, когда они сталкиваются с реалиями региональных рынков, -- недостаточное знание сложившейся в регионе ситуации, неосуществимость прогнозирования потребительского спроса, а главное, невозможность ежедневно контролировать деятельность торгового предприятия без создания "раздутой" структуры региональных представительств, -- все эти факторы подчеркивают плюсы франчайзинга. В то время как для потребителя факт того, совершает ли он покупки товаров под известным брендом в магазине, открытом компанией- правовладельцем марки или ее франчайзи, не имеет значения, франчайзинг позволяет открывать концептуальные фирменные магазины.

Передача функций по ведению торговли при помощи франчайзинга становится выходом для многих компаний- производителей, которые считают своей главной задачей именно производство, а не сбыт. Так как организация отдела управления розничными торговыми точками часто требует на только расширения, но и перестройки сложившейся структуры компании, то предпочтительным для многих фирм оказывается создание системы взаимоотношений с франчайзерами.

В современном мире ориентиром для потребителя при принятии решения о покупке становится бренд, однако между потребителем и производителем стоит продавец, заинтересовать которого в представлении того или иного бренда можно, только показав ему примеры удачной работы других фирменных магазинов.

Еще одним обстоятельством, влияющим на принятие решения о начале использования франчайзинговой системы, является наличие спроса на присутствие фирменного магазина марки со стороны девелоперов торговых центров.

В ДЕРЕВНЮ, К ТЕТКЕ, В ГЛУШЬ!

Франчайзинг как средство освоения регионов используется владельцами марок по-разному. Если концепция развития одних компаний обязательно предусматривает наличие собственного магазина в регионе, где затем могут открыться торговые точки франчайзи, то согласно политике других, созданием магазинов вдали от города, расположения головного офиса занимаются исключительно франчайзи. При этом некоторые компании считают присутствие собственных (а не франчайзинговых) магазинов обязательным в "знаковых" (самых крупных или наиболее перспективных) региональных торговых центрах, и готовы не претендовать на площади, расположенные в других торговых зонах города.

Если на присутствие в ТЦ претендует и франчайзер и франчайзи, в поле зрения во время переговоров принимается множество дополнительных факторов, таких, например, как желание франчайзи открыть сразу несколько магазинов.

Позиционирование марки на рынке влияет также на количество региональных магазинов (собственных или франчайзинговых). При определении оптимального количества торговых точек для того или иного города часто исходят из соотношения один магазин на 500 000 жителей.

Существует всего три системы представления бренда партнером правовладельца марки: фирменный концептуальный магазин, мультимарка (продукция конкретной марки располагается в торговом зале, соседствуя с товарами других производителей) и corner ("угол"), когда марка представлена на фирменном торговом оборудовании в соответствии с утвержденными схемами выкладки в едином торговом пространстве с другими брендами. В каждом случае выбор схемы выхода в новый регион происходит после переговоров с потенциальным партнером.

ТОРГОВЫЙ КОРИДОР ИЛИ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР?

Использование "притяжения" других торговых марок для увеличения потока покупателей, -- один из принципов, которым руководствуются владельцы магазинов в торговых центрах. Часто именно в региональных ТК компании предпочитают размещать собственные или франчайзинговые торговые точки. Стоит отметить, что франчайзинговые точки особенно приветствуются торговыми центрами: нередко компании, предлагающие одежду под известными торговыми марками, не могут открыть собственный магазин в регионе, удаленном от головного офиса компании. В этом случае франчайзинг является оптимальным решением этой проблемы.

Главными конкурентами торговых центров по привлекательности расположения магазина являются пешеходные зоны или транспортные магистрали -- традиционно сложившиеся торговые коридоры многих российских городов.

У каждого из вариантов размещения есть свои плюсы и минусы, проявляющиеся в зависимости от специфики конкретного города и особенностей работы административных структур и владельцев помещений. Открытие торговой точки в ТЦ часто проходит более безболезненно, чем создание отдельно стоящего магазина: слишком часто арендаторы сталкиваются с трудностями согласования тех или иных документов с администрацией города. Иногда складывается ситуация, когда помещение предоставляется с готовой отделкой, не удовлетворяющей принципам оснащения концептуального магазина.

Эксперты отмечают, что управляющие компании можно условно разделить на два типа -- "друзья" и "враги" арендатора. Если первые помогают пройти все административные преграды, то вторые только усиливают трудности. Однако в случае открытия отдельно стоящего магазина предпринимателю точно предстоит встретиться с представителями различных административных структур "лицом к лицу", что редко бывает приятно.

Девелопер регионального ТЦ может стать также связующим звеном между потенциальным франчайзи и франчайзером, ведь представление известных марок выгодно как ТЦ, так и местному предпринимателю. В частности, такая ситуация возникает в тех случаях, когда подбором арендаторов занимаются не компании-консультанты по торговой недвижимости (находящиеся в контакте с ритейлорами, нацеленными на развитие марки в региональных ТЦ), а местные управляющие компании.

Девелоперы чаще всего оказывают подобные консультационные услуги тем предпринимателям, которые уже имеют собственный магазин в ТЦ, однако подобные компании и частные предприниматели составляют только часть аудитории потенциальных франчайзи. Некоторые бизнесмены, имеющие достаточные для приобретения франшизы денежные средства, но не обладающие опытом работы в промтоварном сегменте ритейла, зачастую обращаются напрямую в офис фирмы- правовладельца марки либо в специализированные компании или ассоциации франчайзинга, которые предоставляют своим клиентам консультации и оказывают правовую поддержку.

Если наличие площадей -- одно из важнейших (иногда и обязательных) условий для начала переговоров о покупке франшизы, то опыт в ритейле кандидата на роль франчайзи не является для многих компаний фактором первостепенной важности для принятия решения о продажи франшизы тому или иному предпринимателю (хотя наличие опыта приветствуется).

КАК ВЫБРАТЬ ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР?

Важную роль при выборе местоположения торговой точки в городе играет оценка характеристик конкретного торгового центра, -- его места расположения, концепции, наличия марок конкурентов и предложения того или иного места непосредственно в торговом комплексе.

Несмотря на бурное строительство торговых центров современного уровня в регионах, пока во многих городах предприниматели сталкиваются с отсутствием предприятий данного формата необходимого класса. В данном случае перед компанией остро встает вопрос о том, возможно ли разместить свой магазин в пусть и популярном комплексе, где уровень большинства арендаторов ниже среднего. Многие марки среднего ценового сегмента и бренды, ориентированные на покупателей с высоким уровнем достатка, на этот вопрос отвечают безапелляционно, -- несмотря на преимущества формата торгового центра, в случае несоответствия его класса требуемому политикой развития компании предпочтительно открытие отдельно стоящего магазина в торговом коридоре города. Однако некоторые компании, представляющие товары среднего ценового сегмента, не так критичны, и стараются не подходить к оценке региональных ТЦ со столичными мерками. Если торговый комплекс популярен у жителей города и гарантирует постоянную проходимость, то магазин появляется в нем независимо от уровня ТЦ.

Ксения ВОРОНИНА, DEBUST-БЮРО

19.02.07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные