Сегодня: 17.08.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 17 августа 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ЮРИЙ ФЕДОНОВ:

"САМЫЙ СЕРЬЕЗНЫЙ КОНКУРЕНТ ДЛЯ НАС -- ЭТО ПРОИЗВОДИТЕЛИ ПИВА"

Прошли времена, когда на иркутском рынке мороженого безраздельно властвовали государственные хладокомбинаты. Сегодня здесь столкнулись интересы региональных производителей и российских холдингов. Потребителю это выгодно -- ассортимент 'сладкого холода' огромнейший, цены приемлемые. Участникам рынка приходится напрягать все силы, чтобы не оказаться на обочине. Наши хладокомбинаты сдавать позиции не собираются. В середине 90-х годов эти предприятия с огромными долгами перешли из государственных рук в частные. И до сих пор остаются крупными производителями мороженого в регионе.

О рынке мороженого мы поговорили с Юрием Федоновым, генеральным директором ООО 'Фабрика мороженого 'Ангария''.

КОНКУРЕНТЫ БЕРУТ КОЛИЧЕСТВОМ

-- В конце весны появилась Иркутская ассоциация мороженщиков. Какие изменения в деятельности фабрики произошли после ее создания?

-- Ассоциация была создана с целью объединения двух крупных производителей Байкальского региона. На данный момент в нее входят всего два предприятия -- АО 'Иркутский хладокомбинат' и ООО 'Фабрика мороженого 'Ангария''. Теперь мы совместно с нашим партнером выстраиваем общую ценовую политику. Благодаря этому мы не переходим друг другу дорогу на рынке. Наши розничные и оптовые сети объединились. И сейчас эта общая сеть занимается реализацией только продукции 'Ангарии' и иркутского хладокомбината. Мы сейчас можем пользоваться холодильниками своего партнера, а он -- нашими.

Помимо этого огромное преимущество ассоциации -- совместные закупки сырья. Например, нам надо закупить 10 т молока, но мы не можем этого сделать, так как в вагон входит 30 т, а это для нас слишком много. Теперь же можно приобрести вагон молока 'на двоих'.

-- Создание ассоциации производителей мороженого вывело бизнес на цивилизованный уровень, как это планировалось?

-- До весны этого года никакого союза между производителями мороженого не было. Каждый варился в собственном соку. В результате не было никакой стратегии в торговле, в развитии рынка. Сегодня же ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. На Западе создание таких ассоциаций практикуется уже давно. Производители объединяются и осуществляют товарообмен. Если бы мы объединились раньше, наша оптово-розничная сеть сейчас была бы более развитой, а производство -- более мощным.

-- А с тем, что ассоциация имеет сейчас, можно выдержать конкуренцию с привозной продукцией?

-- На данный момент ввозимая продукция составляет серьезнейшую конкуренцию нашему мороженому. 'Русский холод' или 'Крайс' являются огромными структурами производителей. Нам попасть в их холодильник просто нереально. Тот же 'Русский холод' из Барнаула делает все возможное для продвижения своей продукции. В этом случае мы должны говорить не о качестве продукции и цене, а о создании розничных торговых точек. То есть нас сдерживает в конкурентной борьбе только отсутствие холодильников.

-- Что же мешает вам убрать этот барьер?

-- У нас все идет по плану. Самое главное для производителя -- выпускать продукцию. Для этого нужно современное оборудование. До недавнего времени все наши средства шли на создание производственной базы. Ведь оборудование, которое работало в советские времена, сегодня устарело. В следующем году мы планируем заняться расширением розничной сети. Хотя на самом деле мы все равно будем делать основной акцент на производстве качественного продукта и ассортименте. Потребитель сам выберет. Например, завозившаяся ранее в Иркутскую область продукция 'Нестле' не выдержала конкуренции и ушла с нашего рынка. Так же будет и с другими производителями. Они могут выигрывать в том, что касается упаковки. Но такой успех недолгий. Нашим технологиям уже полвека. Они проверены временем. Мы, конечно, вводим новые технологии приготовления мороженого, но делаем это на основе старых. Это большой плюс.

ИРКУТСКУЮ ОБЛАСТЬ ПРИЗНАЛИ ИНТЕРЕСНОЙ

-- Ожидаете приход новых конкурентов на региональный рынок?

-- Конечно. Сегодня налицо большая заинтересованность западной России в Иркутской области. Ведь в последнее время в нашем регионе наблюдается оживление экономики. Мы проигрываем западным производителям, потому что стартовали с разных позиций. Москвичи давно модернизировали свое производство. Мы же только приближаемся к этой цели.

-- После образования ассоциации АО 'Иркутский хладокомбинат' остается для вас конкурентом?

-- У нас сегодня скорее сотрудничество, чем конкуренция. Мы не пересекаемся в плане ассортимента. Допустим, 'Ангария' выпускает эскимо, иркутский хладокомбинат -- нет. У них развиты линии по производству мороженого в брикетах, у нас -- нет. На заседаниях ассоциации мы обсуждаем, на что конкретно делать акцент в производстве. Кстати, иркутскому хладокомбинату немного проще в конкурентной борьбе с другими производителями. Имя его известно региону. Нам же приходится еще и раскручивать свой бренд.

-- 'Покушаются' ли на рынок мороженого другие региональные производители?

-- Это мелкие производители мороженого. Серьезную конкуренцию они нам не составляют. Кстати, в будущем мы хотим привлечь их в свою ассоциацию. Для них будет выгодна корпоративность -- общая оптово-розничная сеть, совместная закупка сырья и прочее. А для нас включение мелких производителей в ассоциацию выгодно из-за возможности создания единой производственной программы. В итоге будет разработана цивилизованная конкурентная схема работы.

-- Какую долю на рынке мороженого сегодня занимает 'Ангария'?

-- Трудно сказать. Причина в том, что практически все участники рынка скрывают истинные объемы продаж. Например, у нас самая большая сеть розничных торговых точек находится в Иркутске -- более 300 холодильников. Сколько процентов это составляет от всего иркутского рынка, вам никто не скажет.

Также у нас есть свое представительство в Бурятии, где тоже развернута розничная сеть. Могу сказать точно, что мы являемся лидерами продаж в Монголии. Около 80% всего рынка мороженого этой страны занимает продукция фабрики 'Ангария'. Интересно, что там даже водку закусывают нашим мороженым.

СЕЗОННОЕ ЗАТИШЬЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ

-- Практически все производители пытаются как-то разрешить проблему сезонности. Если летом производство мороженого работает на полную мощность, то зимой оно сокращается на 40-50%.

-- Для нас время так называемой несезонности приходится не на зиму, а на осень и весну. Этому есть несколько экономических причин, касающихся только предприятия. Кстати, за рубежом у многих производителей мороженого неудачное для продаж время также весна и осень. Некоторые даже закрываются на этот период, чтобы не работать себе в убыток.

-- Какие действия предпринимаете в 'несезонный' период?

-- Делаем текущий ремонт на фабрике. Мы даже благодарны 'несезонным' месяцам за свободное время, которое мы можем эффективно использовать, например, для модернизации производства, внедрения новых технологий и просто для приведения в порядок помещения фабрики.

-- А если сдавать 'холод' в аренду на это время, чтобы еще и прибыль получать в 'застойные' месяцы?

-- Дополнительный бизнес, конечно, нужен. Но мы, видимо, пока еще не готовы к такому подходу. Хотя морозильные камеры мы сдаем независимо от сезонности. Если есть свободная емкость, зачем ей пустовать? Это роскошь.

-- Кстати, на территории иркутского хладокомбината открывается рынок замороженной продукции. Вы будете размещать там свою продукцию?

-- Обязательно.

МОРОЖЕНОЕ ПОДОРОЖАЕТ, НО ТОЛЬКО ДЛЯ ОПТОВИКОВ

-- После наступления холодов прогнозируют резкое снижение местного производства молока. Как это может отразиться на деятельности фабрики?

-- Конечно, это плохо для предприятия. Вообще, местные сельхозпроизводители находятся сегодня в тяжелом положении. Иркутская область никогда не обеспечивала себя полностью сельхозпродукцией, так как находится в зоне рискованного земледелия. Нам всегда приходилось основную часть сырья завозить из других регионов. Мы используем продукцию Украины, Белоруссии и западных областей России. В прошлые годы мы также завозили часть сырья из Новосибирска. Но этот год был неурожайным и для столицы Сибири.

-- Что вы покупаете у местных сельхозпроизводителей?

-- Практически ничего. Сухое молоко в нашем регионе не производят -- нет оборудования. С этого лета мы работаем с ОАО 'Белореченское', которое поставляет нам натуральное молоко. Они обещали не повышать цены до ноября, но из-за неурожайного года стоимость молока изменилась уже в сентябре.

-- В результате цены на мороженое повысятся?

-- В рознице повышения цен, скорее всего, не будет. Нам не позволят этого сделать иногородние производители, которые ввозят в Иркутскую область свою продукцию. Они уже произвели закуп сухого молока на этот год. Мы же себе этого позволить не можем. Дорого. Один вагон сухого молока стоит порядка 2 млн. руб. А мы за месяц вырабатываем два вагона. Если мы решим закупить сырье на год вперед, то на других проектах придется ставить крест.

Если бы у нас была возможность создать собственную обширную розницу и держать уровень цен в пределах 3-4 рублей, это был бы огромный удар по конкурентам. А кроме того, мы смогли бы компенсировать все издержки по закупке сырья. Мы планируем сделать такой шаг в следующем году.

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО МЕНТАЛИТЕТА

-- Вы планируете открывать на фабрике производственные линии известных компаний-производителей?

-- Безусловно. Но только производителей с мировым именем, которые отвечают за свою продукцию. Мы за открытие линий зарубежных производителей на базе 'Ангарии'. Я думаю, это вопрос следующего года. Пока мы только исследуем потенциальных партнеров. Для нас такая перспектива очень выгодна, потому что мы не сможем нормально конкурировать с тем количеством линий, которое у нас есть сегодня.

Открытие новых производственных линий -- трудоемкий и дорогой процесс. Каждая линия делается под заказ. На предприятие приезжают специалисты, которые его досконально исследуют. Сегодня эта работа уже началась.

-- Что нового от 'Ангарии' в ближайшее время появится в продаже?

-- В ноябре мы начнем продавать йодированное и витаминизированное мороженое. Это будет так называемая лечебная серия.

-- Российская ассоциация производителей мороженого планирует заняться пропагандой мороженого как полезного и вкусного продукта питания. 'Ангария' присоединится к этой акции?

-- На самом деле конкуренцию нам составляют не только коллеги по бизнесу, но и производители пива. И если первым мы можем противопоставить качество и цену своего продукта, то методов ведения конкурентной борьбы со вторыми практически нет. Потребление пива сегодня пропагандируется буквально на всероссийском уровне. По центральным каналам идет реклама практически одного пива. В этом году, по-моему, была только одна реклама мороженого от 'Нестле'. Мы на местном телевидении пытаемся регулярно заказывать рекламные сюжеты. На центральном телевидении наши 'старшие братья' этого не делают вообще. Поэтому до сих пор мороженое для россиян является деликатесом. У людей нет информации о полезности этого продукта. В Норвегии, например, мороженое является неотъемлемой частью завтрака.

Сегодня производят мороженое на любой вкус. Мы делаем даже диетическое мороженое, в котором содержание калорий минимальное. Есть йогуртовое мороженое. Мы сегодня с помощью участия в некоторых социальных программах города и области пытаемся развить культуру потребления мороженого. Но этого недостаточно. Один в поле не воин.

Елена ПШОНКО


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные