Сегодня: 24.08.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 августа 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ИНОСТРАННАЯ РАБОЧАЯ СИЛА

Что им стоит дом построить, посадить сад, вырастить сына...

Сибирь всегда была многонациональным краем. Однако сегодняшнее положение с миграцией в нашем регионе несколько двусмысленно. Количество иностранцев, приезжающих на сезонные или временные работы, с каждым годом увеличивается. По официальным данным, в 2002 году 105 предприятий Иркутской области получили разрешения на привлечение рабочей силы из-за рубежа. Подтверждения на право трудовой деятельности были выданы 2650 иностранцам. По данным на 1 сентября, в этом году миграционное управление дало разрешения 173 предприятиям на привлечение 2588 рабочих из стран дальнего и ближнего зарубежья. При этом уровень безработицы в Иркутской области остается достаточно высоким, и из-за чего привлечение иностранных рабочих становится подчас камнем преткновения в диалоге между бизнесом и властью.

Наряду с другими вопросами миграционной политики это обстоятельство активно используется в предвыборных дебатах. Народ «тыкают носом» в факты, лежащие на поверхности, -- количество безработных соотечественников и рост числа приезжающих на заработки. Но что реально лежит в основе этих цифр? Ведь на самом деле они доказывают только одно -- потребность в рабочей силе увеличивается независимо от числа потенциальных работников.

МАСТЕРА НА ВСЕ РУКИ

Иркутская область скоро «вырастет» из квот


Приток иностранной рабочей силы в Иркутскую область, как и в
любой другой регион страны, ограничен квотами «на выдачу
иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ с целью
трудовой деятельности». В соответствии с Федеральным
законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации» эти квоты готовятся отдельно для каждого региона и
ежегодно утверждаются правительством. У нас в области расчетом
допустимого количества иностранных работников
занимается комитет по труду областной администрации.
Основой для расчета являются предложения глав муниципалитетов.
Мэры предполагают, какое количество иностранцев они могут пустить
в свой район, чтобы на местном рынке труда
сохранялся приоритет соотечественников.


Десять тысяч человек -- это то количество иностранных рабочих,
которое определено для Иркутской области. Из них три тысячи --
количественный предел для рабочих из дальнего зарубежья.
Однако эта цифра долгое время вызывала споры. Департамент
занятости и комитет по труду считали, что эти три тысячи не
должны включать в себя рабочих из ближнего
зарубежья. Управление миграции настаивало на обратном. 


Пока квот выдается меньше, чем предусмотрено законом. Но
до верхней планки осталось совсем немного. Судя по
растущим запросам на иностранную рабочую силу, в ближайшие
годы квоты могут оказаться «малы». А если
учитывать, что и сейчас количество работающих иностранцев во
много раз превышает количество легальных рабочих, то
ограничения выглядят достаточно узкими.


Существует несколько причин, по которым иркутские работодатели
привлекают иностранную рабочую силу (исключая те области, где
иностранцам просто нет альтернативы -- повара, преподаватели).
Первая и основная -- это нехватка рабочих рук на местах, несмотря
на достаточно высокие показатели безработицы. Судя по данным
областного Центра занятости населения, сферы производства,
где спрос на рабочие руки превышает предложение, практически
совпадают с теми, в которых активно применяют себя иностранные гости.
Например, постоянный спрос существует на рабочих различных
строительных специальностей.


Вторая причина, к которой регулярно апеллируют -- это
квалификация рабочих и качество выполнения работы. Этот пункт является
достаточно спорным. Если говорить о легальной рабочей силе,
то здесь действительно высокая квалификация является практически
обязательным условием. В отличие от наших, иностранные рабочие
часто владеют одновременно несколькими смежными профессиями, а
также знакомы с высокими технологиями. Более того, многие из
приезжих регулярно повышают свою квалификацию. Как рассказал
генеральный директор ОАО «Жилстрой» Сергей Петренко, на
строительстве дома для молодых ученых в Академгородке в его
фирме работала бригада китайцев. Все рабочие ежегодно
ездили к себе на Родину для того, чтобы пройти очередную
ступень обучения и подтвердить повышение уровня квалификации,
а затем снова возвращаются на заработки в Сибирь.


На объектах
ОАО «Иркутский центр жилья» работает достаточно много иностранцев.
Исполнительный директор фирмы Дмитрий Юрьевич
объясняет этот факт следующим образом:


-- Наши соотечественники возводят один этаж 2-3 месяца, а
китайцы строят 2-3 этажа за один месяц. Производительность
труда впечатляет.


В отношении нелегалов потребительские впечатления расходятся.
Скорость и дешевизна их работ не всегда сопровождается высоким
качеством. Тем не менее строительные фирмы привлекают нелегалов в большом
количестве и чаще всего остаются довольны.


Впрочем, найм иностранцев еще не означает, что работодатель отдает
им предпочтение.


-- Нам нужно на сезон нанять 400 рабочих, -- объясняет свою
позицию Сергей Петренко, -- мне неважно, кто это будет -- русские
или иностранцы. Если бы пришли наши рабочие -- я бы с удовольствием
их взял. Но их нет...


По результатам опроса большинство строительных фирм иркутской
области так или иначе привлекают иностранную рабочую силу.
По мнению многих строителей, иностранные рабочие являются не
просто более выгодным вариантом. Они необходимы нашей
строительной отрасли.


Похожая ситуация сложилась и в сельском хозяйстве. Привлечение
иностранцев здесь работодатели мотивируют их эффективностью.
Китайцы умудряются выращивать урожай в несколько раз больше,
чем российские граждане на такой же земле.


Зам. начальника Управления по миграции УВД Иркутской области
Валентин Луценко комментирует ситуацию:


-- Те, кто хоть раз нанимал китайцев на сельхозработы, потом ни
за что не будут работать с нашими. Китайцы, без преувеличения,
работают от рассвета и до заката. Им в день нужно выдавать
только горсточку риса -- остальное берут с земли. Живут
буквально на подножном корму. Минимум затрат и максимум
прибыли.


По данным комитета по труду областной администрации,
работодатели, привлекающие иностранных граждан, «отмечают их
высокую работоспособность и четкое выполнение
трудовой и технологической дисциплины».
Неудивительно, что потребность в
иностранных рабочих год от года увеличивается. 
Есть, конечно, фирмы, которые принципиально не нанимают
иностранцев. Но это скорее исключение из правил.

КОМУ НУЖНЫ «ДИКИЕ БРИГАДЫ»?


найм иностранных специалистов: с разрешением и без

Для того чтобы нанять на свое предприятие иностранных
рабочих, одного желания мало. Необходимо подготовить веские
обоснования своих намерений и довольно крупные денежные суммы. 


ПОРЯДОК ТРУДОУСТРОЙСТВА


Если фирма хочет задействовать в своей работе иностранцев (а
иностранцем является любой человек, имеющий гражданство другой
страны, кроме жителей Республики Беларусь), в первую очередь ей необходимо
получить согласование в департаменте занятости. Для этого
работодателю придется доказать, что работа -- именно ста китайцев,
именно на строительстве этого дома -- является целесообразным решением.
И нигде не получится найти столько же русских рабочих, готовых
в те сроки возвести задуманный шедевр зодчества.


После того как департамент дал добро, работодатель идет
в Управление по делам миграции УВД Иркутской
области получать разрешение. Если приглашаются граждане из дальнего
зарубежья, то документы отправляются на согласование в Москву.
В другом случае -- процедура не выходит за пределы Иркутска. В выданном
разрешении уточняется количество людей, их профессии и страна исхода.


Последний этап: фирма подготавливает список кандидатов на работу и
приносит его в Управление по делам миграции УВД. Теперь
разрешение выдается уже конкретным работникам. На основании
этой бумаги каждый из них в паспортно-визовой службе получает
временную регистрацию на год.


В течение года представители Управления миграции периодически
проверяют, как работают иностранцы, в каких условиях проживают и т.д.
При условии отсутствия злостных нарушений на следующий год
разрешение может быть продлено. Однако все документы на иностранную
рабсилу оформляются в том же порядке и в том же объеме.


Один иностранный работник «стоит» работодателю 4 тыс. руб.
Если фирма нанимает 400 человек, то она должна заплатить
государству 400 тыс. руб. и все положенные налоги с минимальной
заработной платы.


Много это или мало, сложен или прост процесс легального найма
иностранцев, можно оценивать по-разному. Однако факт --
большинство иркутских бизнесменов предпочитают работать с
нелегалами. И заставить их действовать официально никто не
может.


На вопрос, насколько легко сегодня работодатель может нанять
нелегальную рабочую силу, в Управлении миграции УВД
отвечают просто и честно -- «Без проблем».


-- У нас элементарно не хватает людей, чтобы проверять
каждую фирму, -- говорит Валентин Луценко.


НЕЛЕГАЛ -- ЭТО НЕ ТОЛЬКО ВЫГОДНО
  
Что несет с собой постоянный приток нелегальной рабочей силы
из-за рубежа, кроме выгоды работодателям? Можно назвать
несколько малоприятных последствий.


1. Бесправность рабочих. По сути, нелегалы -- это
рабы. Они целиком зависят от своего «хозяина», который
может их обмануть, сдать властям и даже убить (такие
прецеденты были в других регионах России).


2. Повышение криминогенности в регионе. Если легальные
рабочие перед въездом в страну тщательно проверяются, то
нелегалы -- нет. Кто нанялся строить ваш дом или садить сад --
рецидивисты или обычные бедолаги -- узнать практически
невозможно. Кроме этого, если нелегальные рабочие остаются
без денег им приходится как-то выживать и не всегда это
получается сделать честным способом. И еще -- доведенные до
отчаяния люди способны на многое. В России был случай, когда
«кинутые» на деньги рабочие забили насмерть своего работодателя.

 

3. Уход от налогов.


4. Поощрение коррупции в рядах правоохранительных органов.
Можно подумать, что участковый не знает, что где-то работают
нелегалы. Говорят, что «ставка за молчание» доходит до 5 тыс. руб.
в месяц.


5. Козырная карта политических популистов -- значительное
количество дешевой иностранной рабочей силы может «взорвать»
рынок труда, так как создает на нем демпинговые условия.


ЗАКОН И ПРАКТИКА -- ПЛЕТЬЮ ПО ОБУХУ

То, что на эти проблемы нельзя закрывать глаза, очевидно многим.
Но что делать? Никто из официальных структур не дал нам
ответа, как бороться с потоком нелегальной рабочей силы.
Они даже не знают, сколько нелегалов работает сейчас на
территории Иркутской области. У правоохранительных органов
отсутствуют возможности для эффективного контроля за прибытием
иностранцев в наш регион.


Управление по делам миграции сегодня контролирует въезд иностранных
граждан только в аэропорту. Там есть контрольно-пропускной пункт.
Если у работников аэропорта возникают какие-либо сомнения
относительно личности прибывшего, они вызывают
сотрудников УВД. На вокзале никаких пропускных пунктов не предусмотрено
и нелегалы могут совершенно спокойно прибывать на территорию области по
железной дороге. Так они и делают.


В кодексе административных правонарушений есть статья 18.8 --
нарушение правил пребывания и статья 18.10 -- незаконное
привлечение иностранной рабочей силы. Но процесс выявления
нелегалов, уже обосновавшихся в области, сопряжен с рядом
проблем, не предусмотренных законом.


С одной стороны, кажется, что отследить работающих нелегалов
проще простого. Вот же они, все на виду. Бригады отделочников,
строителей. С другой...


-- Теоретически мы, конечно, знаем, что практически все отделочные работы
в Иркутске выполняются таджиками, -- говорит Валентин Луценко, -- но
как это контролировать? Делать поквартирный обход?
На это не хватит ни времени, ни сотрудников. У
нас есть более глобальные направления. Сейчас мы работаем над
тем, чтобы все фирмы, которые привлекают нелегальную иностранную
рабочую силу, были в нашем поле зрения. Если
мы видим такую фирму, мы отрабатываем ее полностью.


По закону фирма, незаконно привлекающая иностранцев, должна
заплатить штраф -- 2 тыс. руб. за человека. Но эта мера
налагается только по решению суда. При этом доказать
факт работы «незаконного иностранца» очень сложно.
Как правило, у них нет ни трудовых договоров с фирмой, ни
других документов. Единственным доказательством, как
правило, является устное подтверждение работника. Однако
работодатель может уйти «в глухую оборону». Были
такие случаи, когда фирмы отказывались признавать факт
работы. Мол, этот «иностранный гость» просто сидел и
смотрел, как работают русские. Приехал, де, специально, чтобы
перенимать опыт. 


Можно ли решить проблему запретительными мерами? Предпринимавшиеся
попытки свидетельствуют о их малой эффективности.
Например, уже давно «головной болью» сотрудников
миграционного управления УВД являются «китайские» рынки.
Дело в том, что департамент занятости не дает работодателям
согласования на приглашение иностранных продавцов. Мотив
очевиден: людей, способных торговать, хватает и у нас.
Однако если пройтись по любому рынку, то бессмысленность
этого запрета станет наглядной.

Анна ШЕХОВА


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные