Сегодня: 24.07.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 24 июля 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

4


Рынок первой необходимости

Рынок санитарно-гигиенической бумажной продукции к 2010 г вырастет в 2,5 раза

За пределами границ России бумажные санитарно-гигиенические изделия именуют одним словом -- tissue. Наиболее известным и более распространенным продуктом является туалетная бумага, история которой начинается с середины XIX века. Тогда европейцы и американцы начали ходить в уборную со стопкой газетных обрезков, в результате чего некоторые периодические издания (Old Farmer"s, Almanac) даже начали выходить со специальным отверстием, чтобы их было удобно вешать на стену туалета. В 1928 году компания Hakle начала серийный выпуск туалетной бумаги, тем самым установив год ее рождения.

Традиционно рынок санитарно-гигиенической бумажной продукции делится на следующие сегменты: туалетная бумага, бумажные полотенца, салфетки, носовые платки, скатерти, косметические салфетки. В свою очередь каждый сегмент рынка делится еще на несколько подсегментов в зависимости от так называемой слойности -- от 1 до 4 слоев (в сегменте туалетной бумаги и носовых платков), а количество наименований изделий в остальных сегментах -- от 1 до 3. При этом от количества слоев зависит ценовое позиционирование продукции: с увеличением слоев повышается цена. К слову, на цену оказывает влияние и то, какие технологии используются для изготовления изделия и улучшения его различных характеристик. К примеру, задача для премиальной туалетной бумаги -- быть мягкой и одновременно прочной, хорошо растворяться в воде, а бумажных полотенец -- обладать отличными абсорбирующими свойствами. Примечательно, что рынок tissue характеризуется национальной спецификой, что обусловлено в первую очередь культурой потребления гигиенических средств страны. Так, например, по данным на 2004 год, в США уровень потребления составляет более 20 кг в год на человека, в Японии -- 12 кг, в Западной Европе -- 11--12 кг, в России же в среднем на одного человека приходится всего около 1--1,5 кг санитарно-гигиенической бумажной продукции. По данным компании "Астер", сегодня этот показатель увеличился вдвое. Исходя из этого, отечественный рынок санитарно-гигиенических бумажных изделий считается одним из самых перспективных в сегменте непродовольственных товаров FMCG. По оценкам специалистов, за 2004 год среднедушевое потребление гигиенических бумажных изделий составило порядка 1,3 кг в год, а среднегодовой объем отечественного рынка в натуральном выражении составил порядка 200 тыс. тонн. Компания "ГфК-Русь" констатировала, что за три квартала рынок вырос на 7% в натуральном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2003-го и на 22% в стоимостном выражении. Согласно сегодняшним данным, емкость рынка ежегодно увеличивается на 7--9%, и такие темпы, по прогнозам экспертов, сохранятся и в ближайшие годы. Эксперты отмечают, что долгое время, несмотря на мощную сырьевую базу и большое число целлюлозно-бумажных комбинатов в стране, туалетная бумага была едва ли не единственным сегментом отечественного рынка tissue. И на сегодняшний день этот сегмент составляет от 80 до 90% рынка, и объемы его потребления продолжают расти. Так, в 2005 году потребление бумаги выросло на 25%, а в 2006 году россиянами было куплено 240 тысяч тонн бумаги на стоимость более 20 миллиардов рублей, ежегодные же темпы роста данного сегмента превышают 10%. По данным инвестиционно-банковского департамента инвестиционной компании "ФИНАМ", сегодня объем российского рынка туалетной бумаги превышает 3,8 млрд руб. в год. Отмечается рост интереса потребителей к подсегменту детской туалетной бумаги, отличие которой от взрослой заключается в более красочной упаковке и отсутствии каких-либо ароматизаторов. Порядка 50% продаж составляет туалетная бумага, 30% -- носовые платки и косметические салфетки. Характерной тенденцией за последние годы является рост удельного веса сегментов бумажных салфеток и полотенец, эксперты отмечают темпы прироста порядка 15%. Таким образом, салфетки являются вторым широко представленным сегментом и занимают, по результатам исследования MA Step by Step, от 15 до 20% рынка. Производство бумажных салфеток в России, несмотря на серьезный потенциал роста, сдерживается отсутствием предложения высококачественной бумаги-основы. Большинство предприятий отрасли используют салфеточную бумагу, чьи потребительские свойства не позволяют выпускать продукцию достойного качества. Сегодня практически 90% всего российского производства салфеток -- низкосортный однослойный продукт, в то время как более 90% декоративных двух- и трехслойных салфеток -- продукция иностранных компаний. Сегмент бумажных полотенец занимает сегодня, пожалуй, самую малую рыночную долю -- всего 5%, по данным компании Step by Step. Однако эксперты считают этот сегмент наиболее динамичным с учетом мировых тенденций. Помимо видовой сегментации, российский рынок бумажной гигиены четко подразделяется на сегменты по соотношению цена -- качество, как утверждают эксперты рынка. Выделяются экономичный, стандартный (или средний) и премиум сегменты. Недорогая бумажно-гигиеническая продукция преимущественно отечественного производства, изготовленная из макулатуры или смешанного сырья соответствует экономичному сегменту. В этом же сегменте встречаются и иностранные марки, произведенные в России: Lotus (Джорджия-Пасифик), Zewa (SCA Hygiene Products Russia), Soft&Easy (Delitissue Sofidel), Mola (Metsa Tissue). Для среднего ценового сегмента характерна двухслойная продукция более высокого качества и жесткая конкуренция производителей. Этот сегмент представлен такими торговыми марками: Lotus (Джорджия-Пасифик), Zewa (SCA Hygiene Products Russia), Regina (Delitissue Sofidel), Kleenex (Кимберли-Кларк), Aster (Астер).

В сегменте премиум присутствует дорогая продукция высшего качества (трехслойная и/или четырехслойная): Lotus (Джорджия- Пасифик), Regina Exellent (Delitissue Sofidel), Zewa Soft (SCA Hygiene Products Russia), Hakle (Hakle GmbH & Co).

Практически все игроки называют наиболее перспективным средний сегмент. Его доля неуклонно увеличивается, развитие рынка в этом секторе весьма динамично. Также активно развивается сегмент премиум, несмотря на невысокий уровень его продаж по сравнению со средним и экономичным сегментами. А доля эконом-класса сокращается в количественном и растет в стоимостном выражении. По данным Торговой компании "Олма", среднегодовой прирост стандартного и премиального сегментов составляет порядка 60%. Специалисты компании "Астер" отмечают, что развитие этих ценовых категорий характерно в первую очередь для регионов с более высоким уровнем доходов, таких как Москва, Урал и Восточная Сибирь. Однослойная туалетная бумага по-прежнему доминирует на российском рынке бумажных гигиенических изделий по физическому объему продаж. Но наблюдается смещение потребительских предпочтений в сторону качественной дорогой продукции, преимущественно двух- и трехслойной, которая выигрывает по таким параметрам, как мягкость, прочность, абсорбирующие свойства, продается в удобной гигиеничной и привлекательной упаковке, тогда как дешевая однослойная продукция чаще всего продается неупакованной. Помимо этого, растет и культура потребления таких продуктов, как бумажные полотенца или косметические салфетки. Однако наиболее четко эта тенденция проявляется в семьях с доходом выше среднего.

Кроме этого, аналитики отмечают, что перспективность среднего сегмента обусловлена еще и развитием розничных сетевых операторов по объемам продаж бумажных изделий, так как их выход на региональные рынки меняет структуру продаж: происходит перераспределение каналов дистрибуции от мелкого опта к формату cash&carry, от универсамов к гипер- и супермаркетам.

По данным Торговой компании "Олма", на конец 2003 года в России производилось 75% продукции, из которых порядка 24% всего сегмента туалетной бумаги составляли отечественные производители.

Более 20 % всей производимой в стране туалетной бумаги выпускается на заводе в Светогорске Ленинградской области, ныне дочернего предприятия концерна Svenska Cellulosa Aktiebolaget с торговыми марками: Zewa, Libero, Libresse, Tork, Tena. Также сильные позиции на рынке у иностранных компаний, позиционирующих свою продукцию в более дорогих сегментах: SCA Hygiene Products Russia, Джорджия-Пасифик. Лидерами российского рынка туалетной бумаги, по данным ACNielsen на 2006 год, являются компании: "Georgia-Pacific", "SCA Hygiene Products" и ЗАОр Народное предприятие "Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат" (НП "НЧ КБК"), занявшие в 2005 году 56,6% рынка в физическом и 61,7% в стоимостном выражении. Аналитики рынка отмечают, что по состоянию на начало 2006 года соотношение импортной и производимой в России продукции составляло примерно 50/50. В тот же период иностранные компании начали активнее открывать производства в России и, помимо наматывания и упаковки рулонов, заинтересовались в полном переносе производства в Россию. Сдерживающим фактором остается неудовлетворительное качество сырья, поэтому иностранные компании в экономных и стандартных сегментах работают на привозном сырье, продукция класса премиум импортируется полностью. Так, например, с целью снижения себестоимости продукции некоторые западные компании перенесли часть производства в Россию: Georgia- Pacific - в Ивантеевку Московской области, а SCA Hygiene Products - в Светогорск. По оценке инвестиционно-банковского департамента инвестиционной компании "ФИНАМ", стоимость организации производства той же туалетной бумаги зависит от его масштабов, а рентабельность производства, как правило, достаточно высока и может достигать 50--60%.

Согласно мнению экспертов, российский рынок бумажно- гигиенической продукции в целом сложился. На нем присутствуют все мультинациональные известные бренды, несколько крупных независимых российских компаний, а также большое количество мелких игроков, которые способствуют перенасыщению его ассортимента. Производители, входящие в число лидеров рынка, сосредоточили усилия на оптимизации ассортимента и продвижение своих брендов.

Эксперты полагают, что российский рынок санитарно- гигиенической бумажной продукции далек от насыщения и перспективы его развития связаны не столько с ростом благосостояния населения, сколько с выходом столичных сетей в регионы и формированием культуры потребления данных товаров. Оценивая дальнейшие тенденции развития российского рынка tissue, по прогнозу компании "Астер", в ближайшем будущем произойдет сокращение числа игроков путем вытеснения слабых и неконкурентоспособных и увеличение доли высококачественной продукции класса премиум, а также консолидация средних производителей, уменьшение брендов и рост ассортиментной линейки. Иностранные компании усилят свою интервенцию в Россию соразмерно, в частности Европа и США, заинтересованные в размещении своих производств в стране через свои филиалы в Китае. Также ожидается динамичный рост продаж дорогой качественной продукции. К 2010 году потребление санитарно-гигиенической бумажной продукции в России достигнет 5 кг в год на человека, способствуя тем самым активному росту рынка не менее чем в 2,5 раза. В секторе туалетной бумаги продолжится сокращение доли однослойной продукции и рост потребления многослойной. К 2007--2008 году лидером предложения на рынке станет двухслойная туалетная бумага в полимерной упаковке. Ожидается существенный рост доли продукции высшего ценового предложения -- трехслойной бумаги. Также активно будут развиваться сегменты одноразовых носовых платков и влажных салфеток.

businesspress.ru

10.12.07


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные