РЫНОК РЫНКУ РОЗНЬ
Управление, вызывающее доверие
29 декабря в администрации г. Иркутска в рамках городской программы поддержки малого и среднего бизнеса состоялся семинар "Стратегия обеспечения конкурентоспособности организаций на основе моделей менеджмента". Ведение бизнеса и управление компанией -- всегда процесс нелегкий. Он зачастую связан с различными "подводными камнями" и препятствиями. Кто сумел их обойти, тот получил преимущества. Мудрость современного бизнеса гласит: "Не обходи препятствия, а умей их предупредить". В мировой практике накоплен богатый опыт управления. Он помогает нам цивилизованно производить и продавать продукцию, идти навстречу пожеланиям потребителей. И главное, оказывать влияние на общественное развитие. Принцип "Три К" -- клиенты, конкуренция и коренные изменения -- создали новый мир для бизнеса. Такой опыт нашел отражение в моделях международных стандартов ИСО серии 9000, 14000 и OHSAS 18000: -- ИСО 9001:2000 устанавливает требования к системе управления качеством и направлен на улучшение продукции. Это достигается учетом требований потребителей и поставщиков, налаживания процессов улучшения работы компании. -- ИСО 14001:2004 определяет требования к системе экологического менеджмента. Используется для уменьшения загрязнений окружающей среды, правильным использованием природных ресурсов, утилизацией отходов и т. д. -- OHSAS 18001:1999 контролирует требования к системе профессиональной безопасности и охраны труда. Направлен на уменьшение рисков профзаболеваний, травм, различных аварий и т. д. Стандарты ИСО способствуют улучшению финансового положения, продаж и закупок, управления персоналом. В их основе находится Цикл PDCA: анализ, планирование, действия и проверки работы организации. Согласно утверждению Э. Деминга: "Любая деятельность может рассматриваться как процесс и поэтому может быть улучшена". Ведущая роль во внедрении стандартов ИСО отводится руководителям и собственникам компаний. Особенно в реализации стратегий развития, установления доверия покупателей и работников и т. д. Руководитель должен уметь грамотно отвечать на стратегические вопросы: "Где мы находимся? Куда хотим попасть? Как это сделать?" ЗАЧЕМ НУЖНЫ СТАНДАРТЫ ИСО? 1. Они влекут повышение конкурентоспособности компании. 2. Улучшают качество жизни населения: здоровье, безопасность, экологию. 3. Грамотное управление нематериальными активами -- персоналом: уменьшается текучесть кадров, повышается заинтересованность в работе. 4. Быстрое принятие решение в критических ситуациях. 5. Системный контроль за работой компании. А КАК ЖЕ ПРИБЫЛЬ? Прибыль компании -- финансовый результат. Он является показателем эффективности, но не целью. Финансы выполняют в ИСО роль "датчиков" критических отклонений в работе организации. Это контроль различных издержек, чистой прибыли и т. д. Главное в стандартах ИСО -- восприятие персонала как ресурса и выстраивание с ним отношений, которые напрямую влияют на лояльность работников, производительность их труда, "добровольное" снижение затрат. Особая роль отводится обучению персонала стандартам ИСО. Такой опыт есть, например, в ФГУП АЭХК, который уже обучил 6300 сотрудников. Культура работы в ИСО не достигается простым следованием инструкции, хотя это тоже очень важно. Недостаточно знать, что делать и как это делать. Важно понимать, почему следует делать именно так. Понимание процесса -- есть готовность к потенциальным проблемам и препятствиям в работе. Поэтому готовность к ИСО должна быть выражена от высшего руководства до линейного персонала. Опыт применения мировых стандартов ИСО широко представлен в Восточной Сибири. Международные стандарты качества используются в Иркутском диагностическом центре, ОАО "НПК "Иркут", ЗАО "Труд", ОАО "БрАЗ", ИрКАЗ, ВСЖД и других организациях. В перспективе -- внедрение ИСО в торговых компаниях, предприятиях по производству пищевых продуктов, медицинских центров и т. д. Внедрение стандартов ИСО -- это социальная ответственность бизнеса и доверие общества к нему. Выбор остается за нами -- идти к цивилизованному, западному рынку или оставаться в условиях восточного рынка, базара. Петр ИЛЬИН, бизнес-консультант, бизнес-тренер 10.12.07
|