Сегодня: 23.01.20
логин
пароль
Рекламные ссылки:

Сегодня 23 января 2020 года

  
Рубрики:  КЛИМАТ НАШЕГО БИЗНЕСА  ВЛАСТЬ  РИСКИ  ДЕНЬГИ   ДЛЯ ПОЛЬЗЫ ДЕЛА  НАШ КВАДРАТНЫЙ МЕТР  КЛУБ МАРКЕТОЛОГОВ  BAIKALLAND  НАШЕГО УМА ДЕЛО  ДОРОЖЕ ДЕНЕГ  БИЗНЕС-ЛАНЧ  PDF-ВЫПУСКИ  1  2  3  4  5  6   7                        ГОСЗАКАЗ И КОММЕРЧЕСКИЕ ТЕНДЕРЫ                      *  
 


ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Изменения на рынке контрольно-кассовой техники

2007 год для рынка контрольно-кассовой техники ознаменовался большими переменами. Правительство внезапно вспомнило о необходимости разработки нормативной базы для Федерального Закона № 54 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". И вот участники рынка в один голос -- кто с радостью, кто с иронией -- произносят: "Дождались!".

"Год для всей нашей отрасли выдался знаковый. Одним словом -- дождались! Нормативная база, реализующая положения закона № 54-ФЗ, в основном была сформирована именно в уходящем году. Оно и неудивительно -- начался этот процесс в 2004-м, а обещанного на Руси, как известно, три года ждут. После долгого затишья 2005--2006 гг., привнесших в кассовую сферу лишь постановление Правительства РФ № 171 от 31.03.05 (регламентирующее согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ в случае оказания услуг населению порядок применения бланков строгой отчетности (БСО), приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков), минувший год выдался на редкость урожайным", -- говорит Игорь Вольфсон, руководитель направления продвижения продукции СКБ ВТ "Искра" (Санкт- Петербург). Чем именно ознаменовался прошедший год?

23 января было принято постановление Правительства РФ № 39, регламентирующее Правила ведения Государственного реестра ККТ, а также требования к его структуре и составу сведений. Этим же постановлением узаконено на уровне правительства РФ включение в Государственный реестр ККТ сведений о моделях ККМ согласно ранее принятым решениям ГМЭК (Государственной межведомственной экспертной комиссии).

6 марта Роспром (ФАП -- Федеральное агентство по промышленности), осуществляющий ведение Государственного реестра ККТ, выпустил первый приказ по указанному реестру, реализующий положения постановления Правительства РФ № 39. В связи с тем, что в соответствии с постановлением Правительства РФ № 39, состав сведений, включаемых в Государственный реестр ККТ, существенно отличается от состава сведений, включенных в Государственный реестр ККМ, наименование модели каждой ККМ было дополнено номером версии, то есть с формальной точки зрения, "претерпело изменения".

"Мы очень надеемся, что чиновники Федерального агентства по промышленности проявят беспристрастность и не явятся инструментом недобросовестной конкуренции в пользу отдельных представителей кассового рынка. Со стороны "новичков" рынка возможны попытки ложной дискредитации своих конкурентов, а в этих случаях помочь может в первую очередь объективное отношение ФАП ко всем участникам", -- поделился опасениями Владимир Пресняков, начальник отдела маркетинга Калужского завода телеграфной аппаратуры (Калуга).

В отличие от производителей, потребители в своих оценках однозначны: "То что, наконец, "открыли реестр ККМ" -- конечно, важное событие, и мы очень долго ждали этого момента. Нас очень интересуют новинки рынка ККТ: надежные, функциональные аппараты, которые, к сожалению, не могли в последнее время "легализоваться". Я точно знаю, что многие производители кассовых аппаратов с нетерпением ждали этого момента, с тем чтобы вывести на рынок свои новинки. Теперь остается надеяться, что ФАП "засучит рукава" и начнет активно работать: тогда мы в ближайшем будущем сможем сильно расширить ассортимент ККМ на рынке", -- так прокомментировал старт реестра ККМ Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации непродовольственных предприятий розничной торговли компании "1С-Рарус" (Москва).

23 июля было принято постановление Правительства РФ № 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями", изучение нюансов которого не затихает по сей день. На правительственном уровне не только утвержден масштабный понятийный аппарат и установлен порядок взаимодействия пользователей ККТ, ее поставщиков, ЦТО (Центра технического обслуживания) и налоговых органов, но и введен целый ряд существенных уточнений и новшеств. "Так, все нормы по применению ККТ распространены на кредитные организации; регламентированы условия применения ККТ при осуществлении денежных расчетов с помощью платежных карт; введены такие новшества, как идентификационный знак ККТ и учетный талон; на всю страну распространено применение марок-пломб; продекларирована унификация формы паспорта ККТ и т. д.", -- поясняет Игорь Вольфсон.

1 августа Роспром приказом № 321 включил в Государственный реестр 13 моделей ККТ дополнительно к ранее включенным. Таким образом, реально открылся Государственный реестр, более 3-х лет находившийся в "замороженном" состоянии. Следует отметить, что свершившееся в связи с этим возвращение на рынок ряда серьезных участников кассового бизнеса произошло достаточно безболезненно и не повлекло за собой предрекавшееся многими "специалистами" обрушение этого рынка.

5 сентября в целях реализации положений постановления Правительства РФ № 470, Минпромэнерго РФ приказами №№ 351 и 352 утвердило соответственно образцы марки-пломбы ККТ и идентификационного знака ККТ.

К сожалению, указанные нормативно-правовые акты (№№ 351 и 352) создали проблем больше, чем решили. Так, например, идентификационный знак ККТ содержит обозначение серии и учетный номер, но поскольку вопрос о едином производителе идентификационного знака не решен, а указания о производителе идентификационный знак не содержит, то серия и учетный номер могут повториться любое количество раз, что превращает эти реквизиты в невостребованные. Двухмерный штриховой код может формироваться любым способом, что ставит под сомнение дальнейшую возможность его унифицированного использования. Не регламентирован механизм присвоения кодов поставщика соответствующим организациям. В довершение всего 6-разрядный заводской номер ККТ, присутствующий на идентификационном знаке, не соответствует в части разрядности действующим техническим требованиям к ККТ.

"Есть вопросы и по маркам-пломбам. Так, присутствовавший на прежних образцах срок предельного использования превратился в дату выпуска, из-за чего сразу стал избыточным реквизитом. В соответствии с п. 10 постановления Правительства РФ № 470, после проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания ККТ на эту технику наклеивается марка-пломба. Формальное выполнение такой нормы превратит паспорт ККТ в своего рода кляссер, куда за период эксплуатации может быть наклеено свыше 100 корешков марок-пломб при ежемесячном техническом обслуживании", -- говорит г-н Вольфсон. С ним соглашается и Ольга Шибина, руководитель отдела экспертизы компании "Штрих-М" (Москва): "Хотелось бы, чтобы Минпромэнерго более подробно определил состав информации, печатаемой на марках-пломбах, и утвердил порядок их нумерации. Это обеспечит более полный контроль распространения марок-пломб и повысит эффективность их применения".

18 октября Госдума РФ на заседании № 254(967) приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменения в статью 2 Федерального закона № 54-ФЗ в части освобождения организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД для отдельных видов деятельности, от обязанности применения ККТ".

Законопроект предлагает освободить организации и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих ЕНВД (единый налог на вмененный доход), при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом, от обязанностей применения ККТ при наличных денежных расчетах и расчетах с использованием платежных карт. При этом условием отказа от ККТ является выдача документа, подтверждающего прием денег за соответствующие товары. "Законопроект обусловлен необходимостью поиска новых форм поддержки малого бизнеса в России. Однако, учитывая отрицательное заключение правительства РФ по вопросам сокращения сферы обязательного применения ККТ, можно предположить такой уровень требований к документу, подтверждающему прием денег за соответствующие товары, и технике для его оформления, что применение ККТ будет просто более выгодным для предпринимателя с экономической точки зрения", -- рассуждает Игорь Вольфсон. Аналогичным образом воспринимает ситуацию начальник отдела сбыта НТЦ "Орион" Владимир Белов (Москва): "Представьте, человек торгует хлебом на улице. Где ему взять необходимую документацию, которая будет подтверждать прием денег за проданный товар, если у него нет кассы? Конечно, ему будет выгоднее обзавестись кассой и развязаться с этой головной болью".

По-другому смотрит на данное изменение Александр Заржецкий: "Отмена ККМ для плательщиков ЕНВД -- шаг достаточно закономерный и ожидаемый. Он окажет заметное влияние на рынок: значительно сократится число предприятий, на которых будет использоваться ККТ. Наверное, несколько снизится спрос на простейшие кассы, которые в большинстве своем используют малые предприятия. На рынок крупных и средних торговых организаций такой закон не повлияет. Хотя, вариант разбить крупную фирму на много мелких ЧП становится еще более заманчивым: как минимум, не придется тратиться на кассы". 12 ноября вступило в силу Указание ЦБ № 1842-У, поясняющее порядок работы небанковских организаций по приему платежей от населения за услуги связи и ЖКХ.

В соответствии с этим указанием структурные подразделения МВД уже приступили к проверкам участников рынка приема платежей на предмет соответствия четырем условиям, при невыполнении которых деятельность организации по приему платежей является незаконной банковской деятельностью. С учетом того, что постановлением Правительства РФ № 470 в соответствии с нормами Федерального закона № 54-ФЗ на ККТ, используемую кредитными организациями при совершении кассовых операций, распространены все нормы, за исключением устанавливающих порядок и условия ее регистрации в налоговых органах (даже, согласно п. 12 Положения, введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов), следует рассматривать Указание ЦБ № 1842-У как первый шаг к применению ККТ в сфере кредитных организаций.

15 ноября заместитель министра Минфина РФ С. Д. Шаталов направил в ФНС РФ письмо № 03-01-15/15-411, снизившее напряженность рынка, возникшую после вступления в силу приказов Минпромэнерго РФ об утверждении образцов марки- пломбы ККТ и идентификационного знака ККТ.

С одной стороны ККТ без этих средств не должна регистрироваться в налоговых органах, а с другой -- не был подготовлен порядок их распространения и применения, не говоря уже о складских, дилерских, пользовательских и пр. запасах техники, еще не введенной в эксплуатацию. В соответствии с указанным письмом, требования к обязательности применения марки-пломбы и идентификационного знака ККТ взаимосвязаны с применением формы паспорта ККТ и могут реализовываться после вступления в силу приказа об утверждении образца данного документа.

ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ

Производители пока не предлагают ничего принципиально нового в технологическом плане. Что-нибудь совершенно новое если и появится, то не раньше 2010 года. И связано это будет либо с изменением законодательства, либо с широким внедрением платежных карт, либо с "втягиванием" кредитных организаций в кассовую орбиту. В основном производители работают над улучшением качества работы выпускаемой техники. Если этого не удается достичь в рамках старой модели или готовится некая экспансия в новый сегмент рынка -- появляются новые модели. "Кассовый рынок весьма специфичен. В первую очередь, за счет достаточно жестких, по сравнению с другими отраслями, требований как к самой технике, так и к правилам ведения Государственного реестра этой техники. И здесь вряд ли следует ждать какого-либо послабления или снятия ряда проблем, с которыми регулярно сталкиваются участники отрасли. Напротив, принятие новых требований неизбежно приведет к новым работам по кассовой технике", -- говорит Игорь Вольфсон. "Большинство нововведений еще не дало результатов, поэтому оценивать целесообразность будем в 2008 году. Поставщикам и ЦТО требуется время, чтобы перейти на новый порядок работы. Трудности переходного периода неизбежны, но мы работаем над тем, чтобы сделать их незаметными для наших клиентов", -- говорит Ольга Шибина. Сегодня поставщики моделей ККТ, включенных в Государственный реестр, ведут работы по внесению недостающих сведений, что связано с проведением экспертиз этих моделей. Готовится к включению в Государственный реестр целый ряд новых моделей ККТ. Согласовывается образец паспорта и учетного талона ККТ, разрабатываются технические характеристики и порядок функционирования этой техники. Что может ожидать отрасль в ближайшее время?

В 1--2-м кварталах текущего года будет утверждена форма паспорта и начнется глобальная паспортизация с установкой марок-пломб и идентификационных знаков. "Возможно, на первых порах -- только при регистрации ККТ в налоговых органах. Однако не следует забывать, что на сегодняшний день в небезупречном состоянии находится вся без исключения ККТ. Модели, не оснащенные ЭКЛЗ, не включены в Государственный реестр ККТ и никогда не исключались из него, поэтому легитимность их применения под большим вопросом. Для моделей, включенных в Государственный реестр ККТ ситуация осложняется тем, что их наименование дополнилось версией", -- говорит г-н Вольфсон. Ожидается утверждение паспорта ККТ, внедрение учетных талонов, знаков "Государственный реестр" и "Сервисное обслуживание" (соответствующие приказы Минфина РФ №№ 135н и 136н от 18 декабря 2007 года зарегистрированы в Минюсте РФ 21 января, и после ожидаемой со дня на день официальной публикации будет определен порядок их вступления в силу). Неопределенность в этих вопросах уже вызывает конфликтные ситуации во взаимоотношениях налоговых органов с пользователями ККТ и ЦТО. И, самое главное, Минпромэнерго РФ должно разработать и утвердить по согласованию с Минфином РФ, МЭРТ РФ и ФСБ РФ технические характеристики и параметры функционирования для всех групп ККТ, включая электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, и программно-технические комплексы. "Как только это произойдет, включение в Государственный реестр начнется по вновь разработанным требованиям. И регистрация ККТ -- тоже. Не стоит забывать и про блок вопросов, связанных с применением ККТ кредитными организациями при совершении кассовых операций -- здесь следует ждать существенных сдвигов, особенно в части платежных терминалов. В общем, "покой нам только снится", -- заключает Игорь Вольфсон.

Анна КОНОНОВА, DEBUST-БЮРО

11.03.08


  На первую страницу
  Cмотреть анонсы всех последних публикаций рубрики
  Cмотреть в архиве рубрики

Рекламные ссылки:

   
Написать отклик: itg@tinf.irk.ru
  
Условия размещения рекламы на сайте
Подписка на издание
Выходные данные