Сегодня: 22.11.17
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 22 ноября 2017 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 

ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА


ПОСЛЕДНИЙ ОТЧЕТ

Отчетность по стандартам МСФО необходима почти любой фирме, имеющей партнеров на Западе

Расходы крупного бизнеса на аудит и написание всей необходимой отчетности могут достигать десятка миллионов долларов в год. Потребности компаний все время растут, а услуги консалтеров медленно, но верно дорожают с каждым годом. На чем пытаются сэкономить предприниматели? Времена, когда средняя, а иногда и крупная компания могла обойтись привычной финансовой отчетностью по российским бухгалтерским стандартам (РСБУ), остались в далеком прошлом. Сегодня даже скромная фирма готова предложить финансовым контролерам и потенциальным инвесторам целый пакет документов, описывающих ее благополучие. Кроме распространенной отчетности по международным стандартам (МСФО) или по US GAAP, руководитель может достать из рукава управленческую или, например, социальную отчетность. Формально все они не являются обязательными. Но для потребностей бизнеса на том или ином этапе может сгодиться любая из них. Написать документ еще полдела. Финансовую отчетность необходимо также подвергнуть обязательному аудиту. В общем, бизнесменам предстоит готовиться к немалым тратам. Естественно, на рынке достаточно специалистов, готовых создать отчетность с нуля и проверить труд штатных финансистов. Но приглашать каждый раз консалтеров готовы не все.

МУХИ И КОТЛЕТЫ

Раньше, оптимизируя расходы, многие предприниматели пытались использовать необходимое привлечение аудитора, чтобы фактически получить консалтинг. Иными словами, оперативно выправить отчетность в соответствии с требованиями законодательства, использовав советы сторонних специалистов. Сами аудиторы этому противились, предпочитая выполнять лишь минимально необходимый перечень работ. Тем более что и формально аудит отчетности и консалтинг при ее составлении должны выполнять разные организации. Постепенно заказчики вынуждены были с этим смириться.

"В последние несколько лет пришло понимание, что аудит и консалтинг -- разные услуги. По крайней мере, оно существует у крупных компаний и столичных фирм. Здесь никто уже не просит аудитора дать совет по тому или иному сложному вопросу составления бухгалтерской отчетности. Все понимают: это другая услуга. А вот у некоторых региональных клиентов еще возможно "смешение". Они у аудитора пока еще могут спросить совет, как лучше и правильнее отразить тот или иной факт в отчетности", -- говорит вице-президент по корпоративному развитию ФБК Ирина Сухова. Потому большинство расходов, по крайней мере по составлению первичной аудиторской отчетности по РСБУ, компаниям переложить ни на кого не удается. Затраты на бухучет получаются солидные, они могут достигать 5--10% от всей суммы налоговых сборов. Это неудивительно, например, для формирования декларации по налогу на прибыль может потребоваться до 100 налоговых справок и регистров. Впрочем, часто проблема заключается не только в количестве и многообразии форм необходимой документации. В большинстве компаний бухгалтеры выполняют множество дополнительных функций: отвечают на избыточные запросы руководства и других сотрудников, занимаются сбором документов от третьих лиц и внутри компании, получают задолженность с клиентов и т. д. Это часто мешает выполнению основных задач -- ведению учета и подготовке отчетности. Медленная работа бухгалтерии часто связана со слабой автоматизацией процессов учета. В результате штат счетоводов в компаниях расширяется, а ошибок меньше не становится. По оценкам экспертов, сегодня совокупные расходы на 100 бухгалтеров для российских компаний в среднем превышают 1 млн $ в год. Разумеется, многие компании уже смогли наладить у себя бухгалтерский учет и в состоянии создать качественную отчетность по РСБУ своими силами. Но только от активного и затратного сотрудничества со сторонними компаниями их это не спасает.

ЕЖЕГОДНЫЕ РАСХОДЫ

Обязательный аудит -- дело дорогое. При этом его стоимость увеличивается прямо пропорционально индексу потребительских цен. За последние три года она повышалась на 12--15% в среднем по рынку. "В стоимость входит планирование работ, проведение необходимых процедур на территории заказчика, составление отчета, а также осуществление контроля качества. Наиболее трудозатратным, а значит, и дорогим является аудит промышленных предприятий, которые производят продукцию с высокой добавленной стоимостью. Важно также, сколько операций и бизнес-процессов идет на объекте, -- объясняет общие принципы ценообразования генеральный директор аудиторской компании "Финэкспертиза" Агван Микаелян. -- Влияние на стоимость оказывает количество видов деятельности, которыми занимается организация. Чем их больше, тем дороже. Например, аудит отчетности по российским стандартам промышленной фирмы из сферы среднего бизнеса, занимающейся глубокой переработкой, обойдется в среднем в 300 000--500 000 рублей. Компания, работающая в сфере торговли, со сравнимым, а иногда и большим оборотом может найти ту же услугу тысяч на 100 дешевле. Но это минимальные цены". С каждым дополнительным направлением деятельности цена будет подскакивать в разы, влияет на стоимость и количество налогов, которые уплачивает предприятие. Иными словами, расходы на аудит обязательной отчетности по РСБУ могут оказаться сравнимыми с полноценным консалтингом по ее же написанию. Ведь аудитор выполняет, по сути, те же работы, что и автор отчетности. Естественно, возможно сэкономить. Компании с оборотом до 20 млн рублей могут перейти на упрощенный порядок налогообложения, что уменьшит объем работы аудиторов, а значит, и окончательную стоимость. Есть и еще один способ, правда, для большинства компаний, которые должны провести акционерные собрания в первой половине года, он не подойдет. "Цена на аудиторские услуги может варьироваться от времени года. Если организация не связана жесткими сроками и не должна в обязательном порядке продемонстрировать аудиторскую отчетность в период с января до 1 мая, то она может и подождать. Летом те же самые услуги обойдутся на 10--15% дешевле", -- рассказала Ирина Сухова.

МИР БЕЗ ГРАНИЦ

Отчетность по стандартам МСФО необходима почти любой фирме, имеющей партнеров на Западе. Спрос растет с каждым годом, а специалистов, которые могут ее подготовить, не хватает. "Сегодня наиболее востребованные услуги именно в области подготовки и аудита финансовой отчетности, выполненной в соответствии с международными нормами бухгалтерского учета, чаще всего МСФО. Например, многие компании, впервые выходящие на западный рынок, составляют свою отчетность в соответствии с МСФО в первый раз, -- рассказывает Джозеф Ватт, партнер компании Ernst & Young. -- Российские компании нанимают и обучают собственных специалистов в этой области, в сферу ответственности которых будут входить принятие решений по вопросам политики бухгалтерского учета и непосредственная подготовка отчетности. Но проблем достаточно много. Бухгалтерские нормы, применявшиеся в советской, а позднее в российской системе финансовой отчетности, не могут сразу перестроиться под стандарты МСФО. Одним из ключевых факторов здесь становится языковая проблема: не хватает высококачественных русскоязычных справочных материалов по правилам работы с международной отчетностью". Большинство предприятий не ведет параллельной бухгалтерии по отечественным и международным правилам. Двойная работа обходится недешево. Иногда это может привести к банальному удвоению расходов на отдел бухгалтерии. В то же время трансформация будет стоить компании приблизительно столько же, сколько и аудит отчетности РСБУ. Плюс-минус 50 000 рублей. А сам аудит обойдется минимум на 20% дороже, чем аналогичная работа с российской отчетностью. На практике большинство фирм выбирает все же второй вариант. Крупной компании аудит по МСФО может стоить порядка 1млн $ и выше. Лидерам отечественного бизнеса международная отчетность стоит еще на порядок больше. Вторая по популярности в нашей стране международная отчетность US GAAP (необходимая для работы с США) еще на 20--30% дороже, чем МСФО. Пропорционально дорожает и аудит. Дополнительный плюс к цене может дать бренд исполнителя.

ЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Помимо глобальных финансовых отчетностей у каждой крупной компании сегодня в запасе есть еще, как минимум, несколько других -- специальных документов на все случаи жизни. Наиболее полной из них является управленческая отчетность, которую обычно заказывают собственники. Дело в том, что финансовая отчетность далеко не всегда дает объективную картину состояния бизнеса. По крайней мере, с точки зрения его стратегического развития. Бухгалтерский учет преследует главным образом фискальные цели, а управленческий -- это инструмент принятия решений для руководства компании. Большое значение имеют и сроки составления отчетности. Как правило, для целей управления требуется более оперативное обновление документации. В случае с работой над бухгалтерской отчетностью приоритет отдается не срочности, а надежности. Другое существенное отличие -- управленческая отчетность базируется не только на финансовых, но и на качественных показателях. Например, и РСБУ, и МСФО будут отражать лишь выручку или прибыль от того или иного вида деятельности в компании. Управленческая должна показать, например, что рентабельность второго направления выше, и именно оно является перспективным с точки зрения дальнейшего развития бизнеса. Расходы на такую отчетность сопоставимы с подготовкой документации по МСФО. Особый блок корпоративных документов -- социальная, экологическая и другие специальные отчетности, которые в большинстве случаев готовятся не финансистами. Например, экологический аудит, по сути, ближе к инжиниринговому аудиту (заранее определить расходы на замер выбросов конкретного предприятия в окружающую среду). Отдельное направление консалтинговых компаний -- энергоаудит, когда фиксируется, сколько энергии потребляет организация. Третья категория специальных отчетностей -- так называемые частные отчетности, которые в большинстве случаев являются развитием тех или иных подразделов глобальной финансовой отчетности. Самая распространенная среди них -- налоговая. Она заказывается в тех случаях, когда у компании существует серьезная угроза разногласий с фискальными органами по поводу внесенных платежей в казну. Ее аудит может оказаться дороже, нежели стандартной. Все зависит от количества налогов, которые платит организация. Всего их существует около 40--50 видов. Наибольшие трудозатраты в налоговом аудите, как правило, приходятся на долю исследований НДС, налога на прибыль и зарплатных отчислений, т. к. это самые заметные налоги практически в любом бизнесе. Есть, правда, и исключения. Например, РЖД, ввиду масштабов и высокой диверсифицированности бизнеса, платит практически все налоги, кроме, пожалуй, налога на азартные игры. Большинство компаний, которые заказывают специальные документы на протяжении нескольких последних лет, вряд ли будут расширять уже существующий "пакет отчетностей". Куда интереснее для них снизить расходы на подготовку, а также на общее время составления отчетностей. "Компании все активнее реализуют проекты "быстрого закрытия отчетности" с тем, чтобы максимально снизить сроки оформления подотчетных периодов", -- признает Джозеф Ватт. Другое направление активности -- совершенствование существующих на фирмах стандартов автоматизации учета.

Иными словами, сегодняшний курс бизнеса -- на максимальное упрощение процедур. Чем меньше работы у аудитора, тем меньше впоследствии ему придется платить. Остальные возможности сэкономить крупными корпорациями уже использованы.

Алексей ПЕЧНИКОВ, Компания


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные