Сегодня: 15.12.19
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 15 декабря 2019 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС РАЗОВЬЮТ

Принят Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства"

11 июля 2007 года Совет Федерации РФ одобрил Закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ". До этого над законом усердно работала Госдума, приняв его в третьем чтении 6 июля. Теперь малый бизнес в России должен развиваться строго в рамках закона, который уже окрестили "рамочным". Редакция газеты "Торгово-промышленные ведомости" попросила прокомментировать столь долго ожидаемый российским предпринимательским сообществом закон вице-президента ТПП РФ Владимира ИСАКОВА.

-- Владимир Борисович, как можно оценить сегодня плоды многолетней работы Торгово-промышленной палаты России по разработке и продвижению Закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ"? Как выглядит содержание закона после того, как к его проработке подключилось правительство и он прошел через Госдуму? Ребенка не выплеснули?

-- Прежде всего, надо сказать, что закон о государственной поддержке малого и среднего предпринимательства касается одной из самых крупных социально-экономических проблем России -- развития сектора малого и среднего бизнеса. В странах развитой экономики, на которые мы ориентируемся, малый бизнес дает 60--70--80% национального дохода. У нас в несколько раз меньше -- 13--17%. Ясно, что создание современного общества -- задача неразрешимая без формирования среднего класса, а это и есть представители среднего и малого бизнеса. Без среднего класса невозможно прийти к устойчивой демократии, добиться устойчивости политической системы, обеспечения занятости, стабильного развития регионов России и выравнивания их уровней. На развитии малого и среднего бизнеса замкнуты все экономические и социальные проблемы.

Закон о малом предпринимательстве, так называемый ФЗ-88, который был принят в начале 90-х годов, на первом этапе реформ носил в большей степени политически декларативный характер, часть положений касалась норм бюджетного законодательства. Именно это в начале 2000-х обусловило попытку правительства закон отменить полностью. При подготовке бюджета ФЗ-88 включили в список законодательных актов, подлежащих отмене.

Вот тогда восстал не только малый и средний бизнес, но и ТПП России, РСПП, Деловая Россия. Были отброшены все разногласия и амбиции, и представители всех организаций, представляющих бизнес, объединились для того, чтобы не допустить уничтожения закона. Потому что это фактически означало бы разрушение всей системы государственной поддержки бизнеса, худо ли бедно уже сложившейся и действующей. Стало также ясно, что неизбежна подготовка нового закона, потому что ФЗ-88 все-таки сильно сократили, убрали из него бюджетные статьи, и в усеченном виде он уже существовать не мог.

Надо сказать, что ТПП РФ в 2002 году, когда я пришел на работу в Палату, вовсю занималась созданием нового закона о малом и среднем предпринимательстве. Тогда уже была создана рабочая группа ТПП России, чуть позже возникла рабочая группа при председателе Совета Федерации. Сергей Миронов активно поддерживал этот законопроект, работал с ним. Представители регионов также хорошо понимали экономическую и социальную цену этого законопроекта и всячески помогали его принятию.

На завершающем этапе обсуждения уже в нынешнем году появилось сразу несколько конкурирующих законопроектов -- проект ТПП РФ, альтернативный проект депутата Елены Паниной, еще ряд других. К счастью, удалось избежать типичной ситуации, когда проекты на одну тему вваливаются толпой в Госдуму, но в силу того, что они конкурируют между собой, все дружно тонут. Этой ситуации удалось избежать в значительной степени из-за позиции МЭРТ, который достаточно конструктивно отнесся к попыткам разработать новый законопроект и превратился из оппонента в помощника в деле его продвижения. Это министерство выступило инициатором создания объединенного законопроекта, который объединил конкурирующие подходы. В результате общий проект закона был выработан.

На завершающем этапе не обошлось без любопытного казуса, потому что при согласовании в министерствах и ведомствах, как это очень часто бывает, законопроект начал стремительно терять содержание. Это и побудило одну из участниц проекта -- депутата Елену Панину -- инициировать досрочное внесение законопроекта от своего имени. Конечно, в этом присутствовал некоторый элемент авантюризма, и этот шаг вызвал обиду у некоторых участников, но оказалось, что, в конце концов, это пошло на пользу делу -- правительственные органы прекратили между собой грызню, и стал лишь один вопрос: пройдет именно этот законопроект или нет?

Меня спрашивают: а почему ТПП не могла его внести? Потому что ТПП России действует корректно. Мы не могли так поступить по отношению к нашим коллегам. То, что прощается депутату, Палате бы не простили. Мы не стали ставить во главе всего амбиции, поддержали тот проект, который внесла Елена Панина, и конструктивно работали по этому проекту, пытаясь провести ряд важных, с нашей точки зрения, положений, которые на завершающем этапе удалось реализовать.

Если говорить в целом -- в законе сохранилось примерно 60--70% того, что мы хотели там видеть. Конечно, хотелось бы более широкого списка мер поддержки бизнеса, хотелось, чтобы из него убрали прямое указание на критерий объема в качестве признака малого бизнеса, который, с нашей точки зрения, носит нестабильный характер. Критерий определения объемов малого бизнеса сейчас отдан в руки правительства, и это может привести к тому, что, устанавливая его, правительство может значительно сократить круг предприятий, пользующихся государственной поддержкой.

Не бывает, чтобы законопроект всех устраивал. Он будет совершенствоваться -- что-то подскажет практика, может быть, уберут тот критерий объема, против которого мы боролись, -- он совершенно не нужен. Может быть, расширится список мер поддержки, за который мы выступали. Но самое главное -- этот закон дает толчок региональному законотворчеству. В некоторых регионах подобный закон существует, в других его надо разработать и принять.

Закон предполагает создание системы фондов поддержки малого бизнеса, и в нем прописано, как это необходимо сделать. Эту систему фондов тоже надо создавать, то есть запускается большая работа по формированию государственной поддержки малого бизнеса, которая в конечном итоге должна создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, чем это есть на сегодня. Вот -- главный смысл этого закона.

Но одного закона для этого мало. Для этого нужен комплекс подзаконных актов, развитие регионального законодательства. В некоторых вопросах это -- закон прямого действия, но он все-таки носит рамочный характер и предполагает принятие других документов. Это как бы флагман всей флотилии, связанный с государственной поддержкой малого и среднего бизнеса. При всех подобных моментах, я считаю, это -- большая победа, что закон принят!

Сейчас и Палата в целом, и ее департаменты -- правовой и по законодательству -- будут заняты тем, чтобы довести закон до регионов. Мы готовим макет издания, которое будет отправлено в регионы. В планах -- написание развернутого комментария. В законе 27 статей, и каждая из них достаточно содержательная, и к каждой должен быть комментарий, должна быть показана связь с другими законодательными документами, чтобы ориентировать систему палат на полноценное использование и применение этого закона. Это все предстоит сделать. Закон -- это организатор, надо, чтобы он работал.

-- В нем есть элементы кодекса?

-- Не всякий закон -- кодекс. Но это -- системообразующий закон. В нем есть критерии, что относить к малому бизнесу. Полномочия государственной власти. Механизм государственной поддержки и взаимодействие властей -- кто чем должен заниматься. Это ключевой вопрос, потому что в дальнейшем закон будет использовать понятие малого и среднего бизнеса без разъяснений.

А эти разъяснения в статье 4 "Категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Это -- ключевая статья. Там говорится следующее: к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый реестр юридические лица, потребительские кооперативы и коммерческие организации, за исключением государственных муниципальных и унитарных предприятий, а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, осуществляющие предпринимательские действия без образования юридического лица, а также крестьянские и фермерские хозяйства, соответствующие следующим условиям... Далее перечислены условия. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения: от 100 до 250 человек включительно -- для средних предприятий, до 100 человек включительно -- для малых предприятий. И среди малых предприятий выделяются микропредприятия -- до 15 человек. Когда законодатель будет говорить о малом бизнесе -- это будет и малое, и микропредприятия. Этот термин в нашем законодательстве используется впервые. Но это для совсем малых предприятий.

Третий критерий -- выручка от реализации товаров и услуг. Это -- спорный критерий, который мы считаем ненужным, он пока не будет работать, потому что для каждой категории субъектов малого предпринимательства он определяется правительством на основе статистических исследований, которых пока нет. Оборот или выручка предприятий будет определяться правительством раз в 5 лет.

Поддержка малого бизнеса. В законе определены общие принципы, инфраструктура, формы и условия поддержки. Среди условий поддержки -- финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка малого и среднего предпринимательства в области подготовки и квалификации кадров, в области инноваций, в области ремесленной деятельности (эта норма включена по инициативе Москвы), поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, сельскохозяйственную деятельность и т. д. Особенно значима финансовая и имущественная, статьи 17 и 18.

-- Налоговые льготы для малого бизнеса в законе обозначены?

-- Закон не касается налоговых вопросов -- они прописаны только в налоговом законодательстве. Но отсылки к нему в законе есть. Среди мер поддержки указано создание специальных льготных налоговых режимов, льгот для предприятий, которые работают в научно-технической области. Но сам режим формируется налоговым законодательством. Этот закон представляет общую схему, а конкретные решения содержатся в налоговом законодательстве. Когда этот закон вступит в силу, по конкретным вопросам защиты малого и среднего бизнеса будет легче бороться.

-- ТПП в связи с этим законом какие-нибудь новые полномочия получает?

-- Пока нет. Хотя мы предлагали передать полномочия по регистрации юридических лиц палатам, но пока этого не происходит. Правительство настроено сосредоточить все регистрационные полномочия в налоговой службе, что с нашей точки зрения не совсем правильное и не совсем удачное решение. У госналоговой службы свои задачи, их более чем достаточно и без регистрации.

-- Ваша оценка этого документа?

-- Я считаю это огромной победой, потому что документ удалось принять не в "обескровленном" виде. В процессе согласования хотели существенно сократить список мер поддержки, изменить критерии отнесения предприятий к малому и среднему предпринимательству, но это не прошло. Этот закон создает новую правовую ситуацию, новую правовую базу для деятельности бизнеса. Задача теперь -- эти возможности развить и использовать. Государство на деле показало, что оно поворачивается лицом к малому бизнесу, старается ему помочь. Поэтому и сформировало для него новую нормативно-правовую базу.

По мат. газеты "Торгово-промышленные ведомости" № 15--16 август 2007г.

Подписана иркутская декларация объединенного Форума ТПП России, Китая и Монголии

10 августа была подписана президентами российских, китайской и монгольской ТПП Иркутская декларация объединенного Форума Торгово-промышленных палат России, Китая и Монголии. Как сообщил президент Восточно-Сибирской ТПП Константин Шаврин, в соглашении прописаны следующие пункты: договоренность об обмене информацией, касающейся изменений в законодательстве, экономике, технологиях и туристическом бизнесе; содействие международной выставочной деятельности, согласование пошлинной политики и налоговых льгот, регулирование пограничной торговли, которая пока занимает основное место в торговых взаимоотношениях России и Китая и другие. Кроме того, предусмотрена совместная деятельность в образовании особых экономических зон. Пункты иркутской декларации будут впоследствии внесены в межправительственное соглашение между Россией, Китаем и Монголией.

Как заметил вице-президент Торгово-промышленной палаты России Владимир Страшко, нынешний форум положит начало дальнейшему сотрудничеству между тремя странами, и личная встреча лидеров ТПП даст возможность осознанно формулировать дальнейшие совместные планы и предложения. Так, следующий форум, запланированный на 2008 год, пройдет в Улан-Баторе. В ближайшие дни гости из Китая, Монголии и европейской части России планируют посетить ряд иркутских предприятий, побывать на Кругобайкальской железной дороге.

ИРА "Телеинформ"

23.10.07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные