Сегодня: 30.01.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 30 января 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА


ЖИВ, КУРИЛКА?

Магазины "шаговой доступности". В столицах о них вдруг начали заботиться, а как у нас?

Не правда ли, супермакет-гипермаркет -- это все-таки для избранных! Нет, в смысле покупательской массы -- конечно же это прекрасный способ отовариться тысячам и десяткам тысячам иркутян? А вот в смысле бизнеса -- это, согласитесь, источник небедного существования для единиц (ну, десятков) семей, ими владеющих. А вот как живется в Иркутске маленькому магазинчику из тех, что "за углом"? Как правило, это бывшие советские продмаги, приватизированные в начале 90-х, или павильоны, выстроенные в середине того же прошлого десятилетия? Их, по редакционным данным, в Иркутске около 300, только торгующих продовольственными товарами повседневного спроса (точное количество, пожалуй, не сможет назвать никто -- настолько эфемерна жизнь этих торговых точек, мужественно выживающих в конкуренции с большим ритейлом). С владельцами магазинчиков "за углом" разговаривала наш корреспондент Александра ПОБЛИНКОВА.

 "А поговорить?"

В последнее время в печати все чаще можно увидеть статьи, раскрывающие секреты работы супермаркетов. Если верить приводимой в них статистике, то до 30% купленных в супермаркете продуктов перекочевывает в мусорные корзины покупателей. Простор гипермаркета, веселая музыка и обилие ярких этикеток и скидок настраивает человек на нужный лад, и он, как заведенный, перекладывает продукты с полок себе в корзину.

Казалось бы, в гипермаркете можно купить все и сразу, но не бежать же туда за буханкой хлеба и пакетом молока или бутылкой пива. На этот случай практически у каждого иркутянина есть свою излюбленный "магазинчик за углом". Порой туда можно зайти по нескольку раз за день, продавцы знают в лицо, с удовольствием показывают новые продукты. Обменявшись парой фраз "о том, о сем" с продавцом покупатель выходит из магазина с необходимыми покупками и приподнятым настроением.

Большой плюс небольшого магазинчика в том, что вам здесь смогут объяснить, чем один продукт отличается от другого такого же, но на пять рублей дороже. А кого спрашивать в гипермаркете?

 Алкогольные перипетии

Самая большая проблема для многих владельцев магазинов -- лицензия на торговлю алкоголем. Из-за ее отсутствия многие магазины потеряли постоянных покупателей, теперь не каждый, кто "идет за "Клинским", сможет купить его в соседнем с домом магазине, а некоторым даже придется основательно пробежаться, например, до киоска на остановке.

Анна Сазоновна Ефремова (совладелица магазина "Продукты", Тимирязева, 29) и ее дочь занимаются бизнесом с 1996 года. "Теперь, -- говорит Анна Сазоновна, -- просто выживаем. Вино-водочной продукции у нас нет, а ведь она дает хорошую прибыль"

Михаил Петрович Окунев ("Продукты", Мира, 100) считает, что в последнее время ничего радикально не изменилось: "Единственное, что хуже стало -- нельзя водкой торговать, а спрос на нее высокий. Но, в общем-то, наш покупатель и без водки остался с нами".

Солидарна с ними и Нина Иннокентьевна Егорова, директор "Булочной", которая находится на улице 5-ой Армии: "В основном все стабильно. Безусловно, стало меньше покупателей из-за того, что мы не торгуем вино- водочной продукцией, так как не имеем на нее лицензии. Раньше приходит было человек в магазин за водкой, тут же и нарезку возьмет, и хлеба... Или молодежь летом за коктейлем зайдет -- тут же и чипсов, и шоколадку купит".

Постоянство -- лучше всего

Как ни странно, большинству предпринимателей не на что жаловаться, торговля как шла, так и идет в своем особом темпе. По этому поводу Татьяна Николаевна Мутовина (Магазин на Подгорной, 28) замечает: "Так же работаем, как всегда. Привыкли, и работаем. Постоянство -- самое лучшее, что может быть".

Чаще всего такое постоянство связано либо с местоположением магазина, либо с исключительностью товара. Не сетует на отсутствие покупателей Наталья Евгеньевна Щербакова, директор магазина "Рябина", что в здании ОблПотребСоюза (Гагарина, 40): "Мы находимся в производственном здании, поэтому наши покупатели всегда с нами. Вообще последние годы работать стало лучше -- появилась возможность увеличить ассортимент".

Спокойна и предприниматель Надежда Олеговна Конечных (Магазин на Байкальской, 280): "Положение у нас стабильное, так как мы торгуем продуктами "первой необходимости" из Белореченска. К нам всегда приходят за свежими курами, яйцами, полуфабрикатами. Вино-водочной продукции у нас нет, но тем не менее контингент покупателей стабильный, так как белореченская продукция хорошо зарекомендовала себя на рынке".

Что в "Океане"?

Пожалуй, "Океан" (Свердлова, 15) -- один из самых известных в центре Иркутска магазинов, он благополучно существует с 1976 года. Я помню, как трехлетним ребенком мои дедушки и бабушки водили меня в этот магазин за свежей рыбкой. Омуль, минтай, горбуша, мойва, кета и другие рыбы разной степени замороженности заполняли собой почти весь магазин. Еще не так давно я сама бегала в "Океан", но уже за молоком и фруктами. Но за последнее время в "Океане" все снова изменилось. Директор магазина Ольга Алексеевна Яворская говорит, что за последние пару лет изменения были только к лучшему: появился отдел самообслуживания, да и ассортимент стал больше.

Уходят или нет?

Нет среди предпринимателей единогласного мнения по поводу гипермаркетов. Татьяна Михайловна Трофименкова ("Продтовары", б. Постышева, 7) считает, что это -- большая проблема магазина. Другие говорят, что люди, наоборот, разочаровавшись в гипермаркетах, стали возвращаться в привычные магазины. Анна Николаевна Рипинская ("Продовольственный", Образцова, 13) говорит, что с тех пор, как увеличился ассортимент товаров, существовать на рынке стало лучше: "У нас люди простые, любят ходить на рынок, но и в магазин часто ходят. Бабушки с пенсии сразу на месяц вперед продукты покупают".

Действительно, большие магазины хороши для тех иркутян, у кого есть машина. Куда менее удобно в большой магазин идти студенту или пенсионеру: волей-неволей, а набираешь там сразу всего много, а вот нести покупки домой придется на себе. Пенсионеры вообще остаются верны привычным "Булочным" и рыночкам: чтоб недалеко идти, легко ориентироваться в ассортименте, и, если получится, поторговаться.

Но если дело не в гипермаркетах, то куда исчезает покупатель?

Демографический кризис

Николай Николаевич Черняков, бывший военный, а ныне индивидуальный предприниматель (павильон на Лисихе, магазин на Трилиссера, 112) связывает уменьшение клиентов с демографическим кризисом: "Работать стало тяжелее, впрочем, не из-за гипермаркетов. Люди, наоборот, уходят оттуда, они идут в магазины около дома, которые знают чуть ли не с детства, в качестве товаров которых они уверены. Проблема в другом: население Иркутска падает, то есть просто с каждым годом становится меньше горожан, которые, соответственно, делают покупки".

Меняется с каждым днем не только численность горожан, но и количество магазинов. Несмотря на то что база данных предпринимателей, которой меня снабдила редакция, довольно свежая, многие частники уже успели уйти с рынка. В то же время я не нашла там многих новых магазинов, в которые хожу сама.

Калачом заманишь?

А было ли когда-нибудь предпринимателям легко? Об этом ИТГ рассказала Евгения Алексеевна Ломакова, совладелица магазина "Колосок" (Ленина, 25): "Я уже 27 лет в торговле. Частным предприятием "Колосок" стал в 1992 году, но вообще, если верить дате, которая стояла на мраморном полу магазина, то он существует с 1961 года.

Лучше всего было работать в начале девяностых. Хоть мы тогда себе весьма смутно представляли, что и как надо делать, но покупатель к нам шел. Мы продавали до 4--5 тонн хлеба, то есть в день уходило по 128 лотков с булками. А теперь продаем по 40--50 булок в день. Сейчас, безусловно, существовать на рынке стало труднее. Покупатели тяготеют к супермаркетам, кроме того, торговых точек стало сейчас слишком много".

Магазин ориентируется в основном на предпочтения иркутян со средним достатком, пенсионеров. "Мы хотим сделать ремонт, чтобы магазин выглядел для покупателей более привлекательным, ведь это тоже немаловажно, -- продолжает Евгения Алексеевна, -- мы бы с радостью сделали самообслуживание, но этого, к сожалению, не позволяет площадь".

У властей Евгения Алексеевна хотела бы попросить только одного -- чтобы дали возможность работать стационарным магазинам, чтобы стало чуть меньше этих бесчисленных киосков и павильончиков. "Мы воспитаны еще в духе старой советской торговли, тщательно соблюдаем санитарные нормы, и у нас еще есть совесть", -- заключает Евгения Алексеевна.

В тапках за хлебом.

По большому счету, в каждом виде магазинов есть свои прелести: гипермаркеты отличает огромный выбор, супермаркеты -- скорость обслуживания и видимость того, что "все под рукой", на рынке можно долго выбирать товар по цвету, качеству и весу, да еще и сравнить цены у двух разных прилавков. А привычные "магазины за углом" хороши тем, что они совсем рядом, что в них можно сбегать даже в халате и тапках, попутно вынося мусор. Так что лучше всего, если бы в каждом районе магазины были расположены как в Академгородке: тут же и рынок, и супермаркет, и торгующие бабушки, и маленькие магазинчики около домов.

16/03/07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные