Сегодня: 31.10.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 31 октября 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

3


СВОБОДУ РУКОВОДИТЕЛЮ!

Формирование эмоционального интеллекта: выгоды и преимущества для развития бизнеса

Понятие "интеллект" означает возможность личности к развитию, способность делать самостоятельные выводы, способность анализировать ошибки и приобретать личный опыт. Интеллектов много, это понятие не ограничивается пресловутым IQ.

Известный всем IQ рассчитывается на основании вербально- лингвистического интеллекта, который отвечает за способность человека читать, запоминать прочитанное, заучивать наизусть и оперировать заученным. Так формируется известная психологическая защита под названием "рационализация". Психологам известно, что вышеперечисленными качествами и способностями в избытке обладают дебилы и идиоты. Они запоминают все на всю жизнь, могут восстановить без проблем любую строчку из любой, прочитанной ими когда-то поэмы, а также обладают потрясающей работоспособностью и никогда не спорят.

Единственное, чего они не умеют -- это рационализировать. Так что, если современная система образования ратует за развитие именно IQ, -- мы имеем то, что мы имеем. Как пишет Роберт Кийосаки в одной из своих книг, благодаря этому мы получаем стойкий комплекс неполноценности, выходя из стен учебных заведений. Нас словно запихивают в прокрустово ложе интеллектуальных способностей. Многие годы потом личность тратит на то, чтобы избавиться от тревоги несовершенства, от страха оценки и наказания, от комплекса неполноценности. В общем, от всех подарков современной системы образования.

ОТСУТСТВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА -- ПРИЧИНА НЕУСПЕШНОГО БИЗНЕСА

Чтобы не перечислять все виды интеллектов, отметим, например, что соотношение IQ и эмоционального интеллекта составляет 1:24. Что это означает? Нас долго учили, что показывать свои эмоции нельзя, что необходимо их контролировать, и в итоге мы вообще отказываемся от эмоций, блокируем их, наивно думая, что контролируем. На самом деле, наши чувства и эмоции становятся нашими настоящими хозяевами, диктуют нам что делать, что говорить, что ощущать. Например, вы чувствуете тревогу непонятно от чего, начинаете мучиться, нервничать, говорите, что у вас "предчувствие чего-то нехорошего", подозреваете кого-то...

На самом деле вы легко можете управлять этим процессом и понимать, от чего именно у вас появилась тревога. От невозможности управлять своими эмоциями появились модные сегодня понятия: синдром хронической усталости, депрессии, и т.д.; поэтому люди увольняются ни с того ни с сего или вдруг срываются на близких без видимой на то причины, и вы не можете понять -- что случилось.

Почему сегодня так много пишут и говорят об эмоциональном интеллекте (Э.И.)? Потому что наконец-то многие поняли, что главный ресурс компании -- это люди, которые в ней работают. И если в компании работают люди, не обладающие Э.И., компанию начинает лихорадить. Еще страшнее, когда компанию возглавляет человек без Э.И. Люди, у которых сформирован Э.И. обычно грамотные в общении, ответственные, эмпатичные, лояльные, заинтересованные в своей деятельности и помогающие расти своей компании.

Больно наблюдать, как некоторые компании тратят огромные средства на рекламу, но когда приходишь или звонишь туда, -- сталкиваешься с откровенным хамством и полным отсутствием сервиса. Следовательно, деньги, затраченные на рекламу, потрачены впустую.

Бывает, что компания не в состоянии нанять специалистов. В этом случае проблема как в незнании специфики подбора кадров, так и, опять же, в отсутствии Э.И. Некоторым руководителям кажется, что они осчастливливают людей, которых принимают на работу, иногда им кажется, что не надо тратить время на адаптацию нового сотрудника: выживет -- хорошо, не выживет -- найдем другого. Это большая тема для обсуждения. Сегодня на рынке парадоксальная ситуация: работодатель говорит -- нет кадров, соискатель -- нет хорошей работы. Это происходит потому, что ни у соискателей, ни у работодателей нет четко сформированных запросов: что конкретно им надо.

Конфликты внутри компании, борьба за выживание, уход клиентов в другие организации, невозможность идти впереди рынка, отсутствие штатного расписания, отсутствие стратегического плана компании, отсутствие или непонимание миссии компании, "ты -- начальник, я -- дурак", нелояльность персонала, текучесть кадров -- все это последствия несформированного Э.И.

Важно понимать, что мы живем в новой реальности, в новом веке информационных технологий, и сегодня мы продаем не только свои товары и услуги, но продаем себя своим настоящим и будущим сотрудникам, формируя имидж компании на рынке.

Пример, приведенный в журнале "Управление персоналом", №18 (124)/2005: "Бразильский бизнесмен Риккардо Семлер создал компанию, полностью управляемую сотрудниками, вплоть до того, что рабочие на конвейере сами устанавливают, когда кому выходить на смену, и нет человека, который задает четкий график работы. Идея заключается в том, что не должно быть четкого деления на рабочую неделю и уик-энд. Люди должны работать тогда, когда хотят... Людям нужно дать максимальную свободу, тогда они будут работать лучше. Хотя это очень сложно сделать". Это пример компании со сформированным Э.И., когда каждый берет на себя ответственность за общее дело, так как каждый нормальный человек понимает, что если не будет его компании, он останется без средств к существованию. Это не значит, что вам теперь надо сказать сотрудникам: работайте, как хотите -- вы свободны. Нет, так нельзя, для начала надо сформировать Э.И., а уже потом "всем спасибо, все свободны".

ЧТО ТАКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

Давайте разбираться, что значит эмоциональный интеллект или, как его еще называют, эмоциональная компетентность. Понятие "компетентность" наверняка знакомо: это значит, что человек в каком-то вопросе разбирается хорошо и может дать развернутую консультацию по данной сфере деятельности. То есть, "эмоциональная компетентность" -- значит "достаточно хорошо разбираться в себе, в своих эмоциях".

Ниже приведены пять зон эмоционального интеллекта.

1. Адекватное восприятие себя (способность осознавать и признавать свои эмоции): эта способность отвечает за умение отделить собственные проблемы от проблем окружающих; понимать и принимать себя самого, настоящего. Позволяет иметь собственное мнение, а не поддаваться внушению со стороны; уметь оценивать ситуацию объективно, а не субъективно; понимать, какие ситуации и люди способны личность разбалансировать. Четко понимать и признавать свои социальные и личные роли. Когда личность умеет понимать и признавать, что именно с ней происходит, она перестает обвинять кого-то более значимого в своих неудачах; такая личность не станет обижаться; у подобных личностей есть четкое представление о себе и своих собственных целях, а главное -- планомерное, поэтапное их достижение. По сути, речь идет о том, что личность осознает: "я у себя есть". Для организации эта способность является большим плюсом: каждый выполняет именно свою работу и начинает уважать работу других людей.

2. Управление собой и своими эмоциями: когда личность понимает свои эмоции и чувства, она может ими управлять. Очень важная часть: не контролировать, а именно управлять и проживать, т.е. использовать их во благо себе. Эта способность отвечает за адекватное распределение внутрипсихической энергии, а не ее потерю в случае контроля. Таким образом, усталость, стрессы и конфликты адекватно переживаются за счет отсутствия проекций, переносов, вытеснений, отыгрышей. Личность способна вести адекватный, зрелый диалог и выстраивать межличностные отношения. Собственные сопротивления осознаются и прорабатываются самостоятельно. Личность проживает каждую секунду своей собственной жизни, не застревая во "вчера": "со мной плохо обошлись, я несчастен"; не переносится в "завтра": "с понедельника начну жизнь по- новому". Это способность быть "здесь и теперь".

3. Способность к самомотивации: это личностное творчество и оптимизм. Личность на данном этапе умеет самостоятельно работать над выбором, поиском оптимальных путей выхода из сложных жизненных ситуаций, самостоятельной постановкой цели и путей поэтапного достижения цели. Появляется мудрость. Личность, находящаяся на данном уровне эффективно выходит из депрессивных состояний. Данные личности самоуправляемы. Любую ситуацию личность разворачивает в свою пользу: "я научился делать то-то" или "теперь я знаю как". Нет страха совершить ошибку, есть возможность получать опыт в любой ситуации.

Итак, на данном этапе развития эмоционального интеллекта, мы получаем личность способную к диалогу, самомотивации, и самостоятельности. Личная ответственность сформирована. Такой сотрудник не будет обижаться и бунтовать, ждать, когда на него обратят внимание, ждать задач, требовать неадекватного повышения заработной платы. Более того, подобный сотрудник готов к карьерному росту, если сделал такой осознанный выбор.

Каждый сотрудник организации может и не обладать эмоциональным интеллектом и ответственностью, но руководитель для полноценного управления компанией просто обязан обладать эмоциональной компетентностью, иначе мы получаем стандартную ситуацию: руководитель проецирует собственные "заморочки" на подчиненных и наказывает их за это. Зрелый руководитель умеет использовать эмоциональные состояния сотрудников -- использовать во благо организации, а значит, себе.

4. Способность понимать эмоции, чувства и потребности других людей: человек готов к идентификации (сочувствию), как известно, такой способностью обладают только зрелые личности. На данном этапе развития личность готова к управлению другими людьми, именно к управлению, а не к контролю. Управление, как мы знаем -- это способность влиять на индивидуумы и группы людей таким образом, чтобы они выполняли свою работу и выполняли ее с удовольствием. На данном этапе развития человек понимает, что управление другими людьми -- это не всегда престиж и удовольствие, это еще и ответственность, и личность готова осознанно брать на себя ответственность за других людей. Более того, личность не строит ожиданий (иллюзий) относительно других людей, ведь, как мы знаем, ожидания от других -- это отсутствие ответственности.

5. Умение создавать продуктивные длительные отношения с людьми (способность управлять эмоциями других людей): логически вытекает из пункта четвертого, добавляется лишь умение читать эмоции других людей. На данном этапе личность становится "финансистом" в области человеческих эмоций. Личность не строит ожиданий, а значит, не конфликтует и не разрывает контакта с другими людьми из-за собственных несостоявшихся ожиданий.

Выгоды и преимущества от формирования эмоционального интеллекта следующие:

* свободное время руководителя, соответственно возможность развивать свой бизнес;

* ответственные и адекватные сотрудники;

* возможность достигать поставленных целей посредством УПЦ;

* самоуправляемая и саморазвивающаяся организация;

* соответственно: снижение затрат и увеличение прибыли.

Василина АБУ-НАВАС, генеральный директор ООО "Практик", официальный преподаватель и супервизор практики ОППЛ, бизнес-тренер

26.03.07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные