Сегодня: 20.09.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 20 сентября 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА


ВСЕ КАДРЫ ТЕКУТ

Чтобы удержать сотрудников, их надо кормить и развлекать

Проблема текучки кадров знакома многим предпринимателям, но признаются в этом далеко не все предприятия. Конечно, намного приятнее говорить о стабильности и перспективности фирмы. Между тем игнорирование текучки может привести к серьезным финансовым потерям и даже разорению бизнеса. Впрочем, некоторые иркутские предприниматели умудряются извлекать из нее прибыль.

КАДРЫ СТОЯТ ДЕНЕГ

Чем чревата текучка кадров? В первую очередь -- убытками. Замена сотрудника стоит денег, и об этом нельзя забывать. Очевидные затраты -- выплата уходящему работнику увольнительных. Но гораздо дороже фирме может обойтись снижение производительности из-за ухода работника и обучение нового. Кроме этого, требуется время на поиск замены и адаптацию сотрудника на месте.

По информации иркутских кадровых агентств, наиболее остро проблема текучки кадров стоит в сфере услуг. Чаще всего персонал меняется в ресторанах, барах, кафе, риэлторских и рекламных агентствах. Также в этот список можно отнести торговые компании, в которых наблюдается текучка кадров среди персонала, занятого прямыми продажами (продавцы, торговые представители).

ВСЕ ДЕЛО В ЗАРПЛАТЕ

Как отмечают в самих агентствах недвижимости, у них причиной текучки кадров подчас является низкая квалификация руководителей. Количество риэлторских фирм стабильно растет, нередко они являются бизнесом семейного типа. Зачастую их директора не озадачиваются получением специального образования. Отсюда и безграмотность руководителей агентств недвижимости в управлении персоналом.

-- Многие риэлторские фирмы сегодня работают непрофессионально, -- считает Анастасия Литвиненко, президент Иркутского областного союза риэлторов, -- но не только это является причиной текучки кадров. Не меньшую роль играет и личная неорганизованность персонала. Агенты недвижимости, как правило, коммуникабельные люди. Такой черте характера присуща непоседливость, нехватка организационных качеств. Поэтому риэлторы часто меняют место работы.

Также Анастасия Литвиненко отметила, что сегодня в риэлторском бизнесе очень много женщин, которые занимают посты руководителей. По негласному правилу экономики, если мужчины покидают какую-либо сферу, значит она стала менее доходной. Как следствие -- снижение заработной платы. Работа агентов трудоемкая и рискованная (никто не оплатит потраченные силы и время, если сделка не состоится), поэтому многие риэлторы покидают этот бизнес в поисках более высокой оплаты труда.

Рекламный бизнес во многом схож с риэлторским. Та же работа агента и мотивировка на зарабатывание денег. Работодатель предлагает своим сотрудникам схему 'оклад + процент', причем оклад мизерный, а проценты даются все тяжелее и тяжелее.

...И ПЕРСПЕКТИВАХ

В общепите большая текучка кадров наблюдается среди обслуживающего персонала -- барменов и официантов. Связано это в первую очередь с тем, что особого образования и навыков для этой работы не требуется.

-- Текучка кадров у нас есть, но это, наверное, нормальное явление для общепита, -- считает администратор ресторана 'Хун Ян', -- барменами и официантами сегодня работают в основном студенты, которые по окончанию вуза уходят работать по специальности.

Однако текучка кадров среди обслуживающего персонала -- далеко не нормальное и достаточно опасное явление. В результате текучки снижается качество обслуживания, падает рейтинг заведения, уменьшается число клиентов и доходность бизнеса. Некоторые рестораны и кафе это уже осознали. Теперь у них, прежде чем приступать к работе, официанты и бармены проходят специальные курсы. Но этого не достаточно. Если рестораторы не будут внимательнее относиться к подбору персонала и управлению им, они могут понести серьезные убытки, обучая потенциальных 'летунов'.

Аналогично ресторанному бизнесу обстоят дела и в торговле. Работа продавца и торгового представителя не требует специального образования. Критерии конкурсного отбора у большинства фирм достаточно лояльны. Поэтому многие выбирают эту работу как промежуточный вариант, пока не подвернется что-нибудь получше.

ОТ КОГО БЕГУТ?

Специалисты выделяют несколько причин текучки кадров, причем 'виновны' в них как работодатели, так и работники.

-- Текучка кадров может быть плодом легкомысленности работодателя, -- говорит Татьяна Калугина, сотрудник кадрового агентства 'Профессионал', -- зачастую руководители компаний недобросовестно подходят к проблеме подбора персонала, а порой просто 'затыкают' людьми дыры. Если же к подобному отношению прибавляются еще и тяжелые условия труда, работник бежит. Сотрудники тоже несут часть ответственности за 'текучку'. Связано это с несерьезностью в выборе работы. Нередко сотрудник устраивается на работу слишком поспешно, не 'примерив на себя' фирму, не оценив своего потенциала, не узнав политику компании.

Часто руководитель предприятия сталкивается с проблемой текучки кадров после радикальных изменений в бизнесе. Например, в фирме происходит реструктуризация, в процессе которой меняется стратегия работы на рынке и внутренняя политика компании. Немногие из старых сотрудников после этого остаются. Начинается отток персонала.

Порой фирма заражается 'болезнью роста', как говорят кадровики. Этот синдром проявляется тем, что руководитель фирмы регулярно ее расширяет, а его люди не успевают адаптироваться. В таком случае тоже начинаются повальные увольнения сотрудников.

СКУПОЙ УХОДИТ С РЫНКА

Кстати, не для всех работодателей текучка кадров является проблемой. В некоторых компаниях ее создают искусственно. На манипулировании текучкой можно 'делать' неплохие деньги. Новый сотрудник, находясь на испытательном сроке работает за небольшую оплату, например, за полставки. Вот некоторые фирмы и меняют кадры как перчатки.

-- К сожалению, такие компании существуют в Иркутске, -- говорит Татьяна Калугина. -- О них идет дурная слава. Но фирмы, которые так используют людей, не задерживаются на рынке.

-- Это одна из стратегий ведения бизнеса у многих риэлторских компаний, -- говорит Анастасия Литвиненко. -- Иными словами это называется 'снятие сливок'. То есть фирма выжимает из молодого сотрудника энергию и энтузиазм, а потом 'выбрасывает' его как отработанный материал.

ПРОФИЛАКТИКА

Чтобы не заболеть синдромом 'текучки', руководителям необходимо помнить о методах профилактики. В первую очередь это касается системы оплаты труда. Она должна быть прозрачной и понятной. Также работодателю необходимо быть готовым время от времени платить своим сотрудникам выше их рыночной цены -- не только для того, чтобы удержать их, но и чтобы привлечь в фирму других специалистов.

Вообще, у сотрудников должна быть высокая мотивация на всех уровнях: деньги, обучение, возможность продвижения по служебной лестнице. Один из самых эффективных способов стимулирования работников -- предоставление социального пакета. Сюда может входить медицинская страховка, оплачивание мобильной связи, использование служебного автотранспорта, бесплатные обеды, турпутевки со скидками и т.п.

-- Зачастую руководство компании недооценивает такого важного мотивационного фактора как общая цель, миссия компании, -- говорит Татьяна Калугина.

Стратегическая цель компании должна быть доведена до каждого сотрудника. Дело в том, что тогда работники будут чувствовать себя, во-первых, нужными фирме, во-вторых, уверенней. Когда план работы компании понятен и в будущем видны перспективы, сотрудники начинают работать с удвоенной силой. Когда все в тумане и ничего неизвестно, производительность труда падает. Кто хочет пахать 'в стол'?

Руководство, которое хочет избежать синдрома 'текучки', должно подумать и над организацией коллективных праздников. Например, можно ввести какие-нибудь фирменные 'красные дни календаря'. В общем, приложить все усилия для поднятия настроения у своих сотрудников.

В идеале, руководителю предприятия стоило бы разработать (разумеется, с помощью менеджера по кадрам) свою стратегию управления персоналом. Разовые 'подачки' не удержат сотрудников надолго. Учитывая же все макро- и микрофакторы текучки в его отдельно взятой фирме, бизнесмен может добиться создания стабильного коллектива.

Елена ПШОНКО


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные