СТРАСТИ ПО ПЕРСОНАЛУ
Дефицит ИТ-кадров растет
По исследованиям аналитической компании IDC, нехватка квалифицированных специалистов по беспроводным сетевым технологиям, системам безопасности и IP-телефонии в Азиатско-Тихоокеанском регионе (за вычетом Японии) достигла 113 тысяч человек и продолжает быстро расти. Проблема актуальна и для нашего региона. Нынешний кадровый рынок в ИТ-индустрии напоминает эпоху всеобщего дефицита с ее длинными очередями. И работодатель, подбирая квалифицированного специалиста, оказывается около полупустого прилавка. Спрос превышает предложение: рынку не хватает узкоспециализированных и бизнес-ориентированных кадров -- они буквально на перечет. Недобор ИТ-специалистов в целом по стране, по разным оценкам, составляет до 300 тыс. человек в год. А имеющиеся, как правило, не готовы приступить к исполнению обязанностей немедленно: высшая школа дает базовое образование, тогда как на рабочем месте зачастую требуется знание конкретных технологий и навыков. "Быстрое распространение сетевых технологий в Азиатско- Тихоокеанском регионе вызывает рост спроса на сетевых специалистов и особенно на специалистов в области современных технологий (беспроводная связь, безопасность, IP-телефония), -- говорит президент Cisco в АТР Оуэн Чан. -- Чтобы смягчить отрицательное влияние дефицита кадров на национальную экономику и экономику региона, правительства, компании и учебные заведения должны вместе разрабатывать и проводить в жизнь целенаправленные образовательные программы". Cisco активно борется с дефицитом, реализуя программу Сетевых академий, которые готовят сетевых специалистов для разных отраслей в 167 странах мира, в том числе в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстане, Киргизии, Молдове, России, Узбекистане и Украине. В результате, по оценкам той же IDC, к 2009 году дефицит таких кадров в АТР увеличится до 221 тысячи человек, что соответствует общемировой тенденции: ныне нехватка сетевых специалистов на нашей планете составляет 210 тысяч, а через два года вырастет до 396 тысяч. Исследование показало, что в некоторых странах Азиатско- Тихоокеанского региона нехватка кадров ощущается сильнее, чем в других. При этом во всех странах укрепляется взаимосвязь и взаимозависимость между бизнесом и информационными технологиями. Интересно и то, что конвергенция сетевых и других информационных технологий создает спрос на высококвалифицированных специалистов. Потребность российских предприятий и организаций в новых ИТ-специалистах в 2007 году составляет 175 тыс. человек. Такую оценку сегодня представил на пресс-конференции по итогам 2006 года директор фирмы "1С" Борис Нуралиев. По его словам, сейчас в России около 1,1 млн. ИТ-специалистов, около 300 тыс. из них занято непосредственно в ИТ-индустрии, 750 тыс. человек работает в ИТ-отделах на предприятиях различных отраслей экономики и государственных структур. При этом количество подготавливаемых российскими вузами ИТ- специалистов не соответствует потребностям индустрии. Так, например, в 2005 году вузами было выпущено 29,5 тыс. магистров и специалистов ИТ-профиля, а также 18 тыс. бакалавров. В том же году на обучение по ИТ-специальностям в вузах было зачислено около 70 тыс. человек. В качестве одного из путей преодоления тенденции к нехватке ИТ-специалистов в России, Нуралиев назвал участие ИТ- компаний в организации подготовки кадров для отрасли. ЧТО ДЕЛАТЬ? Безусловно, компании стремятся удерживать у себя профессионалов любой ценой. Особенно хороши в борьбе за лучшие кадры специальные программы обучения и комплексные мотивационные пакеты. Наполнение мотивационного пакета зависит от статуса сотрудника, что свидетельствует о достаточно четко выстроенной мотивационной политике в большинстве ИТ- компаний. В целом же компенсационный пакет айтишника один из самых полных среди всех российских отраслей: медицинская страховка, оплата мобильного телефона и питание стали для него уже привычными атрибутами, каждая третья ИТ-компания обеспечивает своим сотрудникам возможность заниматься спортом, а также, в качестве фактора долговременного удержания, выдает кредиты. В условиях кадрового дефицита и хронического отставания системы образования от потребностей рынка у ИТ-компаний остаются два пути решения кадрового вопроса: переманивать специалистов у конкурентов, рискуя в свою очередь оказаться в положении брошенного, или пытаться вырастить их внутри компании. Перечень мер, которые призваны решить проблему кадрового дефицита в ИТ-индустрии, широк и разнообразен. Наиболее распространены заклинания, обращенные к правительству, которое должно создать сеть колледжей, выпускающих за два года готовых программистов-кодеров; повысить качество преподавания ИТ-специальностей в вузах; ввести отсрочки от армии для студентов ИТ-специальностей; изменить иммиграционное законодательство таким образом, чтобы обеспечить приток в страну квалифицированной рабочей силы из стран СНГ и т. д. Ведущие же ИТ-компании считают, что именно внедрение программ развития молодых специалистов может стать реальным решением проблемы дефицита кадров. И давно уже "прописались" в профильных вузах. Согласно IDC, дефицит специалистов по сетевым технологиям, IP-телефонии, мобильной связи и ИТ- безопасности в России вырастет с 9,4% (11,4 тыс. человек) в нынешнем году до 24,5% (60 тыс. человек) в 2008 г. По сообщениям: Журнал "Рынок труда", e-Professional, iOne.ru, "Коммерсантъ", CNews, Astera Group, и других СМИ 02.05.07
|