Сегодня: 18.07.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 18 июля 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


АГЛОМЕРАЦИЯ: ЕСТЬ МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ?

Сегодня наш собеседник -- один из авторов плана агломерации "Иркутск -- Ангарск -- Шелехов", депутат областного ЗС, президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей КОЗЬМИН.

Последний год принес в нашу жизнь новое слово -- "агломерация". Планы объединения Иркутска, Ангарска и Шелехова в один мегаполис предприниматели воспринимают по-разному: многие -- скептически, как "модную затею властей", другие -- настороженно... Есть и те, кому план создания агломерации интересен просто потому, что это дает возможность заглянуть в ближайшее будущее и увидеть в нем себя и свое дело. Трудно предсказать, насколько процентов удадутся все задумки "агломераторов", однако очевидно: так или иначе изменения на территории, где мы ведем бизнес, неизбежны. Так что лучше знать, куда ветер дует...

Сегодня наш собеседник -- один из авторов плана агломерации "Иркутск -- Ангарск -- Шелехов", депутат областного ЗС, президент Фонда регионального развития Иркутской области Алексей КОЗЬМИН.

-- Алексей Павлович, давайте еще раз проговорим -- что такое эта самая нашумевшая агломерция? Зачем она? Когда она будет?

-- Агломерация существует уже сейчас. Строго говоря, агломерация -- скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных интенсивными производственными, хозяйственными и культурными связями. Это процесс в первую очередь демографический и экономический, он происходит независимо от наших пожеланий.

Первый признак, по которому можно утвердительно ответить на вопрос о существовании агломерации, -- прочные экономические связи между городами. Второй -- маятниковая миграция, то есть регулярное перемещение жителей из одного населенного пункта в другой и обратно, например на работу и учебу. Как известно, сейчас 12,2% ангарчан и 22% шелеховчан ежедневно приезжают в Иркутск на работу и учебу, а по крайней мере один раз в месяц бывают в Иркутске 48,7% жителей Ангарска и 72,3% жителей Шелехова. Сколько людей ежедневно приезжают в Иркутск из других пригородных населенных пунктов -- Листвянки, Мегета, Большого Луга и других -- пока неизвестно, известно только, что устойчивая маятниковая миграция существует.

С экономической точки зрения агломерация -- это крупные рынки, интересные для потенциальных инвесторов. Например, единый потребительский рынок, не зависящий от границ городов. Единый рынок труда и недвижимости. Если транспортные системы достаточно развиты, человек, который работает в Иркутске, может купить себе квартиру в Шелехове, на 30% дешевле, рядом с детским садом и аквапарком, а за покупками ездить в огромный мегапол -- и не испытывать при этом никаких неудобств.

Развитие агломерации -- это формирование новых стандартов качества жизни на территории -- таких, которые удержат здесь население и привлекут новых жителей.

-- Первый вывод, который может сделать деловой человек из планов агломерации: в каких-то районах Иркутска (а также Ангарска и Шелехова) жизнь начнет бить ключом, а в каких-то поутихнет. Изменятся транспортные потоки, какие-то районы станут более привлекательными для состоятельных граждан, какие-то -- менее. Соответственно, это все скажется на торговле... Дайте хотя бы предварительные прогнозы -- где бизнес будет круче?

-- Вряд ли в каком-то из районов Иркутска, Ангарска или Шелехова жизнь, как вы выражаетесь, "поутихнет". Те варианты концепции социально- экономического развития, которые сейчас существуют, скорее позволяют говорить об освоении новых территорий, создании на карте агломерации новых точек роста и развития, оживлении жизни на ранее незаселенных или малозаселенных участках, об изменении направлений движения грузового транспорта. Все проекты предполагают оживление бизнеса и торговли. Но любые прогнозы будут малосостоятельными без принятия документов.

Приоритетные направления развития бизнеса на территории Приангарья уже озвучены -- это две особые экономические зоны -- туристско- рекреационного и промышленного типа, где будут развиваться профильные предприятия, строительство нового аэропорта, реконструкция дорожной сети, реконструкция объектов городской инфраструктуры -- от водозабора до теплоснабжения. Большой потенциал роста у сферы услуг в Иркутске и тем более -- населенных пунктах, находящихся в границах агломерации.

-- По какому принципу будет идти распределение земельных участков под застройку? Где наиболее перспективные участки и транспортные узлы?

Сейчас решается вопрос о разработке схемы территориального планирования, где будут выделены земельные участки под целевое использование. На эти участки в соответствии с действующим законодательством будут привлекаться инвесторы.

-- Московские и даже новосибирские застройщики не раз заявляли о своей готовности придти на рынок Иркутска. Будут ли они привлекаться к реализации проекта?

Я сторонник открытой конкуренции. Конечно, для реализации крупных проектов мы заинтересованы в привлечении к сотрудничеству компаний, которые могут их реализовать.

-- Как будет выглядеть система муниципального управления в агломерации? В чьем ведении окажется муниципальный контроль над торговлей (от земельных отношений до обязательств бизнеса по вывозу мусора)? Это будет система префектур, как в Москве, или что-то иное?

Органы управления в мировых агломерациях отличаются большим разнообразием. В мире есть всего две агломерации, которые представляют собой единое муниципальное образование: Нью-Йорк и Сан-Пауло. В остальных муниципалитеты сохраняют свою автономию, и все системы управления направлены на то, чтобы сохранять своеобразие муниципалитетов, входящих в агломерацию.

Агломерация "Иркутск -- Ангарск -- Шелехов" -- это в первую очередь система инфраструктурных и инвестиционных проектов, направленных на развитие территории и повышение ее инвестиционной привлекательности, которая не предполагает изменения административного статуса городов и поселений. В ближайшие два-три года точно не предвидится реформирования муниципальных органов. Хотя вопрос о том, как будет осуществляться управление агломерацией, должен быть решен.

-- Каковы в мегаполисе перспективы "магазинчика за углом", "торговой точки шаговой доступности?" Неужели все неминуемо "съедят" гипермаркеты?

Ваш вопрос скорее нужно переадресовать самим предпринимателям -- хватит ли у них профессионализма, чтобы работать в новых условиях, соответствовать тем требованиям качества, которые предъявляют потребители?

Понятно, что в крупные города заходят крупные сети, и местным предпринимателям предстоит конкурировать в том числе и с ними. Конечно, к такой конкуренции надо готовиться, но бояться этого нет смысла.

Посмотрите на мировой опыт развития экономики. Наряду с развитием крупных торговых сетей растет и количество предприятий малого бизнеса. Агломерация выигрывает конкуренцию с мелкими населенными пунктами именно за счет разнообразия предложения на рынке, а значит -- и развития малого и среднего бизнеса, в том числе и "магазинчиков за углом". Важно быть готовым к тому, чтобы найти свою нишу, предложить что-то, недоступное крупным сетям.

Сейчас до 70% трудоспособных жителей агломерации Иркутск -- Ангарск -- Шелехов заняты в материальном производстве. Значит, в агломерации недостаточно развиты сервисные функции: торговля, сфера обслуживания. А это -- простор для развития не только крупных сетей, но и малых и средних предприятий. Поднятие уровня качества жизни предполагает другую пропорцию рынка услуг и материального производства.

-- И все-таки: не секрет, что федеральные торговые сети предпочитают развиваться как раз в городах-миллионниках. И если раньше они обходили Иркутск стороной, то с созданием агломерации наверняка нас ждет экспансия москвичей. Ваши советы иркутскому торговому бизнесу в этой связи?

В конкуренции с крупными торговыми сетями могут быть несколько вариантов действий. Те, у кого есть магазин, по стандартам своей работы приближающийся к работе супермаркетов, -- могут попробовать войти в торговую сеть, приобрести франшизу или даже попробовать конкурировать с сетями, хотя рентабельность отдельного супермаркета, скорее всего, упадет.

Магазины, которые продолжают торговать в формате гастронома, когда у покупателей нет свободного доступа к товарам, и их обслуживает продавец за прилавком, не смогут выдержать конкуренции с новым форматом. Хозяевам таких магазинов можно только посоветовать поменять формат, сделать свою торговую точку качественной, красивой и удобной для покупателей.

А вот владельцам небольших киосков и магазинчиков, особенно круглосуточных, скорее всего, удастся удержаться на волне. Такие торговые точки обычно имеют своего потребителя, торгуют товаром повседневного спроса -- ведь не поедет за литром молока человек в супермаркет.

Но и им не стоит расслабляться -- без специализации, без повышения качества обслуживания они могут проиграть в конкурентной борьбе.

Беседовал Николай КАРПОВ

16/03/07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные