Сегодня: 20.06.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 20 июня 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


Александр ТИШАНИН: МЫ ФОРМИРУЕМ КЛИМАТ, НО ИНВЕСТОР РЕШАЕТ САМ

Сочинский инвестиционный форум этого года назван самым масштабным в истории России. Его итогом стало подписание контрактов на сумму более 22 млрд рублей. Экспозиция Иркутской области была одной из самых крупных. На ней представили свои проекты 14 предприятий региона -- от строительства жилых комплексов до создания высокотехнологичного производства поликристаллического кремния. Делегацию Иркутской области на сочинском форуме представлял губернатор Александр Тишанин. Об итогах VI международного инвестиционного форума "Сочи-2007" он рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь".

-- Александр Георгиевич, какие проекты Иркутская область представила на VI международном инвестиционном форуме "Сочи-2007"? На какой результат рассчитывала?

-- Наша задача заключается в том, чтобы показать, рассказать, какие привлекательные для инвестиций отрасли, сферы есть в нашем регионе. Мы представили проекты почти на 500 млрд рублей. Могу заметить, что с каждым годом Иркутская область представляет все больше интересных проектов, растет и качество их подготовки.

В нашей делегации на "Сочи-2007" было порядка 30 представителей бизнеса, которые участвовали в подготовке экспозиции Иркутской области по принципу частно-государственного партнерства. Администрация области осуществляла организаторскую функцию, создавая условия для приезда сюда представителей бизнеса, для их представления на форуме, для организации площадок, контактов. Конечно же, определенные задачи по созданию условия для развития бизнеса должна решать государственная власть, но сами решения о вложении инвестиций, о реализации бизнес-проектов бизнес-структуры принимают самостоятельно, будь то строительство жилья, автодорог, инженерных коммуникаций.

Многие рассуждают, что инженерные коммуникации должна строить государственная власть, я с этим категорически не согласен. Сегодня можно зарабатывать огромные деньги на создании и поддержке коммунальных сетей -- снабжении горячей и холодной водой, газом и теплом. Вопросы по подписанию конкретных соглашений по проектам должен решать бизнес, о чем очень много говорилось на пленарном заседании на форуме в Сочи. Часть из того, что было представлено на форуме в Сочи, уже начало реализовываться.

-- Какую пользу получает регион от участия в инвестиционных, экономических форумах?

-- Эффективность форумов можно измерить количеством инвестиций, привлеченных в регион. Например, по итогам 2006 года, после проведения IV Байкальского экономического форума, объем инвестиций в область по сравнению с 2005 годом увеличился примерно в 1,5 раза -- до 68 млрд рублей. Только за прошедшие месяцы этого года в регион привлечены уже около 70 млрд рублей. По итогам 2007 года мы рассчитываем, что рост инвестиций составит порядка 80%.

Среди крупных инвестпроектов можно назвать нефтепроводную систему "Восточная Сибирь -- Тихий океан" (ВСТО), строительство которой на нашей территории уже фактически закончено.

Кроме того, в Иркутской области появляются новые производства. Только за прошлый год открыто около 2 тыс. предприятий разного масштаба и разных видов деятельности. В этом году только в сфере деревопереработки мы отрываем 13 новых предприятий, от производства фанеры до варки целлюлозы. Ряд этих проектов были представлены на стенде Иркутской области на VI международном инвестиционном форуме "Сочи-2007". Мы рассчитываем, что участие в этом форуме в Сочи, так же даст региону экономический эффект в виде притока дополнительных инвестиций в нашу экономику.

-- На сочинском форуме очень подробно был представлен проект агломерации Иркутск--Ангарск--Шелехов. Когда можно будет говорить о реализации первого этапа этого проекта?

-- На форуме в Сочи мы представили проект агломерации Иркутск--Ангарск--Шелехов стоимостью 295 млрд рублей. Между этими тремя городами будут построены два индустриальных парка, один из которых разместится в Ангарском районе, он будет специализироваться на глубокой переработке леса. Второй парк, предположительно, будет в Шелеховском районе. Между городами разместятся жилые микрорайоны.

Сегодня Иркутск фактически забит, загруженность автодорог в 2--2,5 раза превышает нормативы. Это произошло потому, что, во-первых, сама по себе городская дорожная сеть в течение нескольких лет не развивалась, а во-вторых, вся деловая, производственная часть сейчас сосредоточена в центре. Это неправильно. Во всех нормальных странах, во всех нормальных городах она вынесена за пределы города. Мы сейчас тоже над этим работаем.

Сегодня при реализации данного проекта, в первую очередь, мы постарались разделить функции государственной власти и частного бизнеса. Сформирован инвестиционный фонд -- "Фонд регионального развития Иркутской области", средства которого предназначены для реализации проекта агломерации. Он сейчас уже наполнен финансовыми средствами. Проведен ряд переговоров с разработчиками схем территориального планирования, схем развития, генерального плана, схем концепции агломерации.

Проект агломерации будет разделен на подпроекты, которые будет вести частный бизнес. Такие подпроекты будут объединены в блоки, для управления которыми будут созданы специальные дирекции, тоже частной формы собственности. Каждая дирекция будет решать вопросы, связанные с развитием инженерной инфраструктуры, необходимой для реализации этого блока проектов, к примеру, телекоммуникаций, связи, дорог, строительства жилья, объектов другого назначения. Роль государства, в первую очередь, региональной власти, будет заключаться создании нормативной, законодательной базы.

Сегодня в распоряжении фонда порядка 0,5 млрд рублей. Эти деньги идут на создание концепции агломерации и разработки схем ее деятельности и развития. Инвестиционный фонд -- своего рода бизнес-структура. Мы наполнили его, теперь он обязан сам зарабатывать деньги, привлекая инвесторов, участвуя в этих бизнесах в разной форме, развиваться сам и развивать тот проект, для которого он был создан.

-- Как Вы преодолеваете разногласия при создании агломерации с муниципалитетами, особенно в земельном вопросе?

-- Споры о разграничении полномочий мэрий и администрации области мы прекратили раз и навсегда после принятия на региональном уровне закона о разграничении прав на распределение земли. В рамках 53-го федерального закона губернатору разрешено распоряжаться нераспределенной землей. Других точек или острых моментов, на которых бы строились конфликты, просто нет.

-- Предполагается, что на территории агломерации будет построен новый аэропорт. Когда он начнет работу?

-- Я думаю, что не раньше, чем через четыре года. Все вопросы, касающиеся взлетной полосы, с федеральными органами решены. Сегодня мы готовим обоснование инвестиций, после его подготовки можно будет говорить о том, кто и что будет финансировать.

В следующем году "Дальавиапроект" совместно с иркутским институтом "Иркутскгражданпроект" разработают проект аэропорта.

-- Неоднозначную реакцию экологов вызвал проект особой экономической зоны туристско-рекреационного типа на Байкале, представленный на форуме...

-- Смотря каких экологов. Если этот "эколог" зарабатывает деньги на экологии, то это не эколог. А если эколог понимает, что сегодня кроме как организованным туризмом экологию уникальной природы не спасешь, то это настоящий эколог.

Особая экономическая зона -- это ведь не та территория, которая огорожена, скажем, колючей проволокой и названа особой экономической зоной. В моем понимании -- это идеология организованного туризма. Например, не секрет, что сейчас, к сожалению, люди, "дикие туристы", загрязняют, замусоривают берега красивых водоемов. Далеко ходить не нужно -- выйдите сейчас в Сочи на берег моря. Тоже самое происходит и с берегом Байкала. Это печально, но в рамках нынешнего подхода к туризму не поддается контролю. А вот когда туризм приобретает нормальный, цивилизованный вид, с правильным коммерческим подходом, тогда от этого безобразия можно избавиться.

Вы согласитесь со мной, что если человеку, приходя на пляж, нужно будет заплатить 50--100 рублей, я думаю, это сегодня никого не разорит. Но за эти деньги прибрежная территория будет содержаться, обустраиваться, проводиться уборка, обеспечиваться безопасность. Этим и достигается экологическая безопасность.

Ведь сейчас основная проблема Байкала связана как раз с неорганизованным туризмом. Теперь уже это даже не Байкальский ЦБК -- говорить о том, что он несет огромную угрозу Байкалу, неправильно. Сегодня на предприятии практически введен цикл замкнутого водооборота, исключающий попадание стоков в озеро. На эту модернизацию комбинатом были направлены серьезные средства самого предприятия. Кроме того, область выделила порядка 170 млн рублей, которые пошли на строительство очистных сооружений Байкальска. Я думаю, мы об этой проблеме в следующем году уже совсем говорить не будем, забудем.

А вот проблема организованного туризма, эффективного как с точки зрения экономики, так и, не в последнюю очередь, экологии, остается. И ее призван решить проект создания ОЭЗ туристко-рекреационного типа.

-- Не удивительно, что Вы, как бывший начальник Восточно-Сибирской железной дороги, большое внимание уделяете развитию ее части -- Кругобайкальской ж/д (КБЖД), проходящей по берегу Байкала. Какие перспективы у КБЖД? Что делает область для привлечения туристов в это уникальное место?

- Проект развития КБЖД в большей степени имеет туристическую направленность. Там только одних тоннелей 38, порядка 300 искусственных сооружений, мостов, водопропускных труб, галерей. В свое время, когда я возглавлял железную дорогу, мы привели КБЖД в порядок. Заменили там несколько тысяч шпал, подняли скорость, сделали ретропоезд. Сегодня мы открыли на Кругобайкальской дороге два вокзала -- в Слюдянке и порту Байкал.

К сожалению, сегодня эти 82 км КБЖД убыточны для "Российских железных дорог". Но Кругобайкальскую железную дорогу можно сделать прибыльной за счет развития туризма. Сейчас там нет туристической инфраструктуры, негде отдохнуть, нет ни одной гостиницы, кроме как в порту "Байкал" и на станции Слюдянка. Но и та, которая в порту "Байкал", никак не задействована. Кто сейчас этим будет заниматься? Железная дорога? Это не ее вид деятельности.

Правильно, если этим будут заниматься специалисты туристической индустрии. Мы сейчас ведем переговоры с руководством РЖД о возможности передать этот участок в концессию или в аренду частному бизнесу. Есть, например, проект реконструкции всего порта "Байкал" -- и береговой части, и берегоукрепления, разработанный иркутской компаний "Истленд". Одно из направлений деятельности этого холдинга -- туризм, кроме того, у него большой флот. 08/10/07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные