Сегодня: 24.05.18
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 мая 2018 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

БИЗНЕС-ЛАНЧ


ИРИНА ДУМОВА: РЫНОК -- ЭТО НЕ ДЕТСКИЙ САД

Малому бизнесу не хватает идей

Не секрет, что последний безработный в нашей стране имеет меньше проблем, чем частный предприниматель. Что делать с возом больших проблем малого бизнеса, не знает никто. Зато все знают, кто в этих проблемах виноват. Ругать власти в среде предпринимателей стало хорошим тоном. Те, дескать, и не кредитуют, и не информируют, и законы не принимают, и барьеров понастроили. Между тем у власти тоже есть свои вопросы к предпринимателям. Об опыте десятилетней работы региональных властей по поддержке малого бизнеса рассказывает заместитель главы администрации Иркутской области Ирина Думова.

НАГАЯ ИДЕЯ -- ЗРЕЛИЩЕ НЕПРИЛИЧНОЕ

-- Ирина Ивановна, насколько развит малый бизнес в регионе?

-- Сейчас в Иркутской области действуют 8 тыс. малых предприятий, еще 100 тыс. предпринимателей работают без образования юридического лица. Доходы от малого бизнеса дают около 10% налогов области. По данным облкомстата, в 1 квартале 2003 года на малых предприятиях было занято 9,2% от занятых в экономике Иркутской области. Для сравнения: на Западе в сфере малого бизнеса работает до 70% трудящегося населения.

-- Так что же мешает нашим соотечественникам 'догнать и перегнать' Америку?

-- Основная проблема -- слабые бизнес-идеи. Зачастую новоиспеченные бизнесмены даже не знают, для чего начинают новое дело и как его оформить. Да и кому вообще от этого будет польза? Областная администрация может поддерживать только те идеи, которые нужны людям, на которые есть спрос. Это все, что касается жизнеобеспечения человека. Например, бытовые услуги, обеспечение качественным питанием, авторемонт и др. 'Голые' же идеи, не подкрепленные реальными запросами общества, никто поддерживать не будет. Специалисты по малому предпринимательству зачастую попросту вынуждены объяснять, какие проекты являются выгодными, как правильно оформить свое дело. Но ведь навязывать свои идеи мы не можем, они должны исходить от самих предпринимателей, а пока представители малого бизнеса не отличаются высоким креативным потенциалом.

-- А может быть, идей у предпринимателей нет, потому что нет встречного движения со стороны власти?

-- Не думаю. Вариантов, которые могли бы предложить власти малому бизнесу, десятки. Некоторые ниши, уже давно занятые за пределами России, у нас до сих пор пустуют. Сейчас малый бизнес Иркутской области процветает преимущественно в торговле, сфере общепита и промышленном производстве. Не секрет, что иркутский регион -- это царство крупных производств. А среди предпринимателей малого бизнеса существует миф о том, что малые предприятия не могут сосуществовать с промышленными 'динозаврами'. Но ведь существует так называемый вариант непрофильного бизнеса -- крупное предприятие отдает часть своего 'побочного' бизнеса малой частной фирме. Один из примеров такого удачного 'симбиоза' -- ВСЖД передало уборку железнодорожного вокзала частной фирме. У ВСЖД одной проблемой меньше, у малого предприятия -- своя ниша, у жителей Иркутска -- чистый вокзал.

-- Допустим, у предпринимателя возникла идея, он готов открывать дело. Где он сможет представить свой проект на экспертную оценку?

-- Оценкой проектов, их 'доведением до ума', поддержкой бизнесменов призвано заниматься недавно созданное Некоммерческое партнерство 'Малые предприятия и индивидуальные предприниматели Иркутской области'. С малыми и средними предприятиями работает и Иркутское агентство развития бизнеса. Мы (областная власть) выступаем здесь как координирующая сторона, готовая привлекать потенциальных инвесторов. По конкурсам кредитования для малых и средних предприятий в областном бюджете 2003 года заложено 9 млн. рублей, в бюджете 2004 года -- 9,6 млн.

КУДА ПОЙТИ УЧИТЬСЯ?

-- Зачастую от новоиспеченных предпринимателей можно услышать такие слова: 'Как открывать собственное дело? Я ведь ничего не знаю. А научиться негде!'.

-- Учиться можно. В Ангарске, Братске, Усть-Илимске, Усолье-Сибирском, то есть практически во всех административных центрах существует информационно- консультационная сеть для предпринимателей. Проще говоря, это агентства развития малого бизнеса. Сейчас такие агентства существуют в Шелехове, Саянске, Тайшете, Черемхово, Усольском, Куйтунском, Казачинско-Ленском районах. Иркутские агентства развития малого бизнеса включают в себя учетный центр, бухгалтерскую службу, центр проектного финансирования, юридическую службу. Именно в таких агентствах юристы расскажут, как правильно начать дело, какие проекты получают поддержку в первую очередь. Здесь можно пройти обучение и узнать, где и на каких условиях выдается кредит.

-- Предприниматели крупных территориальных центров информацией не обделены. Как быть с жителями малых городов и поселков?

-- Сейчас в области действует 25 муниципальных программ поддержки малого бизнеса. Среди муниципалитетов, в которых работают такие программы, Иркутск, Ангарск, Усть-Кут, Бодайбо, Киренский, Казачинско-Ленский, Нижнеудинский, Зиминский районы. Ежегодно в Иркутской области проводится конкурс 'Лучший предприниматель', а в 'Сибэкспоцентре' -- выставка 'Малый бизнес. Народные промыслы и ремесла'. Все эти мероприятия -- отличная школа для начинающих предпринимателей, возможность получить опыт.

КРЕДИТ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

-- Бич малых предпринимателей -- кредит. Не секрет, что взять его трудно, а уж возвратить с учетом процентов -- почти невозможно .

-- Да, кредиты получить сложно. Но многое зависит от вида кредита и от того, под какое дело вы его берете. С крупными займами пока действительно непросто. А вот небольшой кредит получить вполне реально. В Иркутской области создан фонд поддержки малого предпринимательства. Обратившись в этот фонд, предприниматель может получить небольшой заем на короткий срок (например, 15 тыс. рублей на 1-3 месяца). Конечно, такой суммы на открытие собственного дела мало. Но кто сказал, что Фонд должен полностью оплачивать затраты предпринимателя? Эта структура призвана оказывать помощь, а не спонсировать.

-- И каковы успехи такой системы кредитования?

-- За 9 месяцев 2003 года фонд выдал 133 заема. Это не много, но и не мало. Преимущество такого фонда для предпринимателей очевидно -- банки не хотят работать с клиентами по малым заемам, к тому же процедура оформления кредита в банке очень длительная. В фонде же заем можно взять в короткие сроки.

-- Малые кредиты не восполнят и десятой части потребностей предпринимателей. Как обстоит дело с выдачей крупных кредитов?

-- Региональные власти не могут выдавать крупные кредиты из областной казны. Необходимо сотрудничество с банками. Сейчас процесс взаимодействия с банковскими структурами постепенно выходит на рабочий уровень. В этом году на соискание банковского кредита направлено четыре проекта малых предпринимателей. Два проекта уже поддержано.

-- А как быть с большими процентными ставками по кредиту? Многие предприниматели именно поэтому отказываются от кредитования.

-- Мы налаживаем систему субсидирования процентных ставок для тех предприятий, проекты которых социально значимы для области. Кроме того, малые предприятия получают поддержку через госзаказ. В территориях малый бизнес зачастую живет за счет муниципальных заказов.

-- Но все же создается ощущение, что все меры, принимаемые областной администрацией для поддержки малого бизнеса, недостаточны.

-- Мы не можем взять на себя функции 'няньки' для малых предприятий и предпринимателей. Рынок -- это не инкубатор и не детский сад. Выживает тот, у кого есть реальная ценная идея развития бизнеса. С этой идеей человек напрямую приходит в банк или в фонд поддержки малого бизнеса. А администрация выступает лишь как координатор и 'продвигает' нужные для области проекты. Вот пример того, что предприниматели недостаточно активны: в области практически не действуют кредитные потребительские кооперативы для граждан. А ведь это реальный способ получить кредитную поддержку для развития своего дела. Сеть поддержки малого бизнеса постоянно развивается. У нас достаточно проектов, которые хотелось бы реализовать силами малого бизнеса. Но нужна инициатива со стороны самих предпринимателей. Катастрофически не хватает содержательных проектов, по-настоящему хороших и эффективных идей.

Юлия СЕРГЕЕВА, Телеинформ


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные