Сегодня: 24.08.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 августа 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

1


Что нам стоит "хотель" построить?

Будущее гостиничного сервиса в России и Иркутске

Эксперты по коммерческой недвижимости могут с полным правом назвать этот год временем активного развития гостиничного бизнеса в регионах. На индустрию гостеприимства в регионах обратили внимание не только местные многопрофильные девелоперы, но и национальные гостиничные сети. Кроме того, впервые международные гостиничные операторы не только заявляют об освоении пространств за пределами Москвы и Санкт-Петербурга, но и начинают реальное строительство. Каковы тенденции развития гостиничного бизнеса в регионах, и каково будущее гостиничной индустрии в Иркутске?

Интерес девелоперов к гостиничному направлению, в первую очередь, объясняется относительной насыщенностью других сегментов коммерческой недвижимости (торговых и бизнес- центров) в крупнейших миллионниках при явном дефиците качественных гостиничных услуг в большинстве российских региональных столиц. Качественный и количественный рост многопрофильных девелоперских холдингов, и также внимание к управлению коммерческой недвижимостью промышленных и сырьевых гигантов, позволяет им выступать равноправными партнерами международных гостиничных сетей, которые, в свою очередь, сегодня более уверены в успешном развитии благодаря стабильности политической и экономической обстановки в нашей стране. В результате такие международные гиганты, как InterContinental Hotels Group (бренд Holiday Inn), Radisson Hotels&Resorts (гостиницы Radisson SAS и Park Inn) и Marriott International (отели Renaissance) открывают предприятия гостеприимства в Самаре, Ростове-на-Дону, Сочи, Калининграде, Екатеринбурге, Тюмени и заявляют о будущем выходе на новые рынки. Уже представленные в России международные операторы также планируют продвижение гостиниц под новыми для нашей страны брендами. Так, компания Accor (оператор сетей Sofitel, Pullman, Novotel, Mercury, Suitehotel, Adagio, Ibis, All Seasons, Etap, Formule 1, Motel 6, Studio 6 и Accor Thalassa -- более 4000 отелей по всему миру) собирается построить в Санкт- Петербурге три трехзвездочных отеля Ibis. О выходе на рынок Санкт-Петербурга заявил также финский гостиничный оператор Sokos, северная столица привлекла и сеть Four Seasons Hotels&Resorts, занимающуюся строительством пятизвездочного отеля. Кроме того, о планах строительства отеля в Москве заявила немецкая сеть Ramada, а американская сеть Hilton планирует открытие около 70 объектов в нашей стране до 2015 года.

Одновременно с этим растут масштабы российских гостиничных сетей. Сегодня крупнейшими отечественными игроками на рынке отелей являются компании "Азимут Менеджмент Групп" (управляет 8 отелями) и AMAKS Grand Hotels (16 гостиниц). В то время как иностранные гостиничные сети, выходящие на российский рынок, предпочитают строить новые предприятия гостеприимства с нуля, российские компании в большинстве случаев выкупают известные в советское время, но находящиеся не в лучшем положении сегодня гостиницы, и занимаются реконструкцией с доведением стандартов проживания и обслуживания до требуемого уровня качества. Статуса одной из крупнейших управляющих компаний в ближайшее время достигнет управляющая компания "Русские отели", сейчас в ее управлении находятся "Гранд Отель&SPA Родина" (5 звезд, Сочи), спорт-отель "Гладенькая" (4 звезды, Саяногорск) и гостиничный комплекс "Металлург" (3 звезды, Николаев, Украина), в данный момент еще пять гостиниц в различных регионах России находятся на стадии присоединения к сети.

Одним из ведущих игроков является также компания "Юмако" -- на сегодняшний день в ее управлении находятся две гостиницы под брендом "Екатерина" (в Москве и Сочи) и ведется работа над еще тремя проектами (в Елабуге, Краснодаре и Сочи).

Большинство международных операторов, которые управляют несколькими сетями, разными по уровню и концепции, выводят на отечественный рынок отели премиального класса (5 и 4 звезды). Их партнеры -- региональные девелоперы также в большей степени заинтересованы в открытии высококлассных отелей: это не только положительно сказывается на статусе девелопера, но и позволяет заявить о ранее не применявшихся в нашей стране стандартах обслуживания. В то же время, по признанию отельеров, для подавляющего большинства постояльцев российских отелей громкое иностранное имя не имеет определяющего значения при выборе отеля. "Сегодня востребованность гостиницы и ее популярность в конкретном городе, в первую очередь, определяется ценовой политикой и местом расположения, сетевой бренд в сегодняшних условиях не имеет главенствующего значения", -- считает Вячеслав Фролов, генеральный директор гостиницы "Домашний Отель" (Екатеринбург).

Стоимость номеров является и будет оставаться одним из основных решающих факторов при выборе гостиницы -- в этом мнении сходится большинство профессионалов: "Востребованность отелей высокой категории и сетевых отелей, в первую очередь, будет зависеть от выбранной ими ценовой стратегии. Ясно, что если гостиница Hyatt установит цену за номер не 350, а например, 150 долларов (т. е. стоимость, равную стоимости номеров в других отелей), она окажется в выигрыше, и потребители скорее воспользуются услугами гостиницы с международным именем", -- поясняет Лариса Варкопуло, директор гостиницы "Луна 2000" (Екатеринбург). "Строящиеся и многие из работающих сегодня в Екатеринбурге отелей позиционируются как гостиницы категории 5 или 4 звезды, между тем наиболее востребованы отели уровня 1--3 звезды. Основу аудитории постояльцев в России составляют сотрудники компаний, которые не занимаются бронированием самостоятельно, а определяющим фактором при заказе гостиницы ответственным за это лицом зачастую становится именно не высокая цена, а не качество услуг", -- считает Евгений Звигинцев, управляющий гостиничным комплексом "Сибирь" (Екатеринбург). ОРИЕНТАЦИЯ НА СВОИХ

Международные гостиничные сети нацелены, в первую очередь, на прием иностранных гостей, в то время как при крайне низком уровне развития внешнего туризма в нашей стране, западные туристы составляют крайне небольшой процент от аудитории потенциальных постояльцев, и постоянно обновляющаяся законодательная база лишь затрудняет условия нахождения иностранных граждан на территории России: "Число западных гостей в регионе за последние два года значительно снизилось, несмотря на то существует программа развития Байкальского региона. В частности это произошло из-за введения новой системы миграционного учета, которая значительно усложнила порядок регистрации иностранных гостей, многие из которых сегодня пугаются возможности полулегального положения и отказываются от поездки. Кроме того, малое число иностранных гостей объясняется географическим положением нашей области и высокими транспортными расходами на организацию поездки", -- рассказывает Екатерина Процентова, управляющая бизнес- отелем "Дельта" ООО "Гранд Байкал" (Иркутск).

В то же время и российские граждане предпочитают проводить свой отдых за границей, где они зачастую могут получить лучший уровень сервиса, потратив сумму, соразмерную с посещением другого региона. В этих условиях основным потребителем гостиничных услуг оказываются бизнес-туристы, или командировочные. В связи с этим наиболее востребованы гостиницы уровня три звезды и более экономичные отели. Конкретный уровень гостиницы определяется уровнем компании, оплачивающей расходы бизнес-туриста, и занимаемой им должностью: "В Иркутске сегодня и бизнес-туристами, и отдыхающими востребованы как трех-, так и четырехзвездочные отели, в частности гостиницы, входящие в Ассоциацию "Байкальская виза" ("Европа", "Звезда", "Глория", "Виктория"), и бизнес-отели ООО "Гранд Байкал" -- "Дельта" и "БайкалБизнес Центр". Между тем, городу не хватает пятизвездочной гостиницы. Одно предприятие гостеприимства такого уровня могло бы удовлетворить потребности заинтересованных туристов", -- поясняет Екатерина Процентова.

Сегодня основу номерного фонда в столицах российских регионов в большинстве формируют крупные гостиничные комплексы с советским прошлым, однако на рынке все активнее развиваются мини-отели. По мнению отельеров, сосуществование двух данных форматов, зачастую выступающих в одной ценовой категории, не усиливает конкуренцию -- у каждой концепции есть свои почитатели: "Каждая гостиница находит собственного клиента: в крупные гостиничные комплексы заселяются люди, которые стремятся к получению полного спектра дополнительных услуг, мы же работаем с другой категорией гостей, -- теми, кто нуждается в отдыхе и не желает, чтобы его случайно побеспокоили. Формат, схожий с семейными европейскими гостиницами, полюбился многим российским туристам", -- рассказывает Марина Комарова, директор гостиницы "Хозяюшка" (Пермь). Ее слова отчасти подтверждают и тенденции развития рынка гостиничных услуг в Иркутске, где основу формируют отели с номерным фондом до 60 номеров. Исключение составляют крупнейшие отели города -- "Ангара" и "Иркутск", в каждом из которых одновременно могут разместиться более 200 постояльцев.

ОРИЕНТИР ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ: БРЕНД И СЕРТИФИКАЦИЯ

Развитие сетевых гостиниц (как под международными брендами, так и под управлением российских отельеров) не только свидетельствует о прибыльности и перспективности данного вида бизнеса, но и демонстрируют растущее значение сетевой марки для отечественного потребителя, который в отсутствие обязательной сертификации может воспринимать сетевой бренд как гарантию качества предоставляемых услуг. "Хотя, по данным проведенных нами опросов, для российского потребителя гостиничных услуг сетевой бренд пока не имеет главенствующего значения, ситуация меняется в связи с увеличением процента людей, находящихся в бизнес-поездках практически постоянно. Для них отель по сути становится вторым домом, поэтому требования к качеству услуг постоянно растут, а бренд гарантирует соблюдение определенных стандартов. Сегодня практически любая гостиница может присвоить себе любую желаемую категорию, поэтому даже когда отель, например, заявляет о том, что его услуги соответствуют уровню трех звезд, постоялец может проверить это только опытным путем", -- считает Элина Краснова, коммерческий директор гостиницы "Московская горка" (Екатеринбург).

Проблема сертификации актуальна и для иркутских отельеров, которые все чаще заявляют о будущем прохождении проверки соответствия той или иной категории: "Гостиницы строились без учета современных стандартов, поэтому прежде, чем официально заявлять о соответствии определенной категории отеля, идут на значительные расходы. На сегодняшний день ни одна иркутская гостиница не проходила сертификацию, однако сейчас в этом направлении идет отель "Солнце", который в 2008 году должен пройти аттестацию на три звезды, бизнес-отель "Дельта" в апреле этого года был открыт после реконструкции, в ходе которой все его показатели были приведены в соответствие с категорией 4 звезды, и в следующем году мы также планируем пройти сертификацию", -- говорит Екатерина Процентова.

ИРКУТСК ДОЛЖЕН ПОВТОРИТЬ ПУТЬ СОЧИ

Стимул развитию гостиничных услуг на региональных рынках может придать увеличение числа более требовательных к качеству услуг, но и более платежеспособных клиентов -- иностранных туристов. Привлечение гостей из-за рубежа наряду с отечественными туристами является одним из приоритетных направлений принятой в 2003 году Концепции развития туризма в Иркутской области на период до 2010 года, согласно которой Байкальский регион должен стать "высокоэффективным и конкурентоспособным туристским комплексом, обеспечивающим превращение сферы туризма в доходную отрасль экономики Иркутской области".

Первым шагом к достижению поставленной цели должно было стать выделение отдельных привлекательных для развития туризма зон, каждая из которых благодаря уникальным природным особенностям может выполнять одну из выделяемых функций. Так, на первом этапе зоной, к которой приковано особенно пристальное внимание властей, стала территория Иркутск-Листвянка (наиболее популярный туристский маршрут на пути следования к Байкалу). Выбор именно этой зоны был определен тем, что данные маршруты уже известны туристам, следовательно, их продвижение потребовало меньших затрат. На втором этапе выделены территории поселков Большого и Малого Голоустных, Слюдянский и Ольхонский районы. В ходе реализации программы на третьем этапе Большое Голоустное должно стать центром расширения туристского контура до трех других рекреационно-привлекательных районов (бухты Песчаной, Малого моря и о. Ольхон) -- его преимуществом являются лучшие условия доступности водным транспортом по сравнению с Иркутском и Листвянкой. На последнем этапе планируется развитие территории БАМ с прилегающими районами. Здесь уже работают многие санаторные учреждения и пансионаты.

Географическое положение Иркутской области определяет ориентацию на возможное привлечение туристов не только из Европы, но и активных "посетителей" России из Китая и Японии. Кроме того, в качестве целевой аудитории для продвижения Байкальского региона как привлекательного туристического направления рассматриваются жители ближайших российских регионов и соседних государств: в частности, делается ставка на привлечение жителей Бурятии и Монголии.

Основным препятствием для достижения поставленной задачи является недостаточное финансирование программы и отсутствие поддержки на федеральном уровне. Текст принятой концепции гласит: "Поскольку в ближайшие три года заметного качественного улучшения всех объектов инфраструктуры туризма, связанных с выделенными приоритетными формами туризма, не произойдет, то целевой установкой для сохранения объемов туристских потоков, особенно иностранных, выступает гостеприимство", -- возможно ли заявлять о необходимости активного привлечения западных туристов, когда сама концепция предлагает использовать в качестве основного стимула для посещения Иркутской области организацию народных праздников и проведение спортивных соревнований?

Сегодня наиболее активно продвигаемым туристическим брендом России, безусловно, является Сочи, на международную рекламу которого брошены огромные финансовые потоки и лучшие человеческие ресурсы (кажется, за последний год все узнаваемые на Западе музыканты и спортсмены положительно высказывались об отдыхе в Сочи). Основной проблемой для развития Сочи является превращение Краснодарского края в круглогодичный курорт. Однако аналогичная проблема стоит и перед другими регионами, и в частности, перед Иркутском и Байкалом, где поток летних туристов заметно превышает число гостей, желающих посетить город и известное озеро в холодное время года. Если, несмотря на все потраченные на развитие Сочи ресурсы, большинство российских бизнесменов до сих пор сомневаются в том, что фактор сезонности на черноморском курорте будет преодолен, то смогут ли региональные власти Иркутской области развить зимний туризм, исключительно благодаря проведению зимних спортивных мероприятий?

При этом если на повышение инвестиционной привлекательности уникальной природной территории -- озера Байкал -- не обратят внимание чиновники федерального уровня, положительных переломов в развитии туризма в области не произойдет. "Нам нужна всероссийская поддержка на всех уровнях, только тогда Байкальский регион по праву станет природным курортом, привлекающим туристов со всего мира", -- резюмирует Екатерина Процентова.

Ксения ВОРОНИНА, DEBUST-БЮРО

12/11/07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные